Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типовые сетевые архитектурыСтр 1 из 2Следующая ⇒
При всём многообразии конкретных реализаций современных информационных сетей, абсолютное большинство из них имеет в своей основе ту или иную типовую архитектуру. На сегодняшний день принято определять пять типовых архитектур построения информационных сетей: · архитектура терминал-главный компьютер; · одноранговая архитектура; · архитектура клиент-сервер; · архитектура компьютер-сеть; · архитектура интеллектуальной сети. Следует отметить, что в рамках каждой из типовых архитектур существует определённое разнообразие подходов к реализации сетевой архитектуры, но в основе своей все они укладываются в границы той или иной базовой концепции построения информационной сети, из числа упомянутых выше.
3.1. АРХИТЕКТУРА ТЕРМИНАЛ-ГЛАВНЫЙ КОМПЬЮТЕР
Архитектура «терминал-главный компьютер» (terminal-host computer architecture, англ.) – концепция построения информационной сети, в которой вся обработка данных осуществляется в одном либо группе главных компьютеров. Эта архитектура определяет два типа оконечного сетевого оборудования (Data Terminal Equipment – DTE [1]). Первый из них осуществляет хранение данных, их обработку, маршрутизацию в сети, управление сетью. Этот тип представлен так называемыми главными (центральными) компьютерами или мэйнфреймами (mainframe, англ.). Главные компьютеры в общем случае через мультиплексоры-демультиплексоры [2] взаимодействуют со вторым типом оконечного оборудования – терминалами [3] (рис.3.1.), задачами которого являются: · передача мэйнфрейму[4] команд на организацию сеансов и выполнение заданий; · ввод в мэйнфрейм данных, необходимых для выполнения заданий; · получение от мэйнфрейма результатов проведенных расчетов. Главный компьютер с группой терминалов образуют централизованный комплекс обработки данных. Здесь функции взаимодействия партнеров (мэйнфрейма и терминалов) резко асимметричны. Во время появления рассматриваемой архитектуры Персональных Компьютеров (ПК) ещё не было. Поэтому, неравноправие партнёров определялось сложностью и дороговизной выпускавшихся базовых компьютеров, а также стремлением упростить оборудование, находящееся на рабочих местах специалистов, сделать его малогабаритным и экономически выгодным. В сети используется один тип ОС, на котором работает мэйнфрейм. Мэйнфрейм – классический пример централизации вычислений, поскольку в едином комплексе сконцентрированы все информационные и вычислительные ресурсы, хранение и обработка огромных массивов данных. Основные достоинства централизованной архитектуры «терминал-главный компьютер» обусловлены простотой администрирования и защиты информации. Все терминалы были однотипными, а, следовательно, устройства на рабочих местах пользователей вели себя предсказуемо и в любой момент могли быть заменены. Затраты на обслуживание терминалов и линий связи легко прогнозировались. Классическим примером архитектуры сети с центральным компьютером является известная сеть ALOHA (привет, гавайский яз.), представляющая собою сеть Гавайского университета. Сеть начала работать в 1970г. Она обеспечивала связь между центральной вычислительной машиной, расположенной в Гонолулу, и терминалами, расположенными на всех островах Гавайского архипелага. Сеть ALOHA не использовала мультиплексоры-демультиплексоры. Вместо них для связи были выделены два радиочастотных канала: один отводился для передачи сообщений от мэйнфрейма к терминалам, второй – в обратном направлении. Разделение второго канала между терминалами осуществлялось по методу случайного доступа. В сетях рассматриваемой архитектуры постепенно терминалы заменялись ПК. Вследствие этого, часть функций обработки данных, ранее выполнявшихся мэйнфреймами, переходила на ПК. Помимо этого, с центральных компьютеров также снимались задачи коммутации и маршрутизации, которые передавались узлам коммутации. Вместо мультиплексоров-демультиплексоров стало использоваться специальное коммуникационное оборудование (DCE). В результате, постепенно архитектура «терминал-главный компьютер» в её чистом виде была преимущественно вытеснена другими архитектурами и, прежде всего, архитектурой «клиент-сервер». 3.2. ОДНОРАНГОВАЯ АРХИТЕКТУРА СЕТИ
Одноранговая архитектура (peer-to-peer architecture) – концепция информационной сети, в которой каждая рабочая станция может предоставлять и потреблять ресурсы. Иногда такую сеть (архитектуру) называют пиринговой. [5] Архитектура одноранговой сети характеризуется тем, что в ней все рабочие станции (компьютеры) равноправны (рис.3.2)и их обращение к ресурсам друг друга является симметричным. Благодаря этому, пользователь может выполнять распределенную обработку данных, работать с прикладными программами, внешними устройствами, а также файлами, находящимися в любых системах. Одноранговая архитектура обеспечивает: · подключение одноранговой сети в качестве единого клиента к большой локальной сети, основанной на архитектуре клиент-сервер; · облегченную организацию телеконференций. Роль, которую играет каждый компьютер во взаимодействиях с другими компьютерами сети при предоставлении некоторого сервиса, не фиксируется, как это имеет место, например, в архитектуре «клиент-сервер», а зависит от контекста выполняемой операции и от характеристик текущей ситуации. В одних случаях компьютер может быть сервером, в других - клиентом. Эта архитектура характеризуется простотой организации сети, легко расширяется. Основными преимуществами одноранговой архитектуры перед архитектурами «терминал-главный компьютер» и «клиент-сервер» выступают низкая стоимость, простота эксплуатации и хорошее отражение реального процесса работы групп пользователей. Именно здесь предоставляются удобные формы передачи данных друг другу и извлечения необходимых программ и данных из всех компьютеров сети. Использование одноранговой архитектуры не исключает применение в этой же сети также элементов архитектур других типов. В таком случае принято говорить об интегральной архитектуре, при использовании которой одни виды взаимодействия происходят при выполнении симметричных, а другие – несимметричных (относительно объектов сети) протоколов. На этапе раннего развития персональных компьютеров одноранговая сеть с равноправными узлами была общепринятым способом совместного использования файлов и периферийных устройств. Одноранговые сети потребляют достаточно мало ресурсов компьютера, однако интенсивная работа в сети существенно замедляет непосредственную работу пользователя на сервере. Основные ограничения для одноранговых сетей следующие: · Количество компьютеров в одноранговой сети должно быть в пределах 10 – 30, в зависимости от интенсивности обмена информационными сообщениями в сети. · Не принято использовать рабочие станции, связанные одноранговой сетью, в качестве серверов приложений. [6] Эти сети предназначены для разделения таких ресурсов, как файлы, многопользовательские базы данных, периферийное оборудование (принтеры, сканеры и др.). · Работа приложений на компьютере, служащем сервером в одноранговой сети, ухудшается, когда ресурсы этого компьютера используются другими. Можно управлять степенью ухудшения производительности, назначая более высокие приоритеты локальным задачам, однако при этом замедляется доступ других пользователей сети к её разделяемым аппаратным и программным ресурсам. Проблемой одноранговой сети является ситуация, когда рабочая станция (станции) отключается от сети. В этих случаях из сети исчезают те виды сервиса, которые предоставляла отключенная станция. Поэтому возникает потребность осуществлять мониторинг состояния компонентов сети, которые могут независимо отключаться от нее в любое время. Усложняется решение проблем безопасности и обеспечения целостности данных. Одноранговая архитектура эффективна в небольших локальных сетях. В крупных сетях (с большим числом станций), в том числе локальных, она уступает место архитектуре клиент-сервер. Одной из первых одноранговых сетевых систем была система PC LAN фирмы IBM, разработанная в кооперации с Microsoft. PC LAN была проста в установке и управлении, не требовала привлечения администратора сети для поддержания ее работоспособности. Однако когда количество соединенных в такую сеть компьютеров приближалось к сотне, характеристики системы резко ухудшались. Изначально на одноранговой архитектуре основывалась и ведомственная сеть ARPANet (см. раздел 5 настоящего пособия), впоследствии ставшая стартовым ядром Internet. В 90-х годах прошлого столетия одноранговая архитектура, в силу присущих ей ограничений, сдала позиции в пользу других сетевых архитектур. Однако в настоящее время вновь оживился интерес к этой сетевой концепции. Не в последнюю очередь, это связано с резко возросшими показателями производительности рабочих станций. Появились исследовательские проекты, системные прототипы и программные продукты, посвященные этой проблематике. Продолжается поиск и новых технических решений. Вполне можно предположить, что многие распределенные системы нового поколения станут базироваться на одноранговой архитектуре.
3.3. АРХИТЕКТУРА КЛИЕНТ-СЕРВЕР
Архитектура клиент-сервер (CSA – Client-Server Architecture, англ.) – концепция организации сети, в которой основная часть ее ресурсов сосредоточена в серверах, обслуживающих своих клиентов. Техническая революция, вызванная появлением ПК, сделала возможным во многих случаях иметь вычислительные и информационные ресурсы на рабочем столе пользователя и управлять ими по собственному желанию с помощью оконного графического интерфейса. Увеличение производительности ПК позволило перенести части системы (интерфейс с пользователем, прикладную логику) для выполнения на ПК, непосредственно на рабочем месте, а функции обработки данных оставить на центральном компьютере. Система стала распределенной – одна часть функций выполняется на центральном компьютере, другая – на персональном, который связан с центральным посредством коммуникационной сети. Таким образом, появилась клиент-серверная модель взаимодействия компьютеров и программ в сети и на этой основе стали развиваться средства разработки приложений для реализации информационных систем [8]. Как следует из названия, архитектура CSA определяет два типа взаимодействующих в сети компонентов: серверы и клиенты. Каждый из них является комплексом взаимосвязанных прикладных программ. Серверы[7] предоставляют ресурсы, необходимые пользователям. Клиенты используют эти ресурсы и предоставляют удобные пользовательские интерфейсы. Термины «клиент» и «сервер» обозначают роли, которые играют различные компоненты в распределенной среде вычислений. Компоненты «клиент» и «сервер» не обязательно должны работать на разных машинах, хотя чаще всего именно так и бывает – клиент-приложение находится на рабочей станции пользователя, а сервер – на специальной выделенной машине. Клиент формирует запрос на сервер для выполнения соответствующих функций. Например, файл-сервер обеспечивает хранение данных общего пользования, организует доступ к ним и передает данные клиенту. Обработка данных распределяется в том или ином соотношении между сервером и клиентом. В последнее время долю обработки, приходящуюся на клиента, стали называть «толщиной» клиента. В современной архитектуре «клиент-сервер» выделяется четыре группы объектов: клиенты, серверы, данные и сетевые службы. Клиенты располагаются в системах (например, компьютерах), находящихся на рабочих местах пользователей. Данные, в основном, хранятся в серверах. Сетевые службы являются совместно используемыми прикладными программами, которые взаимодействуют с клиентами, серверами и данными. Кроме этого, службы управляют процедурами распределенной обработки данных, информируют пользователей о происходящих в сети изменениях. В зависимости от сложности выполняемых прикладных процессов и числа работающих клиентов различают двух- и трехуровневые архитектуры. Наиболее простой является двухуровневая (Two-tier architecture, англ.) архитектура (рис.3.3). Здесь, клиенты выполняют простые операции обработки данных, отрабатывают интерфейс взаимодействия с сервером, обращаются к нему с запросами. Большую же часть задач обработки выполняет сервер, который для этих целей зачастую имеет базу данных (БД) и в этом случае называется сервером базы данных. Сервер БД отвечает за хранение, управление и целостность данных, а также обеспечивает возможность одновременного доступа нескольких пользователей. Клиентская часть представлена «толстым клиентом», то есть приложением, на котором сконцентрированы основные правила работы системы и расположен программный пользовательский интерфейс. При всей простоте построения такой архитектуры, она обладает серьёзными недостатками, наиболее существенные из которых – высокие требования к сетевым ресурсам и пропускной способности сети, а также сложность обновления программного обеспечения из-за логики взаимодействия, распределённой между клиентом и сервером БД. Кроме того, при большом количестве клиентов возрастают требования к аппаратному обеспечению сервера БД – самого дорогостоящего узла в любой информационной системе. Следующим шагом развития клиент-серверной архитектуры стало внедрение среднего уровня, реализующего задачи управления механизмами доступа к БД (рис.3.4). В трехуровневой архитектуре (three-tierarchitecture, англ.) вместо единого сервера применяются серверы приложений и серверы БД. Их использование позволяет резко увеличивать производительность локальной сети. Плюсы данной архитектуры очевидны. На сервере приложений, стало возможно подключать различные БД. Теперь, сервер базы данных освобожден от задач распараллеливания работы между различными пользователями, что существенно снижает его аппаратные требования. В такой ситуации оказалось возможным снизить требования к клиентским машинам за счет выполнения ресурсоемких операций сервером приложений и решающих теперь только задачи визуализации данных. Поэтому такой вариант CSA часто называют архитектурой «тонкого клиента». Но узким местом здесь, как и в двухуровневой CSA, остаются повышенные требования к пропускной способности сети, что накладывает жесткие ограничения на использование таких систем в сетях с неустойчивой связью и малой пропускной способностью (сети мобильной связи, GPRS, а в ряде случаев и Internet). Дальнейшее развитие CSA связано с многоуровневой архитектурой (N-tier architecture, англ.), которая использует средства разделения программ или распределенные объекты для разделения вычислительной нагрузки среди такого количества серверов приложений, которое необходимо при имеющемся уровне нагрузки. При многоуровневой модели системы количество возможных клиентских мест значительно больше, чем при использовании двух- и трехзвенной моделей.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Служба тематических толковых словарей «Glossary Commander». (http://www.glossary.ru). … … …
8. Альперович М. Еще раз об архитектуре «клиент-сервер». «Компьютер-Информ». 1997г., № 2
[1] Оконечное оборудование [данных] – DTE, представляет собою тип сетевых устройств, генерирующих или принимающих данные в соответствии с принятыми протоколами, выполняющих их обработку и хранение и функционирующих под управлением прикладного процесса [1]. Наряду с оборудованием DTE, в сетях широко используется еще один тип оборудования – DCE (Data Communication Equipment, англ. – коммуникационное оборудование), не являющегося источником или конечным получателем данных.
[2] Мультиплексор – устройство, создающее из нескольких отдельных информационных потоков общий агрегированный поток, который можно передавать по одному физическому каналу связи. Демультиплексор – устройство, разделяющее суммарный агрегированный поток на несколько составляющих потоков.
[3] Терминал - устройство для оперативного ввода и вывода информации, используемое при взаимодействии удалённого пользователя с вычислительной машиной или сетью.
[4] Термин «мэйнфрейм» в общем случае имеет два толкования: 1. Большая универсальная ЭВМ — высокопроизводительный компьютер со значительным объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для организации централизованных хранилищ данных большой ёмкости и выполнения интенсивных вычислительных работ. 2. Компьютер с архитектурой IBM System/360, 370, 390, zSeries.
[5] Пиринговая – от английского peer-to-peer – равный с равным. [6] Сервер приложений – компьютер, позволяющий другим компьютерам запускать операционную систему и приложения с него, а не со своих локальных дисков. [7] Наиболее распространены следующие виды серверов: файл-серверы, северы баз данных, серверы печати, серверы электронной почты, WEB-серверы и другие. В последнее время интенсивно внедряются многофункциональные серверы приложений. Date: 2015-11-13; view: 7914; Нарушение авторских прав |