Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деньги и их функции. Количественная теория денег и теория кассовых остатков. Уравнение обмена





Деньги – это актив, выполняющий роль всеобщего эквивалента, при обмене на товары и услуги. Это самое ликвидное средство обмена.

Ликвидность – способность актива обращаться в деньги.

Сущность денег проявляется в их функциях:

1 деньги как мера стоимости - выполняют идеальные деньги, представляемые мысленно, поскольку служат всеобщим мерилом стоимости, воплощенной в товаре. Денежное выражение стоимости товара представляет его цену. При сравнении цены 2-х товаров, необходимо их цены свести к одному масштабу, т.е. выразить стоимость через денежную единицу одной страны;

2 деньги как средство обращения – эту функцию выполняют реальные деньги в процессе товарного обращения: металлические, бумажные, банковские;

3 деньги как средство платежа - используется при погашении обязательств, кредитов, уплате налогов и других платежей;

4 деньги как средство накопления - эту функцию выполняют полноценные и реальные деньги в виде золота, серебра, платины;

5 мировые деньги - обслуживают мировую торговлю. Раньше для этого использовалось золото, а сейчас расчеты ведутся в свободно-конвертируемой валюте, которая свободно обменивается по определенному курсу. При этом учитывается закон денежного обращения.

Закон денежного обращения – это экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения. Он выражает связь показателей: денежной массы, суммы цен товаров и услуг, скорость обращения денег. Количество денег в обращении контролирует государство.

 
 

 


Основная идея количественной теории денег И.Фишера состоит в том, что величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества, то есть чем больше денег в обращении, тем меньше их стоимость.

Математическое обоснование этой теории выражается в уравнении обмена: MV = PQ,

где

М – количество обращающихся денег;

V – скорость их обращения;

P – средний уровень товарных цен;

Q – количество товаров.

Из уравнения обмена выводится формула количества денег в обращении: М = PQ/V, т.е. количество денег в обращении находится в прямой зависимости от уровня товарных цен и в обратной зависимости от скорости их обращения.

Теория кассовых остатков или количество денег разработана учеными Кембриджской школы (А.Маршалл, А.Пигу). Главным объектом анализа является мотив накопления денег у индивидуальных участников производства и факторы спроса на кассовые остатки или количество денег. Эта теория выдвигает тезис о наличии жесткой причинной связи между количеством денег и общим уровнем цен, что выражается уравнением: M = K R P, где

M – количество денежных единиц;

R – общая величина производства в физическом выражении в единицу времени;

P – средне взвешенная цена произведенной продукции;

K – часть RP, которую люди предпочитают хранить в виде денег - наличности.

При постоянстве K и R возникает обратно-пропорциональная связь между стоимостью денежной единицы (покупательной силой) и величиной изменяющихся в хозяйстве кассовых остатков (количеством денег).

Нарушение связи приводит к инфляции.

Инфляция – процесс обесценения денег, вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.

 

 

Тема 3. Общая характеристика рыночной экономики

Литература:

1. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 45.

2. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.77

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений – М.: Юрайт, Центральный институт непрерывного образования общества «Знание» России, 1999. – С.119.

Вопросы:

(11) 1. Рынок: сущность, элементы, структура и критерии классификации.

(12) 2. Субъектная структура современного рыночного хозяйства.

(13) 3. Рыночная экономика: сущность, структура и закономерности развития.

(14) 4. Социально ориентированное рыночное хозяйство как форма смешанной экономики.

(15) 5.Особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России.

(16) 6. Предмет микроэкономики и основные микроэкономические понятия.

(17) 7. Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности и

применение эластичности в микроэкономическом анализе.

(18) 8. Виды рыночного равновесия и государственное влияние на механизм


ценообразования.

(19) 9. Механизм и функции рынка совершенной конкуренции.

(20) 10 Рыночный механизм и государство. Ведущие функции государства в

современной экономике.

  1. Рынок: сущность, элементы, структура и критерии классификации

 

Рынок – это система экономических отношений и связей между производителями и потребителями по поводу обмена продуктами труда.

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка, находящихся в тесной взаимосвязи и обеспечивающих ее целостность.

Основными элементами рынка являются:

1. покупатели с их спросом;

2. производители с их предложением;

3. акт купли-продажи, который удовлетворяет обе стороны и проявляется в цене равновесия;

4. конкуренция.

Для обеспечения тесной связи между покупателями и производителями необходима развитая инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг.

Элементами инфраструктуры рынка являются:

1. коммерческие фирмы, посреднические организации, образующие организационную базу;

2. складское, товарное хозяйство, транспорт, средства связи, образующие материальную базу;

3. банки, страховые фирмы, образующие кредитно-расчетную базу.

4. государственные финансы с налоговой системой;

5. ярмарки – рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих видов товаров;

6. аукционы – продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену;

7. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные) – место заключения сделок по контракту.

Современный рынок имеет сложную структуру, состоящую из основных его видов и различных рыночных сегментов, образующих систему рынков.

Основными видами рынка являются:

1. потребительский – купля-продажа товаров и услуг для личного потребления;

2. финансовый рынок – купля-продажа финансовых активов (денег, акций, облигаций);

3. рынок факторов производства –купля-продажа экономических ресурсов.

Система рынков классифицируется по следующим критериям:

1. по социально-экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров потребительского назначения, промышленного назначения, рынок труда, рынок научно-технической продукции;

2. по субъектам рыночных отношений: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных учреждений;

3. по географическому положению: местный, национальный, мировой;

4. по степени ограничения конкуренции: свободный, смешанный, монополистический, монопсонический, олигополистический;

5. по отраслям: угольный, нефтяной, строительных материалов и другие;

6. по характеру продаж: оптовый, розничный;

7. по уровню насыщения: равновесный, дефицитный, избыточный;

8. по соответствию действующему законодательству: легальный, теневой.

Работа рынка – это процесс оптимизации экономических интересов всех его участников.

Ядром рынка является рыночный механизм – механизм взаимодействия основных элементов рынка.

Особую роль в рыночном механизме играет конкуренция – соперничество между субъектами рынка за наилучшие условия производства, купли и продажи товаров.

 

2.Субъектная структура современного рыночного хозяйства


 

Субъектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений субъектов рынка с их интересами по поводу беспрепятственного движения товаров и услуг.

В экономической литературе выделяют три основных группы хозяйственных субъектов:

1. домохозяйство – экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц функционирующих в потребительском секторе экономики. Её основная экономическая функция – воспроизводство личности работника в физически-здоровом и экономически активном виде;

2. предприятие (фирма) – экономическая единица, предназначенная для изготовления и продажи товаров и услуг, с целью удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли;

3. государство – совокупность правительственных учреждений для воздействия на хозяйственную систему, в целях обеспечения стабильности, экономической и национальной безопасности страны.

Домохозяйства и предприятия образуют частный сектор экономики, а государство – государственный.

Хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на всех рынках. Домохозяйства владея факторами производства, предлагают их владельцам предприятий, которые предъявляют спрос на труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Домохозяйства покупают товары и услуги предлагаемые предприятиями. Государство активно воздействует на движение доходов и расходов. Доходные поступления в виде налогов платят домохозяйства и предприятия. Государство выплачивает различные пособия домохозяйствам и дотации предприятиям.

 







Date: 2015-11-13; view: 337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию