Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шпоночные и зубчатые (шлицевые) соединенияЭти соединения предназначены для передачи крутящего момента, например от вала к зубчатому колесу.
Шпоночные соединения. Шпонки могут быть клиновыми, призматическими, сегментными, цилидрическими. Первые образуют напряженное, другие – в основном ненапряженное соединение. При использовании клиновой шпонки в шпоночном пазе выполняются боковые зазоры, а передача крутящего момента от вала к ступице колеса осуществляется за счет сил трения. При запрессовке шпонки происходит смещение деталей, приводящее к дисбалансу, что особенно плохо в случае больших часто вращения. Такие шпонки применяются редко. Значительно шире используются призматические шпонки (рис.4.21). Здесь шпонка врезана в вал на половину высоты. Рассчитываются они на смятие и срез sсм= 4Мкр/(hlpd)£ [s]; t= 2Mkp/(blpd)£ [t]. (4- 48) У стандартных шпонок размеры b и h подобраны так, что нагрузку соединения ограничивают напряжения смятия. Потому используют обычно 1-ю формулу. .
Рис. 4.21 Призматическая шпонка
Пазы и сами шпонки выполняются по специальным посадкам. Параллельность граней призматической шпонки позволяет осуществлять подвижные осевые соединения ступицы с валом (муфты управляемые). Из-за сил трения шпонка может сдвинуться, поэтому ее могут крепить винтами Применяются также сегментные (рис.4.22) и цилиндрические (рис. 4.23) шпонки. Глубокая посадка сегментной шпонки обеспечивает ей более устойчивое положение, чем у призматической. Однако глубокий паз значительно ослабляет вал, поэтому сегментные шпонки применяют на малонагруженных участках. Проверяют их на напряжения смятия sсм= 2Мкр/(kld)£ [s]. (4-49)
Рис. 4.22 Сегментная шпонка.
Рис. 4.23 Цилиндрическая шпонка.
Цилиндрическую шпонку используют для закрепления деталей на конце вала. Отверстие под цилиндрическую шпонку сверлят и развертывают после посадки ступицы на вал. При больших нагрузках ставят две или три шпонки, располагая под углом 180° или 90°. Цилиндрическую шпонку устанавливают в отверстие с натягом, иногда придают ей коническую форму. Проверяют их на напряжения смятия sсм= 4Мкр/(dшld)£ [s]. (4-50)
Стандартные шпонки изготавливают из чистотянутых прутков углеродистой или легированной стали с пределом прочности не ниже 500 МПа. Допускаемые напряжения выбираются из следующих соображений:
Для неподвижных соединений при переходных посадках [s]= 80…150 МПа; при посадках с натягом [s]= 110…200 МПа; В подвижных соединениях [s]= 20…30 МПа.
Шлицевые соединения (рис.4.24).
Размеры зубчатых (шлицевых) соединений и допуски на них стандартизированы. Зубья на валах получают фрезерованием, строганием или накатыванием. В отверстиях зубья выполняют протягиванием, долблением. Стадартом предусмотрены 3 серии соединений: легкая, средняя, тяжелая. Они отличаются высотой и числом зубьев, причем z = 6…20. В тяжелой серии зубья выше, а их число больше. По форме профиля зубья могут быть прямобочными, эвольвентными, треугольными.
Рис. 4.24. Шлицевое соединение
Соединения с прямобочными зубьями выполняют с центрованием по боковым граням (4.25,а), по внутреннему (4.25,б) или наружному диаметрам (рис. 4.25,в). Центрирование по боковым граням обеспечивает более равномерное распределение нагру-зок, но меньшую соосность.
Рис. 4.25 Способы центрирова-ния
а) б) в)
Соединение с эвольвентыми зубьями применяют при больших диаметрах. Их выполняют с центрированием по боковым граням, по наружному диаметру. В отличие от зубчатых колес угол профиля эвольвентных зубьев составляет a= 30°, а высота h = 0,9…1 модуля (m). Из-за радиусных переходов эвольвентные зубья меньше ослабляют вал. Их можно применять в подвижных по оси соединениях. Критерии работоспособности: 1. Сопротивление рабочих поверхностей смятию. 2. Сопротивление изнашиванию от фреттинг- коррозии (при колебательных перемещениях трущихся поверхностей в коррозиооной среде) из-за имеющихся зазоров.
В упрощенном расчете принимают равномерное распределение нагрузки по длине зуба sсм= 2Мкр/(Кзzhlpdcp)£ [s], (4-51) где К3= 0,7…0,8 – коэффициент неравномерности нагрузки по зубьям; z - число зубьев; h, lp - рабочая высота и длина зуба; dcp - средний диаметр соединения. Высота зуба выбирается следующим образом: для прямобочных зубьев h= 0,5(D- d)- 2f; для эвольвентных зубьев h» m; dcp= zm. Расчет по ГОСТ близок расчету зубчатых соединений.
|