Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов





Экология

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов

заочной формы обучения всех направлений

 

 

Красноярск 2015

Издаётся по решению научно-методического совета по направлению 37.03.01 «Психология» НОУ ВПО СИБУП

 

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор СИБУПа,

зав. кафедрой общественных наук

 

Шадрин И. А.

Экология: методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения всех направлений / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015. – 22 с.

 

 

© НОУ ВПО СИБУП, 2015

© Шадрин И.А., 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Содержание курса  
Содержание дисциплины  
Тема № 1. Введение: предмет, методы и задачи экологии, история экологии  
Тема № 2. Понятие о биосфере. Биосфера и человек. Биосфера и экосфера  
Тема № 3.Организм и факторы среды  
Тема № 4.Структура популяций. Динамика популяций  
Тема № 5.Экосистема как элемент биосферы. Структура и динамика экосистем  
Тема № 6.Человек и общество как часть биосферы. Человек с точки зрения законов эволюции  
Тема № 7.Основы рационального использования природных ресурсов и охраны природы  
Тема № 8.Экологическая безопасность и проблемы выхода из экологического кризиса  
Варианты контрольных работ  
Контрольные задачи  
Вопросы к зачету по курсу  
Список литературы  

 

Введение

Нарушение функционирования природных сообществ под воздействием человеческой деятельности привело к кризисной ситуации, а технократический образ мышления уже не дает надежды на решение экологических проблем путем правильной организации хозяйства и производства. Именно поэтому экология и стала приобретать общечеловеческое значение. Однако под экологией и сейчас в нашем обществе неточно понимается негативное состояние среды или последствия деятельности человека на окружающую среду. С одной стороны такой антропоцентрический подход оправдан в связи с современным состоянием биосферы, т.к. ликвидация или предупреждение негативных последствий неправильного веденияхозяйства - очень важная задача. Но необходимо учитывать, что человек это часть биосферы и вне ее существовать не может. Поэтому не менее важно понимать роль экологии не только как прикладной дисциплины, но и как науку, способную помочь установить правильные взаимоотношения человека и биосферы на основе знания законов формирования и функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный кругооборот веществ. А, следовательно, обеспечить реальность экоцентрического подхода.

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основ теоретических знаний по общей экологии; знать характерные особенности взаимодействия человека и природы, причины возникновения экологического кризиса; знать основы российского и международного экологического права, понимать концепцию экоразвития.

умения:

теоретические: обосновывать необходимость применения методов экологии; выявлять закономерности в экологических процессах; оперировать понятиями и определениями экологического права; анализировать изменения в окружающей среде и обществе под влиянием антропогенного пресса.

практические: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.

навыки: использование логики, дедукции в процессе ведения профессиональной деятельности, умение анализировать механизмы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), вопросы защиты от негативных антропогенных факторов, формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к экологической безопасности человека и общества.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Самостоятельная работа студентов и ее основные виды

Основные виды самостоятельной работы студентов:

- подготовка к семинарским занятиям;

- проработка тестового материала;

- работа с учебной и научной литературой;

- подготовка доклада и реферативной работы.

Основные формы контроля самостоятельной работой студентов:

- тестирование;

- проверка контрольных работ;

- обсуждение доклада и его оценка;

- экспресс опрос по вопросам для самоконтроля и по разделам изучаемой темы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема № 1. Введение: предмет, методы и задачи экологии, история экологии

Предмет экологии; краткая история экологии; методы экологии; структура макроэкологии; прикладные аспекты экологии; экологические проблемы современности; задачи экологии.

Студент должен:

- иметь представление:

1. об изучаемом предмете;

2. об основных этапах развития экологии как науки;

3. о основных и второстепенных задачах экологии.

- знать:

1. причины возникновения экологического кризиса;

2. основные методы, применяемые в экологии;

3. современную структуру экологии (российский и западный варианты)

уметь:

1. обосновывать необходимость применения методов экологии;

2. охарактеризовать современные представления об экологическом кризисе;

3. доказать необходимость изучения экологии в высших учебных заведениях.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение экологии?

2. Каковы основные вехи развития экологии?

3. С какими небиологическими дисциплинами связана экология?

4. Чем обусловлены первоначальные и современные определения экологии как науки?

5. Как соотносятся глобальные экологические проблемы и экологические проблемы России?

Тема № 2. Понятие о биосфере. Биосфера и человек. Биосфера и экосфера

Биосфера как специфическая оболочка Земли; свойства сложных систем и системные законы макроэкологии; системность жизни; биогеохимические циклы; понятие экосферы, эволюция экосферы; понятие ноосферы.

Студент должен:

- иметь представление:

1. о биосфере как «живой оболочке» Земли;

2. о системном подходе к восприятию окружающей среды;

3. об основных этапах эволюции экосферы.

- знать:

1. свойства сложных систем и системные законы макроэкологии;

2. биогеохимические циклы;

3. причины, вызвавшие выход животных и растений на сушу и развитие разума у человека.

уметь:

1. охарактеризовать условия, при которых возможен переход юиосферы в ноосферу;

2. обосновывать правомерность употребления понятия «жизнь» по отношению к бактериям и вирусам;

3. доказать необходимость включения в рацион человека витаминов, микроэлементов и др.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение биосферы, экосферы и ноосферы?

2. Как соотносятся понятия биосферы и экосферы?

3. Назовите системные законы макроэкологии?

4. Какими свойствами обладает живая система?

5.Есть ли в окружающем мире те объекты, которые системами не являются?

Тема № 3. Организм и факторы среды

Влияние температуры на жизненные процессы, аномальные свойства воды; вода и минеральные соли, кислород и газообмен в окружающей среде, биологическое действие спектральных участков солнечного излучения, общие принципы адаптаций организма (правило оптимума, правило минимума). Общие закономерности действия биотических факторов; Основные формы межвидовых и внутривидовых отношений в экосистеме - нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, ресурс-эксплуататор, мутуализм.

Студент должен:

- иметь представление о:

1. влиянии факторов среды на живые организмы;

2. основных закономерностях действия биотических факторов;

3. формы межвидовых и внутривидовых отношений в экосистеме.

- знать:

1. аномальные свойства воды;

2. общие принципы адаптаций организма;

3. общие принципы адаптаций организма.

уметь:

1. объяснить источники поступления кислорода в атмосферу и гидросферу;

2. охарактеризовать биологическое действие спектральных участков солнечного излучения;

3. доказать эволюционную необходимость сотрудничества и симбиоза.

Вопросы для самоконтроля:

1. Благодаря каким свойствам воды возникла жизнь, назовите их?

2. Назовите стратегии теплообмена?

3. Как связаны свет и биологические ритмы?

4. Как различается газообмен в водной и воздушной среде?

5. Приведите примеры прямых и косвенных антропогенных воздействий человека на окружающую среду?

6. Какие преимущества получили животные, вышедшие на сушу и какие преимущества утратили?

7. Объясните невысокое плодородие тропических лесов и их истинную роль в кругообороте углерода?

8. Какие основные проявления видовой адаптации к факторам среды у водных и наземных организмов?

9. Назовите несколько абиотических и биотических факторов; независимы ли они друг от друга?

10.Какие из биотических форм взаимодействий можно отнести к симбиозу?

Тема № 4. Структура популяций. Динамика популяций

Понятие популяции; популяция как биологическая система; структура популяций - пространственная, экологическая, половая, возрастная, генетическая; размер и динамика численности популяций, изменения численности - r и k-стратегии; гомеостаз популяций - поддержание пространственной, генетической структуры и регуляция численности.

Студент должен:

- иметь представление о:

1. популяции как биологической системе;

2. структуре популяций - пространственной, экологической, возрастно-половой, генетической;

3. гомеостазе популяций.

- знать:

1. законы изменения численности;

2. роль популяций в экосистеме;

3. правила пространственного распределения животных и растений по территории ареала.

уметь:

1. выделять границы популяций;

2. охарактеризовать географический и экологический типы изоляции;

3. выявить связь между строением популяции и эволюцией вида.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение популяции как составной части экосистемы?

2. Опишите экологическую структуру популяции, какие факторы обеспечивают ее устойчивость?

3. Связана ли потенциальная способность к размножению с реальными условиями окружающей среды?

4. Какие организмы принадлежат к r-стратегам, а какие к k-стратегам; в чем различие этих стратегий?

5. Какие способы поддержания структуры и численности известны у живых существ?

Тема № 5. Экосистема как элемент биосферы. Структура и динамика экосистем

Понятие экосистемы; место экосистемы в биосфере - уровни биологической организации; виды экосистем, их состав и функциональная структура; пространственная и трофическая структура, экологические ниши; динамика экосистем (суточные и сезонные аспекты, сукцессии, гомеостаз экосистем).

Студент должен:

- иметь представление о:

1. месте экосистемы в биосфере;

2. пространственной и трофической структуре экосистем;

3. динамике экосистем.

- знать:

1. виды экосистем, их состав и функциональную структуру;

2. уровни организации живой материи;

3. формы экологических ниш.

уметь:

1. выделять границы экосистем;

2. охарактеризовать суточные и сезонные аспекты динамики экосистем;

3. показать причины устойчивости экосистем при антропогенном влиянии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие экосистемы и опишите ее роль в биосфере?

2. Объясните, почему пирамида биомасс в океане "перевернута"?

3. В связи с чем в процессе экологической сукцессии продуктивность системы возрастает?

4. В чем отличие первичных сукцессий от вторичных?

5. Чем отличаются трофические цепи от трофических сетей?

Тема № 6. Человек и общество как часть биосферы. Человек с точки зрения законов эволюции

Формы воздействия человека на окружающую среду; деятельность человека как фактор эволюции; технологические и экологические формы воздействия человека на биосферу; экологические ниши и численность человечества.

Студент должен:

- иметь представление о:

1. формах воздействия человека на окружающую среду;

2. деятельности человека как фактора эволюции;

3. происхождении домашних животных и растений.

- знать:

1. примеры негативного влияния человека на биосферу;

2. биологический и социальный подходы к численности человека на планете;

3. этапы смены экологических ниш человечества.

уметь:

1. объяснить появление в среде обитания человека организмов-вредителей;

2. охарактеризовать основные этапы развития человечества;

3. доказать невозможность «возвращения к природе».

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы антропогенного воздействия существуют? В чем их отличие?

2. Какие данные подтверждают разрушение своей среды обитания человеком за последние 10 -15 тыс. лет?

3. Назовите основные факторы антропогенеза и адаптации человека к среде обитания?

4. Можно ли считать остановку роста численности населения признаком вырождения нации?

5. Какие этапы прошел человек на пути к разуму?

Тема № 7. Основы рационального использования природных ресурсов и охраны природы

Понятие природных ресурсов и их классификация (земельные, водные, энергетические, минеральные и биоресурсы); природные ресурсы и их использование; масштабы и последствия загрязнения; охрана животного и растительного мира, атмосферы и вод.

Студент должен:

- иметь представление о:

1. классификации природных ресурсов;

2. масштабах и последствиях загрязнения окружающей среды;

3. использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека.

- знать:

1. проблема эксплуатации биоресурсов;

2. альтернативные источники энергии;

3. типы ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

уметь:

1. объяснить существование т.н. «антиресурсов»;

2. охарактеризовать особенности неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов;

3. доказать невозможность полного изъятия природных ресурсов из окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие природные ресурсы вы знаете?

2. Объясните причины кислотных осадков?

3. Каковы могут быть последствия парникового эффекта?

4. Предложите наиболее безопасный способ транспортировки нефтепродуктов по воде?

5. Какие альтернативные источники энергии вы знаете? В чем их преимущество?

Тема № 8. Экологическая безопасность и проблемы выхода из экологического кризиса

Экологические поражения; экологическая безопасность и здоровье населения; экологически приемлимый риск; экологические стратегии; концепция устойчивого развития; понятие, цели и методы экологического права. Понятие и принципы экоразвития; экологизация экономики; эколого-экономические системы и необходимость структурных изменений экономики; управление экоразвитием (цели, функции, актуальные проблемы организации управления природопользованием и контроль).

Студент должен:

- иметь представление о:

1. формах чрезвычайных ситуаций;

2. экологической безопасности и здоровье населения;

3. понятии и принципах экоразвития.

- знать:

1. о концепции устойчивого развития;

2. цели и методы экологического права;

3. основные работы Римского клуба.

уметь:

1. объяснить понятие «экологически приемлимый риск»;

2. охарактеризовать различные экологические стратегии;

3. доказать необходимость экологизации экономики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие и назовите типы экологических поражений?

2. Какие специфические экопатологии вы можете назвать?

3. Понятие и критерии экологической безопасности?

4. Охарактеризуйте концепцию устойчивого развития?

5. Опишите цели и методы экологического права?

6. Назовите принципы экоразвития?

7. Объясните необходимость коренных изменений экономики и производства?

8. Как вы понимаете главную цель экоразвития?

9. Каковы функции управления экоразвитием?

10. Экоразвитие – будущее человечества или могут быть другие пути решения экологического кризиса?

Date: 2015-11-13; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию