Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деньги и их функции. Количественная теория денег и теория кассовых остатков. Уравнение обмена
Деньги – это актив, выполняющий роль всеобщего эквивалента, при обмене на товары и услуги. Это самое ликвидное средство обмена. Ликвидность – способность актива обращаться в деньги. Сущность денег проявляется в их функциях: 1 деньги как мера стоимости - выполняют идеальные деньги, представляемые мысленно, поскольку служат всеобщим мерилом стоимости, воплощенной в товаре. Денежное выражение стоимости товара представляет его цену. При сравнении цены 2-х товаров, необходимо их цены свести к одному масштабу, т.е. выразить стоимость через денежную единицу одной страны; 2 деньги как средство обращения – эту функцию выполняют реальные деньги в процессе товарного обращения: металлические, бумажные, банковские; 3 деньги как средство платежа - используется при погашении обязательств, кредитов, уплате налогов и других платежей; 4 деньги как средство накопления - эту функцию выполняют полноценные и реальные деньги в виде золота, серебра, платины; 5 мировые деньги - обслуживают мировую торговлю. Раньше для этого использовалось золото, а сейчас расчеты ведутся в свободно-конвертируемой валюте, которая свободно обменивается по определенному курсу. При этом учитывается закон денежного обращения. Закон денежного обращения – это экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения. Он выражает связь показателей: денежной массы, суммы цен товаров и услуг, скорость обращения денег. Количество денег в обращении контролирует государство.
Основная идея количественной теории денег И.Фишера состоит в том, что величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества, то есть чем больше денег в обращении, тем меньше их стоимость. Математическое обоснование этой теории выражается в уравнении обмена: MV = PQ, где М – количество обращающихся денег; V – скорость их обращения; P – средний уровень товарных цен; Q – количество товаров. Из уравнения обмена выводится формула количества денег в обращении: М = PQ/V, т.е. количество денег в обращении находится в прямой зависимости от уровня товарных цен и в обратной зависимости от скорости их обращения. Теория кассовых остатков или количество денег разработана учеными Кембриджской школы (А.Маршалл, А.Пигу). Главным объектом анализа является мотив накопления денег у индивидуальных участников производства и факторы спроса на кассовые остатки или количество денег. Эта теория выдвигает тезис о наличии жесткой причинной связи между количеством денег и общим уровнем цен, что выражается уравнением: M = K R P, где M – количество денежных единиц; R – общая величина производства в физическом выражении в единицу времени; P – средне взвешенная цена произведенной продукции; K – часть RP, которую люди предпочитают хранить в виде денег - наличности. При постоянстве K и R возникает обратно-пропорциональная связь между стоимостью денежной единицы (покупательной силой) и величиной изменяющихся в хозяйстве кассовых остатков (количеством денег). Нарушение связи приводит к инфляции. Инфляция – процесс обесценения денег, вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.
Тема 3. Общая характеристика рыночной экономики Литература: 1. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 45. 2. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.77 3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений – М.: Юрайт, Центральный институт непрерывного образования общества «Знание» России, 1999. – С.119. Вопросы: (11) 1. Рынок: сущность, элементы, структура и критерии классификации. (12) 2. Субъектная структура современного рыночного хозяйства. (13) 3. Рыночная экономика: сущность, структура и закономерности развития. (14) 4. Социально ориентированное рыночное хозяйство как форма смешанной экономики. (15) 5.Особенности формирования рыночных отношений в переходной экономике России. (16) 6. Предмет микроэкономики и основные микроэкономические понятия. (17) 7. Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности и применение эластичности в микроэкономическом анализе. (18) 8. Виды рыночного равновесия и государственное влияние на механизм ценообразования. (19) 9. Механизм и функции рынка совершенной конкуренции. (20) 10 Рыночный механизм и государство. Ведущие функции государства в современной экономике.
Рынок – это система экономических отношений и связей между производителями и потребителями по поводу обмена продуктами труда. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка, находящихся в тесной взаимосвязи и обеспечивающих ее целостность. Основными элементами рынка являются: 1. покупатели с их спросом; 2. производители с их предложением; 3. акт купли-продажи, который удовлетворяет обе стороны и проявляется в цене равновесия; 4. конкуренция. Для обеспечения тесной связи между покупателями и производителями необходима развитая инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. Элементами инфраструктуры рынка являются: 1. коммерческие фирмы, посреднические организации, образующие организационную базу; 2. складское, товарное хозяйство, транспорт, средства связи, образующие материальную базу; 3. банки, страховые фирмы, образующие кредитно-расчетную базу. 4. государственные финансы с налоговой системой; 5. ярмарки – рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих видов товаров; 6. аукционы – продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену; 7. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные) – место заключения сделок по контракту. Современный рынок имеет сложную структуру, состоящую из основных его видов и различных рыночных сегментов, образующих систему рынков. Основными видами рынка являются: 1. потребительский – купля-продажа товаров и услуг для личного потребления; 2. финансовый рынок – купля-продажа финансовых активов (денег, акций, облигаций); 3. рынок факторов производства –купля-продажа экономических ресурсов. Система рынков классифицируется по следующим критериям: 1. по социально-экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров потребительского назначения, промышленного назначения, рынок труда, рынок научно-технической продукции; 2. по субъектам рыночных отношений: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных учреждений; 3. по географическому положению: местный, национальный, мировой; 4. по степени ограничения конкуренции: свободный, смешанный, монополистический, монопсонический, олигополистический; 5. по отраслям: угольный, нефтяной, строительных материалов и другие; 6. по характеру продаж: оптовый, розничный; 7. по уровню насыщения: равновесный, дефицитный, избыточный; 8. по соответствию действующему законодательству: легальный, теневой. Работа рынка – это процесс оптимизации экономических интересов всех его участников. Ядром рынка является рыночный механизм – механизм взаимодействия основных элементов рынка. Особую роль в рыночном механизме играет конкуренция – соперничество между субъектами рынка за наилучшие условия производства, купли и продажи товаров.
2.Субъектная структура современного рыночного хозяйства
Субъектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений субъектов рынка с их интересами по поводу беспрепятственного движения товаров и услуг. В экономической литературе выделяют три основных группы хозяйственных субъектов: 1. домохозяйство – экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц функционирующих в потребительском секторе экономики. Её основная экономическая функция – воспроизводство личности работника в физически-здоровом и экономически активном виде; 2. предприятие (фирма) – экономическая единица, предназначенная для изготовления и продажи товаров и услуг, с целью удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли; 3. государство – совокупность правительственных учреждений для воздействия на хозяйственную систему, в целях обеспечения стабильности, экономической и национальной безопасности страны. Домохозяйства и предприятия образуют частный сектор экономики, а государство – государственный. Хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на всех рынках. Домохозяйства владея факторами производства, предлагают их владельцам предприятий, которые предъявляют спрос на труд, землю, капитал и предпринимательские способности. Домохозяйства покупают товары и услуги предлагаемые предприятиями. Государство активно воздействует на движение доходов и расходов. Доходные поступления в виде налогов платят домохозяйства и предприятия. Государство выплачивает различные пособия домохозяйствам и дотации предприятиям.
Date: 2015-11-13; view: 337; Нарушение авторских прав |