Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение. Наука





 

1. Просвещение. Во второй половине XIX века система просвещения Грузии претерпела значительные изменения. В этот период был упразднен Кавказский учебный округ и руководство учебными заведениями было возложено на губернаторов. Вскоре Кавказский учебный округ восстановили.

Согласно новому положению, все местные органы и частные лица имели право открывать начальные народные школы разного типа. Прием учащихся производился независимо от сословной принадлежности.

В 1867 году наряду с расширением обучения русскому языку было допущено и обучение грузинскому языку. Но с 1873 года грузинский язык оставили только лишь в прогимназических классах средних учебных заведений и то как необязательный предмет. С 80‑х годов XIX века началось изгнание грузинского языка и из начальных школ.

Выдающиеся грузинские общественные деятели и педагоги: Якоб Гогебашвили, Илья Цинамдзгвришвили, Луарсаб Боцвадзе, Иванэ Ростомашвили и другие оказывали упорное противодействие полной русификации начальных школ, но тем не менее к началу 90‑х годов XIX века грузинский язык почти полностью был изъят из начальных школ.

Несмотря на русификаторскую политику в сфере образования и множество других препятствий во второй половине XIX века сеть начальных школ значительно расширилась. Возросло количество школ, преобразовывались старые школы и открывались новые.

Увеличилось число пансионов, музыкальных и художественных школ. На протяжении всего XIX века грузинская интеллигенция не прекращала борьбы за создание грузинского высшего учебного заведения. В Тбилиси вопрос об основании высшего учебного заведения был поставлен в официальных кругах.

Составили проект открытия в Тбилиси Закавказского лицея, но он не был осуществлен. Вскоре стало известно об ожидаемом приезде в Тбилиси императора России Александра II. Решено было подать ходатайство на имя царя об открытии университета. Но совершенно неожиданно под давлением Кавказской колониальной администрации его заменили просьбой об открытии кадетского корпуса. Этот возмутительный акт был с негодованием встречен передовой грузинской общественностью.

В формировании системы национального образования неоценим вклад великого классика грузинской педагогики, публициста и детского писателя, выдающегося деятеля национального движения Якоба Гогебашвили (1840–1912). Созданные им учебники «Дэда эна» («Родная речь»), «Бунебис кари» («Окно в природу») и учебное пособие «Грузинская азбука и первая книга для чтения учащимися» до сих пор не утратили своего значения.

Большую роль в формировании национальной системы образования сыграло «Общество по распространению грамотности среди грузин» (1879).

В борьбе с русификаторской политикой России и утверждении национальной системы образования большая заслуга принадлежит: Иосифу Оцхели, Тедо Жордания, Шио Читадзе, Тедо Разикашвили и другим.

Ввиду отсутствия высшего учебного заведения в Грузии для получения высшего образования грузинская молодежь отправлялась в различные города Российской империи. Грузинские студенты учились в университетах и других высших заведениях Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Дерпта (Тарту), Варшавы.

 

2. Наука. Вторая половина XIX и начало XX веков отмечены резким подъемом в развитии естественных и гуманитарных наук. В развитие физиологической науки большой вклад внес заведующий кафедрой физиологии Петербургской военно‑медицинской академии профессор Иванэ Тархнишвили (1846–1908).

В Одесском университете успешной исследовательской деятельностью в области агрохимии занимался профессор Василий Петриашвили (1845–1908). В этом же университете кафедру химии возглавлял профессор Петре Меликишвили (1850–1927), впоследствии – первый ректор Тбилисского университета.

Большая роль в развитии картвелологии (грузиноведения) во второй половине XIX века принадлежит действительному члену Российской Академии наук, автору многих историко‑филологических трудов Мари Броссе (1802–1880). Особо следует отметить его труд «История Грузии».

Руководитель кафедры грузинского языка и грузинской словесности в Петербургском университете профессор Давид Чубинашвили (1814–1891) составил грузинско‑русско‑французский, грузинско‑русский и русско‑грузинский словари, Хрестоматию грузинской литературы и Грамматику грузинского языка.

Во второй половине XIX века плодотворную деятельность продолжали известные грузинские историки Платон Иоселиани (1809–1875) и Сулхан Бараташвили (1821–1866). Платону Иоселиани принадлежит значительный труд по истории Грузии «Жизнь Георгия XIII‑го». Сулхан Бараташвили на научной основе изучил многие значительные проблемы по истории Грузии. Он на русском языке издал обобщенный труд «История Грузии».


Активной научной деятельностью в этот период занимался известный грузинский историк Димитрий Бакрадзе (1827–1890). Он являлся членом‑корреспондентом Российской Академии наук. Из его трудов особое значение имела «История Грузии» (с древнейших времен до конца X века).

В развитие грузинской исторической науки во второй половине XIX и в начале XX веков большой вклад внесли Александр Цагарели (1844–1929), Тедо Жордания (1854–1916), Мосэ Джанашвили (1855–1934), Александр Хаханашвили (1862–1911), Нико Марр (1867–1934). Тедо Жордания опубликовал важные материалы по истории Грузии. Мосэ Джанашвили научно переработал и издал многие произведения древнейшей грузинской литературы. Он же издал учебник по истории Грузии. Изучению истории Грузии посвятил свои труды профессор Московского университета и Лазаревского института Александр Хаханашвили.

Заслуживает внимания его четырехтомное исследование «История грузинской словесности». Этапное значение в развитии картвелологии имели исследования по вопросам грузинского языкознания, литературы и истории Грузии выдающегося представителя Петербургской школы картвелологии Нико Марра.

В начале XX века на арену творческой деятельности выходит новое поколение картвелологов: Иванэ Джавахишвили, Эквтиме Такаишвили, Иосиф Кипшидзе, Акакий Шанидзе, Георгий Ахвледиани, Корнели Кекелидзе. Труды Иванэ Джавахишвили (1876–1940) «История грузинского народа» (первая книга вышла в 1908 г., а вторая – в 1914 г.) и «Древнейшая грузинская историческая литература (V–XVIII вв.), изданная в 1916 году, и другие открывают новый этап в развитии грузинской исторической науки.

Вместе с грандиозной по своим масштабам научно‑исследовательской деятельностью И. Джавахишвили проводил большую подготовительную работу в целях основания грузинского национального университета. Это великое национальное дело Иванэ Джавахишвили вместе со своими единомышленниками (Акакием Шанидзе, Шалвой Нуцубидзе, Корнелием Кекелидзе и другими) успешно осуществил чуть позднее, в 1918 году.

 







Date: 2015-11-13; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию