Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность. Факторы эластичности спроса и их характеристика. Эластичность предложения по цене, ее факторы и характеристика





 

В экономических исследованиях часто требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень этой взаимосвязи. Очевидно, что скорость и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. Изучение реакции типичных потребителей и производителей на изменение тех или иных условий позволяет сделать прогноз на поведение рынка в целом. Экономисты для этих целей используют такой математический показатель, как эластичность, который и характеризует чувствительность функции к изменению аргумента.

В математике эластичность функции равна отношению относительного (процентного) изменения функции к относительному (процентному) изменению аргумента. Это означает, что изменение функции вызвано соответствующим изменением аргумента.

Если обозначить эластичность через Е (от англ. еlasticity – эластичность), абсолютное изменение аргумента через ∆х,абсолютный прирост функции через ∆y, тогда эластичность запишется так:

Если изменение аргумента мало, то отношение приростов функции и аргумента равно производной функции, и формула для эластичности примет вид:

В экономической теории спрос представляет собой функцию многих показателей, наиболее важными среди которых являются: цена данного товара, доход покупателей и цены других товаров. Поэтому ниже будут определены следующие характеристики эластичности:

· эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса);

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность спроса по цене другого товара (перекрестная эластичность спроса).

Эластичность спроса по цене есть отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены:

,

где Qd – объем спроса на товар, Р – цена на этот товар.

Так как между изменением объема спроса и изменением цены зависимость обратная, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательным. Однако в данном случае знак эластичности не представляет интереса, поэтому для оценки реакции спроса на изменение цены используют абсолютную величину эластичности . Некоторые авторы, чтобы иметь дело с положительными показателями, определяют эластичность потребления по спросу как

.

Ценовая эластичность спроса показывает чувствительность объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Она характеризует замещаемость данного товара другими товарами в потреблении.

С прос эластичен, если Ed > 1. В этом случае незначительное повышение цены приводит к существенному снижению объема спроса. Эластичным спросом обладают те товары, которые легко замещаются в потреблении.

Спрос неэластичен, если 0 < Ed < 1. В данном случае объем спроса слабо чувствителен к изменению цены и характерен для товаров, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами.

Спрос абсолютно эластичен, если Ed является бесконечно большой величиной. Товар приобретается в неограниченном количестве при снижении цены или от него отказываются вообще при повышении цены.

Спрос абсолютно неэластичен, если Ed = 0. В этом случае изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса.

Пример 2.5. Рассмотрим случай линейной функции спроса Qd = 10 – 2р. Найдем формулу ценовой эластичности. Учитывая, что производная данной функции равна –2, получим формулу ценовой эластичности спроса:

.

На рис. 5.3 проиллюстрируем все возможные случаи ценовой эластичности спроса для данной задачи:

если р = 0, то Еd = 0, т.е. спрос абсолютно неэластичен (точка А);

если р = 5, то Еd = ∞, т.е. спрос абсолютно эластичен (точка В);

если р = 2,5, то Еd = 1, т.е. спрос обладает единичной эластичностью (точка С)

Рисунок 5.3 - Изменение ценовой эластичности спроса вдоль линии спроса

 

Эластичность спроса по цене у разных товаров может заметно различаться. Спрос на товары первой необходимости (пища, одежда, жилище и т.д.) неэластичен, так как они необходимы для жизни, и отказаться от их потребления нельзя вопреки росту цен. Предметы роскоши проявляют более высокую эластичность к изменению цены.

Эластичность спроса по доходу есть отношение относительного изменения объема спроса на товар к относительному изменению суммарного дохода потребителя:

,

где Qd – объем спроса на товар, I – доход потребителя.

Эластичность спроса по доходу может принимать отрицательные значения, и эти случаи играют важную роль при анализе рыночного поведении потребителей. Этот показатель характеризует степень насыщенности спроса на данный товар.

Товары, для которых эластичность спроса по доходу положительна, считают нормальными.

Если EI > 1, спрос на такие товары слабо насыщен, и по мере роста дохода потребители начинают его активно насыщать. Такие товары являются предметом роскоши (ювелирные украшения, деликатесы и т.п.).

Если 0< EI > 1, спрос на такие товары насыщен в высокой степени, и с увеличением дохода спрос на них растет незначительно. Эти товары называют предметами первой необходимости (хлеб, чай, молочные продукты). Если EI = 1, то имеем дело с товарами второй необходимости

Товары, для которых при увеличении дохода покупателей объем спроса на них сокращается, являются некачественными. Для них эластичность спроса по доходу отрицательна (рис. 5.4).

Рисунок 5.4 - Зависимость объема спроса от дохода

1 – товары первой необходимости; 2 – предметы роскоши; 3 – низкокачественные блага

Перекрестная эластичность спроса товара Х по цене товара Y есть отношение относительного изменения объема спроса на товар Х на относительное изменение цены товара Y:

,

где Qx – объем спроса на товар Х, Py – цена товара Y.

Она характеризует степень взаимозависимости двух данных товаров в потреблении:

если Exy > 0, то товары x и y скорее всего взаимозаменяемые (например, масло и маргарин, шоколадные батончики);

если Exy < 0, то x и y являются взаимодополняющими (например, дисковод и дискета, автомобиль и бензин);

если Exy = 0, то товары x и y называются нейтральными, т.е. не оказывают влияния друг на друга (например, стол и цемент, яблоки и спички).

На практике бывают случаи, когда показателем перекрестной эластичности пользоваться нельзя, так как он может неверно охарактеризовать связь двух рынков. Предположим, что на товар, который занимает в бюджете потребителей большое место (хлеб, крупы), заметно увеличилась цена, тогда покупатели станут беднее и сократят потребление не только подорожавшего товара, но и многих других. Если в этом случае использовать определение перекрестной эластичности формально, то наши товары окажутся взаимодополняемыми, а это неверно.

На эластичность спроса оказывают влияние и другие факторы. Приведем примеры наиболее важных из них.

1. Наличие достаточного количества и качества товаров-субститутов (заменителей), удовлетворяющих потребность человека. В целом, чем больше по количеству и требуемому качеству субститутов, тем выше эластичность спроса на них. В то же время спрос на товары и услуги, имеющие мало заменителей, является относительно неэластичным (например, услуги местной телефонной станции или электроосвещения).

2. Фактор времени. Как правило, эластичность увеличивается в течение более длительных временных интервалов, поскольку они повышают возможность для покупателей находить больше товаров-заменителей. Например, спрос на бензин является относительно неэластичным в короткий период времени, но более эластичным в длительные периоды. Рост цен на бензин побуждает многих покупать более экономичные по расходу горючего автомобили, чаще использовать общественный транспорт и т.д.

3. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены. Например, повышение цены на 10% на зубную пасту или карандаши слабо скажется на бюджете потребителя, следовательно, и на эластичность спроса на эти товары.

4. Невозможность отложить удовлетворение потребности. Эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые, с точки зрения потребителя, являются необходимыми. Разновидностью данной закономерности является особенно низкая эластичность спроса на те товары, потребление которых не может быть отложено (с точки зрения потребителя). Примером может служить спрос на цветы 8 марта или 1 сентября.

5. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения потребителя являются для него наиболее необходимыми.

Обратимся теперь к эластичности предложения.

Эластичность предложения по цене есть отношение относительного изменения объема предложения к относительному изменению цены:

,

где QS – объем спроса на товар Х, P – цена товара.

Поскольку функция предложения возрастает, ценовая эластичность предложения положительна. Исключение составляет функция предложения труда, которая может уменьшаться, начиная с некоторой ставки заработной платы.

Эластичность предложения Es показывает чувствительность объема предложения к изменению цены данного товара, при условии постоянства всех других факторов, воздействующих на предложение. Предложение считается эластичным, если Es > 1, неэластичным, когда Es < 1, и предложение обладает единичной эластичностью при Es = 1. Также имеют место случаи, когда предложение абсолютно неэластично Es =0; предложение абсолютно эластично, если ценовая эластичность предложения бесконечно велика.

Помимо цены на эластичность предложения влияют и другие факторы.

1. Наличие товаров-заменителей. В предложении товарами-заменителями являются те, на изготовление которых можно сравнительно легко перевести имеющиеся производственные ресурсы (например, перейти от производства ключей для домашних замков к изготовлению гаечных ключей). Чем легче производственный ресурс переводится от изготовления одного товара к другому, тем выше будет эластичность предложения.

2. Фактор времени. В более длительные периоды легче переводить производственные мощности с производства одного товара на другой, реагируя на изменение соотношения их цен. Учитывая рост спроса, в коротком интервале времени предложение может быть увеличено лишь посредством более интенсивного применения наличных производственных ресурсов. Однако этот способ может расширить рыночное предложение лишь на сравнительно незначительный объем. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене.

3. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если ресурсов не хватает, а резервов нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

Следует обратить внимание, что во всех формулах определения коэффициента эластичности мы до сих пор измеряли эластичность в точке, так называемую «точечную» эластичность. Точечная эластичность – это реакция спроса или предложения на бесконечно малое изменение какого-либо фактора. Поэтому можно сказать, что точечная эластичность – это величина эластичности спроса (предложения) по какому-либо фактору, определяемая для каждой точки кривой спроса (предложения).

В заключение необходимо отметить, что эластичность в микроэкономическом анализе решает многие вопросы, среди которых наиболее важными являются такие, как анализ поведения потребителей и производителей, определение стратегии фирм и хозяйствующих субъектов в вопросах максимизации доходов и полезности, развитие инструментария государственного регулирования экономики, прогнозирование изменений в расходах и доходах населения из-за изменения цены товаров и услуг и т.д.

 

Рыночное равновесие: сущность и роль в экономической системе. Равновесная цена и равновесный объем. «Сдвиги» точки рыночного равновесия и их причины. Дефицит и перепроизводство на товарных рынках – сущность и причины.

 

На рынке сталкиваются интересы покупателя, олицетворяющего спрос, и продавца, представляющего предложение. Каждый из них соглашается совершить сделку по устраивающей обе стороны цене, таким образом, спрос взаимодействует с предложением. В этом случае говорят, что на рынке установилось равновесие.

Итак, ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения при некоторой цене товара или услуги, называется рыночным равновесием. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса и предложения – равновесным объемом.

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены при некоторой цене, называется равновесным, оптимальным.

При ценах больше (меньше) равновесной наблюдается недостаток (избыток) спроса.

Таким образом, если предложение превышает спрос, имеет место избыток предложения – перепроизводство. Так как покупатель вынуждает продавцов снижать цены, то имеем дело с рынком покупателя. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия.

Если спрос превышает предложение, говорят о дефиците предложения (избытке спроса). В данном случае складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия. Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты являются следствием государственного контроля над ценами.

Таблица 5.1

Date: 2015-11-13; view: 1051; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию