Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания и упражнения. Задание 1. Укажите, выражают ли следующие слова и словосочетания одни и те же понятия
Задание 1. Укажите, выражают ли следующие слова и словосочетания одни и те же понятия а) Азбука, букварь; б) Озеро Байкал, самое глубокое озеро в мире; в) Сходство, близость, родство, единство; г) Записка, шпаргалка; д) День рождения, годовщина, юбилей; е) Адвокат, защитник; ж) Спутник, товарищ, компаньон; з) Закон, правило; и) Прямоугольник, ромб, квадрат, правильный четырёхугольник; к) Лётчик, пилот, авиатор.
Задание 2. Подберите к представленным понятиям слова или словосочетания, имеющие сходное смысловое значение а) Человек; б) Государственный служащий; в) Граница; г) Победитель; д) Гигант; е) Глазной врач; ж) Талант; з) Памятник; и) Друг; к) Довод. Задание 3. Подберите к представленным понятиям слова или словосочетания, имеющие противоположное смысловое значение а) Авангард; б) Храбрость; в) Встреча; г) Бедность; д) Свобода; е) Порядок; ж) Младший по званию; з) Доказательство; и) Подчинённый; к) Симпатия.
Задание 4. Укажите, какие из нижеперечисленных понятий по своему объёму являются общими, единичными или нулевыми а) Страна Восходящего Солнца; б) Юпитер; в) озеро Байкал; г) ООН; д) Круглый квадрат; е) Живой труп; ж) Философ Платон; з) Лесостепь; и) Кащей бессмертный; к) Атомоход; л) Человек, побывавший на Луне; м) Человек, побывавший на Марсе; н) Университет; о) МГУ; п) Алла Борисовна Пугачёва; р) президент; с) президент РФ; т) Действующий президент.
Задание 5. Указать, какие из нижеперечисленных понятий по своему содержанию являются: - Собирательными и несобирательными: а) Число; б) Бригада грузчиков; в) Библиотека; г) Тень; д) Мужество; е) Кооператив; ж) Взвод; з) Деревня; и) Поэзия; к) Свидетель; л) Невежество; м) Журнал; н) Халатность; о) Путешествие; п) Флот. - Конкретными и абстрактными: а) Политическая система; б) Отвага; в) Противоправность; г) Бескорыстие; д) Железобетонная конструкция; е) Грамотность; ж) Трезвость; з) Стоимость; и) Адвокат; к) Инициатива; л) Ускорение; м) Президент компании; н) Преступность; о) Воинское звание; п) Аукцион. - Соотносительными и безотносительными: а) Старший офицер; б) Соучастник; в) Честность; г) Внук; д) Хитрость; е) Контрреволюция; ж) Близкий человек; з) Химический элемент; и) Нечётное число; к) Верхний предел; л) Ксерокопия; м) Причина; н) Право; о) Взяткодатель; п) Проблема. - Положительными и отрицательными: а) Невесомость; б) Ненастье; в) Беспечность; г) Наблюдательность; д) Безответственность; е) Нечётное число; ж) Нехороший человек; з) Антифашист; и) Взяточник; к) Грабёж; л) Оригинал свидетельства; м) Противоправное деяние; н) Двухколёсный велосипед; о) Гипотеза; п) Неудачное приземление.
Задание 6. Охарактеризуйте понятия по объёму и содержанию а) Общество; б) Государство; в) Возраст; г) Дерево; д) Русалка; е) Независимость; ж) автор романа "Три мушкетёра"; з) Покоритель космоса; и) скоростной поезд "Сапсан"; к) Незаконное решение; л) Сепаратизм; м) Музыкальная группа; н) Управленческое решение. Задание 7. Укажите, какие из нижеперечисленных понятий обладают наибольшим объёмом и наибольшим содержанием. 1. Студент, учащийся, стипендиат; 2. Учебник, книга, учебник по Логике; 3. Христианство, православие, религия; 4. Знак, математический знак, умножение. 5. Берёза, дерево, липа, лиственное дерево; 6. Рабочий, слесарь, каменщик, трудящийся; 7. Документ, паспорт, удостоверение личности; 8. Статья УК РФ, статья 105 УК РФ, статья закона; 9. Золото, аргон, инертный газ, химический элемент; 10. Суд, Министерство, орган государственной власти; 11. Город, столица, населённый пункт, районный центр; 12. Огнестрельное оружие, карабин, карабин Драгунова; 13. Четырёхугольник, квадрат, правильный четырёхугольник; 14. Студент педагогического университета, студент среднего специального учебного заведения, учащийся.
Задание 8. Приведите примеры понятий тождественных, подчинённых, подчиняющихся или пересекающихся с данными понятиями а) планета Солнечной системы; б) правильный четырёхугольник; в) город России; г) телевизор; д) автомобиль; е) металл; ж) животное; з) социолог; и) вода; к) мухомор.
Задание 9. Приведите примеры понятий соподчинённых, противоречащих и противоположных данным понятиям а) белое облако; б) дружественный поступок; в) актёр кино; г) космонавт; д) физическое явление; е) рыбное филе; ж) спичечный коробок; з) глубокая лагуна; и) равнобедренный треугольник; к) офицер.
Задание 10. Определите отношения между понятиями и представьте их в круговых схемах. 1. Друг, недруг; 2. Вуз, университет; 3. Право, обязанность; 4. Врач, хирург, терапевт; 5. Жилой дом, кирпичный дом; 6. Пальма, сосна, дерево, высокое дерево; 7. Металл, золото, драгоценность, монета; 8. Студент, староста студенческой группы; 9. Рыба, щука, хищная рыба, морская рыба; 10. Орган государственного управления, суд; 11. Квадрат, ромб, четырёхугольник, трапеция; 12. Река, горная река, река на Кавказе, река Ока; 13. Автомобиль, вертолёт, танк, подводная лодка; 14. Верующий, православный, католик, европеец; 15. Автомобиль, вертолёт, танк, подводная лодка; 16. Молодой человек, работник, учащийся, студент; 17. Президент, президент России, глава государства; 18. Строение, дом, кирпичный дом, трёхэтажный дом; 19. Млекопитающее, дерево, живое существо, кашалот; 20. Европейское государство, федеративное государство; 21. Еженедельник, периодическое издание, газета, журнал; 22. Стол, обеденный стол, антикварный стол, дубовый стол; 23. Наука, математика, психология, социальная психология; 24. Яхта, частная собственность, парусная яхта, морское судно; 25. Изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура; 26. Адвокат, юрист, прокурор, человек с высшим образованием; 27. Добросовестный человек, недобросовестный человек, студент; 28. Картина, произведение искусства, раритет, картина П. Пикассо; 29. Солнечная система, звёздная система, Галактика, Млечный путь; 30. Гуманность, человечность, деяние, явление общественной жизни; 31. Автор романа "Война и мир", писатель, русский писатель, классик; 32. Учёный, юрист, общественный деятель, кандидат юридических наук; 33. Населённый пункт, город, районный центр, посёлок городского типа; 34. Университет, высшее учебное заведение, учебное заведение, академия; 35. Метрополитен, автобус, городской транспорт, муниципальный транспорт; 36. Валюта, иностранная валюта, американский доллар, российский рубль; 37. Организация, учебное заведение, университет, строительный факультет; 38. Государство, европейское государство, федеративное государство, Россия; 39. Литературное произведение, драма, стихотворение, поэтическое произведение, роман; 40. Субъект Российской Федерации, Краснодарский край, Орловская область, республика Карелия; 41. Переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, знающий французский язык; человек, имеющий высшее образование.
Вопросы для повторения 1. Что такое понятие? 2. Что такое существенные и отличительные признаки? 3. Что такое содержание и объём понятия? 4. Охарактеризуйте понятия по объёму. 5. Охарактеризуйте понятия по содержанию. 6. Охарактеризуйте отношения между совместимыми понятиями. 7. Охарактеризуйте отношения между несовместимыми понятиями.
|