Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения. Задание 1. Укажите, выражают ли следующие слова и словосочетания одни и те же понятия





 

Задание 1. Укажите, выражают ли следующие слова и словосочетания одни и те же понятия

а) Азбука, букварь; б) Озеро Байкал, самое глубокое озеро в мире; в) Сходство, близость, родство, единство; г) Записка, шпаргалка; д) День рождения, годовщина, юбилей; е) Адвокат, защитник; ж) Спутник, товарищ, компаньон; з) Закон, правило; и) Прямоугольник, ромб, квадрат, правильный четырёхугольник; к) Лётчик, пилот, авиатор.

 

Задание 2. Подберите к представленным понятиям слова или словосочетания, имеющие сходное смысловое значение

а) Человек; б) Государственный служащий; в) Граница; г) Победитель; д) Гигант; е) Глазной врач; ж) Талант; з) Памятник; и) Друг; к) Довод.

Задание 3. Подберите к представленным понятиям слова или словосочетания, имеющие противоположное смысловое значение

а) Авангард; б) Храбрость; в) Встреча; г) Бедность; д) Свобода; е) Порядок; ж) Младший по званию; з) Доказательство; и) Подчинённый; к) Симпатия.

 

Задание 4. Укажите, какие из нижеперечисленных понятий по своему объёму являются общими, единичными или нулевыми

а) Страна Восходящего Солнца; б) Юпитер; в) озеро Байкал; г) ООН; д) Круглый квадрат; е) Живой труп; ж) Философ Платон; з) Лесостепь; и) Кащей бессмертный; к) Атомоход; л) Человек, побывавший на Луне; м) Человек, побывавший на Марсе; н) Университет; о) МГУ; п) Алла Борисовна Пугачёва; р) президент; с) президент РФ; т) Действующий президент.

 

Задание 5. Указать, какие из нижеперечисленных понятий по своему содержанию являются:

- Собирательными и несобирательными: а) Число; б) Бригада грузчиков; в) Библиотека; г) Тень; д) Мужество; е) Кооператив; ж) Взвод; з) Деревня; и) Поэзия; к) Свидетель; л) Невежество; м) Журнал; н) Халатность; о) Путешествие; п) Флот.

- Конкретными и абстрактными: а) Политическая система; б) Отвага; в) Противоправность; г) Бескорыстие; д) Железобетонная конструкция; е) Грамотность; ж) Трезвость; з) Стоимость; и) Адвокат; к) Инициатива; л) Ускорение; м) Президент компании; н) Преступность; о) Воинское звание; п) Аукцион.

- Соотносительными и безотносительными: а) Старший офицер; б) Соучастник; в) Честность; г) Внук; д) Хитрость; е) Контрреволюция; ж) Близкий человек; з) Химический элемент; и) Нечётное число; к) Верхний предел; л) Ксерокопия; м) Причина; н) Право; о) Взяткодатель; п) Проблема.

- Положительными и отрицательными: а) Невесомость; б) Ненастье; в) Беспечность; г) Наблюдательность; д) Безответственность; е) Нечётное число; ж) Нехороший человек; з) Антифашист; и) Взяточник; к) Грабёж; л) Оригинал свидетельства; м) Противоправное деяние; н) Двухколёсный велосипед; о) Гипотеза; п) Неудачное приземление.

 

Задание 6. Охарактеризуйте понятия по объёму и содержанию

а) Общество; б) Государство; в) Возраст; г) Дерево; д) Русалка; е) Независимость; ж) автор романа "Три мушкетёра"; з) Покоритель космоса; и) скоростной поезд "Сапсан"; к) Незаконное решение; л) Сепаратизм; м) Музыкальная группа; н) Управленческое решение.

Задание 7. Укажите, какие из нижеперечисленных понятий обладают наибольшим объёмом и наибольшим содержанием.

1. Студент, учащийся, стипендиат;

2. Учебник, книга, учебник по Логике;

3. Христианство, православие, религия;

4. Знак, математический знак, умножение.

5. Берёза, дерево, липа, лиственное дерево;

6. Рабочий, слесарь, каменщик, трудящийся;

7. Документ, паспорт, удостоверение личности;

8. Статья УК РФ, статья 105 УК РФ, статья закона;

9. Золото, аргон, инертный газ, химический элемент;

10. Суд, Министерство, орган государственной власти;

11. Город, столица, населённый пункт, районный центр;

12. Огнестрельное оружие, карабин, карабин Драгунова;

13. Четырёхугольник, квадрат, правильный четырёхугольник;

14. Студент педагогического университета, студент среднего специального учебного заведения, учащийся.

 

Задание 8. Приведите примеры понятий тождественных, подчинённых, подчиняющихся или пересекающихся с данными понятиями

а) планета Солнечной системы; б) правильный четырёхугольник; в) город России; г) телевизор; д) автомобиль; е) металл; ж) животное; з) социолог; и) вода; к) мухомор.

 

Задание 9. Приведите примеры понятий соподчинённых, противоречащих и противоположных данным понятиям

а) белое облако; б) дружественный поступок; в) актёр кино; г) космонавт; д) физическое явление; е) рыбное филе; ж) спичечный коробок; з) глубокая лагуна; и) равнобедренный треугольник; к) офицер.

 

Задание 10. Определите отношения между понятиями и представьте их в круговых схемах.

1. Друг, недруг;

2. Вуз, университет;

3. Право, обязанность;

4. Врач, хирург, терапевт;

5. Жилой дом, кирпичный дом;

6. Пальма, сосна, дерево, высокое дерево;

7. Металл, золото, драгоценность, монета;

8. Студент, староста студенческой группы;

9. Рыба, щука, хищная рыба, морская рыба;

10. Орган государственного управления, суд;

11. Квадрат, ромб, четырёхугольник, трапеция;

12. Река, горная река, река на Кавказе, река Ока;

13. Автомобиль, вертолёт, танк, подводная лодка;

14. Верующий, православный, католик, европеец;

15. Автомобиль, вертолёт, танк, подводная лодка;

16. Молодой человек, работник, учащийся, студент;

17. Президент, президент России, глава государства;

18. Строение, дом, кирпичный дом, трёхэтажный дом;

19. Млекопитающее, дерево, живое существо, кашалот;

20. Европейское государство, федеративное государство;

21. Еженедельник, периодическое издание, газета, журнал;

22. Стол, обеденный стол, антикварный стол, дубовый стол;

23. Наука, математика, психология, социальная психология;

24. Яхта, частная собственность, парусная яхта, морское судно;

25. Изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура;

26. Адвокат, юрист, прокурор, человек с высшим образованием;

27. Добросовестный человек, недобросовестный человек, студент;

28. Картина, произведение искусства, раритет, картина П. Пикассо;

29. Солнечная система, звёздная система, Галактика, Млечный путь;

30. Гуманность, человечность, деяние, явление общественной жизни;

31. Автор романа "Война и мир", писатель, русский писатель, классик;

32. Учёный, юрист, общественный деятель, кандидат юридических наук;

33. Населённый пункт, город, районный центр, посёлок городского типа;

34. Университет, высшее учебное заведение, учебное заведение, академия;

35. Метрополитен, автобус, городской транспорт, муниципальный транспорт;

36. Валюта, иностранная валюта, американский доллар, российский рубль;

37. Организация, учебное заведение, университет, строительный факультет;

38. Государство, европейское государство, федеративное государство, Россия;

39. Литературное произведение, драма, стихотворение, поэтическое произведение, роман;

40. Субъект Российской Федерации, Краснодарский край, Орловская область, республика Карелия;

41. Переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, знающий французский язык; человек, имеющий высшее образование.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое понятие?

2. Что такое существенные и отличительные признаки?

3. Что такое содержание и объём понятия?

4. Охарактеризуйте понятия по объёму.

5. Охарактеризуйте понятия по содержанию.

6. Охарактеризуйте отношения между совместимыми понятиями.

7. Охарактеризуйте отношения между несовместимыми понятиями.


Date: 2015-11-13; view: 851; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию