Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перечислить основные задачи органов местного самоуправления и выполняемые ими функции: исполнительные и нормативно-правовыеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Понятие, структура и функции органов государственной власти, осуществляющих управление регионом (муниципальное образованием).. 3 1.1 Дать определение следующим понятиям: органы местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления,местное самоуправление, муниципальная служба…………………………………... 3 Перечислить основные задачи органов местного самоуправления и выполняемые ими функции: исполнительные и нормативно-правовые….. 3 Охарактеризовать представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Структура и функции районных администраций (для областных и краевых центров)………………………………………………. 23 2. Задача……………………………………………………………………….. 26 Список используемой литературы…………………………………………... 35 Понятие, структура и функции органов государственной власти, осуществляющих управление регионом (муниципальное образованием). 1.1 Дать определение следующим понятиям: органы местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления,местное самоуправление, муниципальная служба.
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Местное самоуправление - самостоятельное и под свою ответственность, непосредственно или через органы муниципального управления (местного самоуправления) деятельность населения по решению местных вопросов, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Перечислить основные задачи органов местного самоуправления и выполняемые ими функции: исполнительные и нормативно-правовые.
Цели муниципального управления - это удовлетворение потребностей и учет интересов населения муниципального образования. Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Центральное место в системе муниципального управления занимает формирование комплекса миссии, целей и задач, обеспечивающих их достижение. Цели и задачи муниципального управления определяются научно обоснованными перспективами социально-экономического развития муниципального образования на основе главной цели - миссии муниципального управления. Главная цель или миссия муниципального управления и образования Главная цель муниципального управления - является причиной возникновения и деятельности органов муниципального управления (т.к. население самостоятельно ее достичь не в состоянии). Значение главной цели, которая объективно существует и адекватно воспринята муниципальным служащим, имеет большое значение. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если должностные лица и муниципальные служащие не воспринимают главную цель муниципального управления и не считают ее своей, то у них отсутствует ориентир для принятия оптимальных решений. Главная цель определяет положение муниципального управления в системе местного самоуправления и обеспечивает направление и ориентиры для определения последующих целей и задач на различных уровнях всех муниципальных структур. Рассматривая главную цель муниципального управления с точки зрения определения основных потребностей населения и их эффективного удовлетворения, должностные лица местного самоуправления фактически создают базу для своей поддержки населением в будущем. Главная цель любой социально-экономической системы и муниципального управления в особенности, определяется в первую очередь потребностями населения. Если эта система в основном выступает как система, предназначенная для наиболее полного удовлетворения каких-либо потребностей населения, то ее главной целью должен быть уровень и качество обслуживания населения. Определение потребностей и их удовлетворение входит в круг обязанностей структурных подразделений органов местного самоуправления. Следовательно, можно утверждать, что главной целью муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования. Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.), который определяется их доходами. Для оценки уровня жизни используют такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, доля в структуре потребляемых продуктов питания биологически ценных продуктов). Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. В этой связи выделяют "минимальный уровень потребления" и "рациональный уровень потребления". Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая "черта бедности". При этом не следует путать " минимальный уровень потребления" с "физиологическим минимумом потребления", ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни на данной территории. По этому показателю можно сравнивать любые территории между собой. "Рациональный уровень потребления" отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для человека. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет динамика приближения к такому потреблению. Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идет о таких сложных для количественных оценок показателях, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическая и имущественная безопасность граждан и т.п. Здесь требуются интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определенность. Качество жизни - понятие, выделяющее и характеризующее посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. В современной социологии с его помощью принято обозначать те стороны общественной и индивидуальной жизни, которые не поддаются чисто количественным характеристикам. Возникнув в связи с вопросами охраны окружающей среды, здоровья людей и обновления городов, проблема качества жизни приобрела затем более общее смысловое значение. Понятие качества жизни акцентирует внимание на ценностно-смысловой стороне образа жизни общества и человека, анализирует социальное, человеческое измерение роста эффективности новых технологий, новых возможностей потребления, суммирует эффект технического, экономического и политического процессов, происходящих на данной территории. Оценки уровня и качества жизни населения изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня лишь слегка превышает "черту бедности". Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни должны непременно учитывать эти обстоятельства. Все вышеперечисленное характерно для муниципального управления в целом, но для конкретного муниципального образования существуют только ему присущие миссия и цели, и они у всех муниципальных образований могут и должны быть разные. Так что следует различать миссию муниципального управления и миссию муниципального образования. Миссия муниципального образования является важным элементом муниципального управления. Миссия муниципального образования - основное назначение, определяющее смысл его существованию: то главное, что оно предоставляет и обеспечивает своему населению сейчас и в последующем его потомкам, памяти предков, а также региону и Российской Федерации. Существуют следующие определения миссии муниципального образования, в той или иной степени, характеризующие это понятие. Миссия муниципального образования это: 1) документ, устанавливающий связь и ориентирующий в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают муниципальное образование изнутри, и тех, кто воспринимает его снаружи. Миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия; 2) оценка полезности муниципального образования субъектами внешней среды во всех аспектах - экономическом, политическом, социальном и др. Оценка этой полезности (миссии, предназначения) для внешней среды означает возможность притока инвестиций, материально-товарных, информационных, энергетических, интеллектуально-трудовых и других ресурсов. Содержание миссии включает в себя оценку конкурентных преимуществ муниципального образования в целом, его предприятий и фирм на рынках регионального, национального и других уровней; 3) основная суть развития муниципального образования, которая показывает, какие человеческие потребности и как удовлетворяются здесь, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ресурсы и принимать стратегические управленческие решения. Предназначение миссии - четко выразить единую цель. Когда это удается, миссия оказывает серьезное конструктивное влияние на людей, от которых зависит будущее муниципального образования. Миссия может также создать основу для эффективной коммуникации с окружающей средой. Муниципальное образование, имеющее ясность относительно собственного предназначения, сможет активно позиционировать себя на внешнем рынке. Знание миссии придает определенность, индивидуальность, что позволяет привлекать инвесторов, продвигать товары или услуги. Другой важный момент в использовании формулировки миссии - это оценка деятельности субъектов хозяйствования с точки зрения базовых целей. Значение миссии для муниципального образования трудно переоценить. Злободневность этой проблемы на сегодня возросла, помимо конкуренции между регионами существует она и между муниципальными образованиями. Трудности связаны с тем, что на всех уровнях существует нежелание или неумение формулировать цели деятельности, и поэтому при первом же серьезном социальном потрясении страна, регион, муниципальное образование утрачивают управление и свою жизнеспособность. Поэтому в настоящее время ощущается насущная потребность в определении общих, идеологических целей, которые направят действия каждого жителя в единое русло, дадут ему чувство сопричастности. В рамках муниципального образования такую роль выполняет миссия. Анализируя опыт зарубежного и российского муниципального управления можно сделать следующие выводы о миссии муниципального образования. Во-первых, миссия муниципального образования - это информационное, сообщение. Оно несет в себе определенный объем информации, предназначенный для различных субъектов, обеспечивая эффективную коммуникацию с ними.. Этот момент чрезвычайно важен, так как само по себе существование миссии не- • достаточно, важно также донести ее до заинтересованных субъектов в муниципальном образовании. Во-вторых, миссия муниципального образования отвечает на вопросы, за- s чем и для чего? Она несет информацию о предназначении, смысле существования". муниципального образования, о том, что оно дает внешней среде (региону и Российской Федерации) и внутренней среде (местной власти, сообществу и бизнесу).'. В принципе это ответ на вопрос: «Для чего мы здесь живем?». В-третьих, миссия муниципального образования отвечает на вопрос, для кого? Она сообщает всем о том, чьи потребности удовлетворяются в процессе ее практической реализации. В этом смысле миссия выполняет рекламную функцию, указывая на территориальные и конкурентные преимущества перед другими муниципальными образованиями региона. Миссия также ориентирована на внутреннюю среду (местную власть, сообщество и бизнес), придавая действиям людей, осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они'' должны делать, но и что они получат, за свои действия. Для этого, в свою очередь, формулировка миссии должна быть доведена и разъяснена населению, а отзывы необходимо собирать, анализировать и соответственно, корректировать'. формулировку миссии. Понятно, что для такого диалога с жителями необходима',,, тщательно спланированная и организованная кампания на современной информационно-технологической основе, с привлечением социологических методов для проверки качества и количества охвата и обратной связи. Несомненно, наличие миссии важно не только для самой администрации, но и представителям бизнеса и руководителям общественных организаций, позволяя им взглянуть на ситуацию в муниципальном образовании как бы с высоты, направляя их деятельность в единое, полезное для муниципального образования-,(русло, способствуя единению, созданию корпоративного духа. Что касается, внешней функции, то естественно, что в конечном итоге она трансформируется во внутренние: внешние инвестиции в дополнительные рабочие места, экономический рост в рост благосостояния населения. Следовательно, миссия города - -это, с одной стороны, тот самый «символ», который нужен для презентации муниципального образования внешнему миру (в первую очередь инвесторам, и тот «символ», который собирает жителей, чтобы совместно воплощать в жизнь дела, которых ждет от них окружающий мир. В-четвертых, миссия подразумевает движение в определенном направлении, так как развитие, изменение к лучшему без движения не возможно. Это проявляется в таких формулировках, как «Стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения...» и т.п. В-пятых, миссия всегда имеет социальную направленность. В этом ее отличие от целей, которые в своей формулировке могут и не содержать социальный аспект и выражаться в достижении муниципальным образованием конкретных экономических показателей к определенному моменту времени. К примеру, «Достигнуть к такому-то году такого-то размера бюджета» и т.п. При формулировании миссии необходимо учитывать следующие требования: во-первых, не должно быть как чрезмерной конкретизации, так и обшей расплывчатости; во-вторых, миссия должна быть: а) реалистичной, т.е. реализуемой в определенные сроки, б) конкретной, она должна подходить именно к данному муниципальному образованию и никакому другому, в) основываться на специфике, связанной с поставкой определенных товаров и услуг на внешний рынок или особенностью культуры населения и местных обычаев, г) стимулировать, она должна быть направлена на сплочение всего населения, заставлять проявлять активность и стремление реализовывать заложенные в ней идеи. Цели муниципального управления Следует отличать цели науки муниципального управления от целей муниципального управления. Цель теории муниципального управления - исследование и выявление объективных законов, объясняющих процессы муниципального управления и позволяющих предвидеть их развитие и более эффективно управлять муниципальным образованием. В контексте системных исследований цель понимается как нечто, лежащее вне системы, но определяющее ее действие в качестве конечной причины. Смыслом и содержанием деятельности любой организации является достижение в будущем желаемого состояния. Эта цель определяет строение организации и средства, которые она использует для ее достижения. Основой организации управления является оценка вклада каждого элемента, каждой функции и вида деятельности в достижение общих целей. Четко сформулированные цели позволяют определить хорошие критерии для такой оценки и дают общие ориентиры на ближайшую и отдаленную перспективу. Цель - категория прогностическая и определяется информационными возможностями, надежностью гипотез развития и качеством прогнозирования. Для целей характерны: многозначность, противоречивость, изменчивость и неопределенность. В большинстве организаций предпочтение отдается достижению ближайших целей, отвечающих потребностям и условиям их деятельности. Более отдаленные цели обычно служат общим ориентиром и ограничением на выбор ближайших целей и методов их достижения. Эффективное управление любой организацией требует четкого определения краткосрочных, ближайших целей и достаточно ясного представления о направлении развития организации в будущем. Без строго определенной цели нельзя строить конкретное управление и определить критерии деятельности. Кроме того, понимание и разделение целей организации ее разработчиками помогает наладить эффективное управление, избежать действий, несовместимых с целями, и успешно ликвидировать возможные конфликты между целями подразделений и общей целью. Установление целей и стратегии является основанием для распределения взаимосвязанных функций и видов деятельности в организационной структуре. Далее в соответствии с ними устанавливается иерархия целей, ведущих к достижению главной цели. Формирование дерева целей служит основанием для выбора структуры организации. При построении древа целей применяются следующие понятия: Цель развития муниципального образования (в дальнейшем - цель) - необходимый результат целенаправленных усилий, который предполагается достичь к определенному сроку в интересах населения. Иерархическая система целей - совокупность целей и взаимосвязей между ними, в которой взаимосвязи имеют нисходящую направленность, т.е. носят характер подчинения (при котором непосредственно нижестоящая (дочерняя) цель ставится и достигается для достижения только одной непосредственно вышестоящей (материнской) цели). Главная цель - цель, которая не является дочерней для других целей. Уровень, занимаемый целью в системе целей, - число звеньев взаимосвязей, отделяющих данную цель от главной цели. Достижение цели - приведение текущего состояния, имеющегося на данный момент, в соответствие с необходимым результатом, предусмотренным данной целью. Критерий оценки достигнутого результата - правило, согласно которому определяется, достигнута ли поставленная цель к данному моменту. Показатель оценки достигнутого результата - параметр, изменяющийся в соответствии с приближением к поставленной цели, значение которого позволяет с достоверностью судить о степени приближения к достижению данной цели. Система целей должна соответствовать следующим параметрам: 1. Каждая цель, входящая в систему целей, должна быть конкретна и актуальна для жителей муниципального образования в данный период времени, измерима по определенным критериям и показателям, свойственным данной цели, достижима в течение периода, на который вносится послание, и снабжена соответствующим сроком достижения. 2. Каждая цель, входящая в систему целей, должна быть снабжена критериями или показателями оценки достигнутого результата для обеспечения проверяемости достижения цели. 3. Главная цель должна соответствовать миссии муниципального образования и носить социальную направленность. 4. Система целей должна быть достаточной, то есть дочерние цели, будучи достигнутыми, в совокупности обеспечивают достижение их материнской цели. 5. Система целей должна быть полной, то есть охватывающей все важные аспекты жизни и развития муниципального образования. 6. Система целей должна строиться последовательно сверху вниз от главной цели к целям низшего уровня. 7. Общее число уровней системы целей, включая уровень главной цели -миссии, не должно быть менее пяти. Формирование "древа" целей муниципального управления Цель - желаемое состояние объекта управления. Цель в управлении вообще, а в муниципальном управлении в частности, принадлежит к числу важных элементов теории и практики муниципального управления. Выдвижение целей перед муниципальным управлением, с одной стороны, касающихся всего муниципального образования, а с другой - опирающихся на муниципальную власть, - это определенный интеллектуальный процесс. В нем важны следующие моменты. Во-первых, источники возникновения и фиксирования целей муниципального управления. Можно твердо утверждать, что в отличие от сложившихся стереотипов, по которым считается, что сверху виднее, объективно цели муниципального управления рождаются внизу - идут от потребностей и интересов населения, объединенных в территориальный коллектив - муниципальное образование (рисунок 13).
Рис. 13. Определение миссии и целей муниципального управления Смысл и цель деятельности органов местного самоуправления состоят только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию населения муниципального образования. Именно внутреннее состояние населения и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей муниципального управления. Необходимо изучение объективных условий, которые складываются вокруг муниципального образования и внутри его, реальное определение возможностей и силы субъективного фактора, четкое знание потребностей и интересов конкретных управляемых объектов в управляющих воздействиях, достоверная оценка потенциала муниципального управления для управленческих действий, способных привести в итоге к объективной практической целенаправленности муниципального управления. Целеполагание в муниципальном управлении должно быть четко связанным с объектом. Во-вторых, субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею открытость сформулированных целей муниципального управления Сама сущность управления состоит из определенной последовательности (механизма) целеполагания, логического продвижения от прогнозирования к проектированию, а далее к планированию - принятию решения о том. что делать, когда делать и кто будет делать (рисунок 14). Прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантности возможных решений. Прогнозирование имеет несколько отличительных особенностей: во-первых, формулировка целей здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа положения и деятельности муниципального образования в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на муниципальное образование, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которых оно окажется; во-вторых, оно не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выборов методов планирования. Он указывает на возможности того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какая из возможностей реализуется; в-третьих, оно использует специфические методы: сложной экстраполяцией, моделированием, возможностью проведения эксперимента. Проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений с целенаправленным коренным изменением положения муниципального образования. Проект - это документ или совокупность документов (концепции или программы), характеризующий цели, средства и этапы реализации намеченной программы социальных изменений. Проектирование - ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно ориентироваться на субъективные желания и устремления людей, а опираться только на научные методы, такие, как: матрица идей, вживание в роль, аналогия, ассоциация, мозговой штурм, метод синектики. Планирование - это мост между нынешним и желаемым будущим положением. Любое общество, заботящееся о будущем, постоянно разрабатывает и претворяет в жизнь программу обеспечения своего развития. Главный вопрос заключается в том, чтобы используемый средства и методы реализации поставленной цели совпадали с основными тенденциями и потребностями этого развития. Сущностные характеристики планирования сводятся к следующему: во-первых, оно должно ориентироваться на цели, которые вытекают из объективных тенденций организации жизни населения и предусматривали удовлетворение их текущих и перспективных потребностей, их согласование между В-третьих, иерархия целей муниципального управления строится на приоритете потребностей и интересов населения. Основные виды целей муниципального управления образуют следующую пирамиду (рис. 15): • социальные, отражающие взаимоотношения элементов социальных! структур сообщества, к примеру, уровень и качество жизни населения муниципального образования; - культурные, связанные как с сохранением культурных и духовных ценностей, которыми руководствуется сообщество, так и с влиянием духовного потенциала сообщества на реализацию социальных целей, к примеру, уровень образования; 1, экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих в свою очередь материальную основу реализации социальных и культурных целей муниципального управления, к примеру, размер бюджета муниципального образования; • производственные, состоящие в создании и поддержании производственных объектов, предприятий и организаций, оказывающих различные услуги населению, которые позволяют достичь вышеперечисленные цели и способствуют их реализации; • организационные, направленные на решение организационных задачу в субъекте и объекте муниципального управления и построение соответствующих функциональных и организационных структур для реализации вышеперечисленных целей. В-четвертых, построение, самого "древа" целей муниципального управления. Основой "древа" целей муниципального управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Стратегические цели развертываются в тактические, определяющие направления действий по достижению первых, а тактические - в оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Стратегические цели являются -главными, а цели, способствующие их достижению — обеспечивающими (цели-средства). Цели муниципального управления также подразделяются на: общие (для всего муниципального управления) и частные (для отдельных сфер, органов и структурных подразделений), конечные (по результатам) и промежуточные, по времени -долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, официальные (цели-декларации о намерениях или направлениях деятельности) и побочные (могущие носить негативный, противоположный смысл) и производные (могущие увести систему и ее отдельные элементы в сторону). Рис. 16. Виды целей муниципального управления Построение "древа" целей муниципального управления на базе и с учетом их иерархии является непростой процедурой, причем применительно как муниципальному образованию в целом, так и к его отдельным частям. Необходимо четкое выделение главной (стратегической) цели, ради достижения которой и создаются органы местного самоуправления, а затем произвести "разветвление" этих целей по всем другим их видам (рис. 16.). Важное значение имеет согласование целей гак, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга. Необходима обоснованная субординация целей, чтобы они работали друг на друга и, реализация одной цели становилась источником для другой. Субординация целей укрепляет механизм целеполагания в муниципальном управлении. И, конечно, первостепенная проблема заключается в достижении адекватности целей муниципального управления потребностям и интересам населения, а также тем целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами. К целям муниципального управления, как и ко всем прочим, предъявляются определенные требования: •достижимость и реалистичность; •понятность исполнителям; •качественную и (возможно) количественную описанность; •мотивирующую силу; •взаимную совместимость; •возможность проверки достижения и корректировки"21 •объективную обусловленность и обоснованность; •социальную мотивированность; обеспеченность в ресурсном отношении; системную организованность. Наличие стратегических, тактических и оперативных, главных и обеспечивающих, общих и частных, конечных и промежуточных, долго-, средне-, краткосрочных, официальных и побочных потенциально содержит в себе возможность конфликта. Особенно это касается тактических и оперативных целей, поскольку: они появляются спонтанно, изменчивы и адаптивны (т.к. изменчива сама организационная среда) их много, поэтому возможна их несовместимость различия могут порождаться особенностями оргструктуры. Теория организаций и организационное проектирование: Учебное пособие. Саратов. ПАГС. 1997. 2 Атаманчук.Г.В. Теория государственного управления М 1998г. Цели необходимо согласовывать по горизонтали и по вертикали. По горизонтали: а) руководитель может установить место каждого (структурного подразделения, группы, отдельного работника) в достижение общей цели; б) он может использовать эффективные мотивирующие механизмы горизонтальных связей (сквозные проекты, целевые группы, целевые комплексные программы, консультирующие и координирующие комитеты и советы и т.п.). При согласовании целей по вертикали важно учесть интересы всех заинтересованных -организаций и групп (органов власти всех уровней, общественных организаций, предприятий, инвесторов, населения и т.д.). Соблюдение этих требований превращает цели муниципального управления в мощную движущую силу функционирования и социально-экономического развития муниципального образования. Для большинства муниципальных образований выбор целей деятельности представляет сложную проблему, требующую серьезных подходов и исследований. При выборе целей следует принимать во внимание тенденции и факторы внешней среды, такие, как общее состояние экономики в стране, возможные меры правительственного регулирования экономики, изменения социальных, политических, демографических, экологических и других условий, могущих оказать влияние на функционирование муниципального образования. Необходимо также учитывать тенденции и планы развития промышленности, сельского хозяйства характер возможных структурных сдвигов, которые повлекут за собой изменения объемов, уровня зарплаты и занятости и т.п. И, наконец, необходимы тщательное изучение и оценка состояния и возможностей самого муниципального образования его финансового и ресурсного потенциала; демографического состава населения; возможностей по сохранению и наращиванию товарооборота, производственных и сельскохозяйственных мощностей его репутации для инвесторов (инвестиционной привлекательности) его маркетинговых возможностей; наличия и эффективного использования научно-технического потенциала новых производств, технологий, ноу-хау и др.; компетентности, как муниципальных органов, так и отдельных должностных лиц. Задачи муниципального управления Цель определяет задачи муниципального управления в реализации интересов муниципального образования. Задача управления - желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных показателях или параметров. Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач. Можно сказать, что цель становится задачей, если указан срок ее достижения и конкретизированы количественные и качественные характеристики желаемого результата. Короче говоря, цель достигается в результате решения задач. Распределение целей во времени и пространстве в соответствии с организационной структурой муниципальной системы образует иерархическую систему задач, последовательное и параллельное решение которых должно приводить к достижению поставленных целей. В иерархии управления задачи вышестоящего звени управления могут рассматриваться как цели нижестоящих звеньев (отражаются в Положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях). В муниципальном управлении можно выделить три уровня задач (рис.17.): 1 - стабилизация управляющих параметров объектов и поддержание их на заданном уровне, контроль состояния муниципальных объектов; 2 - управление сферами жизнедеятельности муниципального образования с целью обеспечения населения услугами; 3 — оптимизация функционирования всего муниципального образования, исходя из заданного критерия качества функционирования с выдачей соответствующих данных о деятельности органов местного самоуправления в органы государственной власти и населению. Рис. 17. Уровни задач муниципального управления К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся: удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни); реализация социально-экономического потенциала муниципального образования; оптимальное сочетание местных и государственных интересов распределение социальных благ гарантированных государством (МГСС), обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.; поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.); обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт (МГСС). Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования. В целом можно утверждать, что с постановкой целей и задач муниципального управления во многом связаны объекты и функции муниципального управления. Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления. Вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Функции по контролю за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями, а также проведение конкурсов на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов возлагаются на органы государственной жилищной инспекции. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
|