Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный сектор экономики, его структура и границы





В мировой экономике государственный сектор обычно отождествляют с непосредственным участием государства в производстве, распределении, обмене. Этот сектор выступает в качестве экономической основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. Очевидно, что в рыночной экономике государству должно быть “выделено” столько производства, распределения, обмена, сколько надо для осуществления его функций. Ни больше, ни меньше.

Государственный сектор экономики – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и/или местным государственным органам.

Элементы государственного сектора экономики:

1. В сфере производства это государственные и муниципальные предприятия.

2. В сфере распределения это финансы (государственный и местные бюджеты, налоги).

3. В сфере обращения это Центральный банк.

Государственная собственность возникает двумя путями:

1. Государство строит новые предприятия за счет средств бюджета.

2. Государство осуществляет полную или частичную национализацию.

В одних странах государственная собственность возникала первым путем, где государство строило, либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (ФРГ, США, Швеция, Япония и др.). в других странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (Франция, Италия, Великобритания, Австрия и др.)

Как правило, государственная собственность преобладает в следующих направлениях:

1. Создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь).

2. Развитие некоторых отраслей, связанных с НТП (электроника, авиация).

3. Национализация убыточных предприятий (например, предприятий угольной промышленности).

Этот процесс выступает в различных формах. Например, в сфере производства государственное предприятие, наделенное самыми широкими правами и ответственностью, никогда не может быть полностью независимым от государства. Когда какое-то объединение начинает называть себя независимым государственным концерном, то на деле оказывается, что оно является либо независимым, а стало быть, негосударственным, либо государственным, но тогда уже обязательно зависимым. Если налицо последний вариант, то в хозяйственной деятельности предприятия будут присутствовать как рыночные, так и другие нерыночные, государственные мотивы. Именно эти мотивы и несут в себе вирус политизации.

Значительную часть государственного сектора экономики в сфере производства представляют объекты инфраструктуры (в большинстве своем не рентабельные). Другую часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях (где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная).

Доля государственных предприятий значительно варьируется в разных странах, но в названных отраслях она, как правило, высока. Например, в Англии, Франции, Японии, Швеции доля государственных предприятий в сфере почтовых услуг составляет 75%; в сфере электроэнергии, угольной промышленности, железнодорожного транспорта - 50-75%.

На основании всего вышесказанного легко сделать опрометчивый вывод о том, что государство должно производить общественные блага и не должно производить частных. Ни одно из этих положений не является верным: государство не должно производить общественные блага – оно только должно определять сколько каждого из этих благ должно быть произведено. Для того, чтобы обеспечить реальное производство государство может опираться на частных производителей. С другой стороны не существует никакой общей экономической причины по которой государственные структуры не должны производить частные блага.

В целом государственный сектор в сфере производства служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Даже в самых идеальных странах мира государство не сумело удержаться в рамках, отведенных ему рыночной экономикой, что стало причиной возникновения многих серьезных проблем.

В условиях рыночной и переходной экономик разгосударствление во многом сводится к сужению сферы государственного предпринимательства.

Разгосударствление – процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий.

Опыт разгосударствления, накопленный в последние годы развитыми и иными странами мира, достаточен для того, чтобы выделить ведущие тенденции этого процесса, которые сводятся к тому, что современное рыночное хозяйство остаётся регулируемым; государство не покидает его, а лишь меняет формы своей деятельности, стараясь получше приспособиться к требованиям рыночной экономики

Наиболее эффективными считаются четыре способа разгосударствления:

1. Либерализация рынков. Для того чтобы сделать рынки более свободными, открытыми, государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов (налоговые льготы, облегчение регистрации предприятий, ограничение проникновения в отрасль иностранных конкурентов, меры по демонополизации экономики). В результате растет число фирм, чья продукция поступает на рынке, где ранее доминировали государственные предприятия. Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации.

2. Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий. Это можно сделать с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования. Бывает даже и так, что государство ориентирует свою инвестиционную политику только на те предприятия, где его доля в акционерном капитале ниже ставки процента.

3. Применение мер, предусматривающих постепенную ликвидацию той нерыночной обстановки, в которой пребывают многие предприятия государственного сектора. Имеется ввиду сокращение бюджетных ассигнований, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых поблажек.

4. Денационализация собственности, т.е. переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация (переход акций бывших государственных предприятий в индивидуальную частную собственность) представляет лишь один из многих вариантов денационализации.

В реальной действительности обычно наблюдается переплетение всех способов разгосударствления. Однако главными все же остаются либерализация и денационализация.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам.

Способы приватизации:

1. Продажа с аукциона. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Достоинством аукциона является то, что с его помощью государственные предприятия приватизируются в максимально короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. Существенным недостатком аукциона является то, что он ограничивает число вероятных собственников, т.к. только действительно богатые люди могут позволить себе участвовать в аукционах. Кроме того, владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства и может поступать со своей собственностью по своему усмотрению (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

2. Продажа по конкурсу. Конкурсные торги представляют собой продажу государственного имущества частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством (обществом). Достоинством такой приватизации является сохранение профиля некоторых важных для общества производств. Недостатком является то, что при проведении конкурсов увеличиваются текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижаются доходы от торгов (более низкая цена приватизации из-за наличия определенных требований со стороны государства), требуется более длительный отрезок времени.

3. Акционирование.

· Выкуп акций государственного предприятия менеджерами (“управленческие выкупы”) осуществляется не только за наличные средства управляющих (20-35% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, страховых фондов (65-80% покупной цены).

· Продажа акций работникам предприятия повышает их заинтересованность в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятия.

· Публичная продажа акций населению осуществляется по фиксированной цене. Достоинством такой приватизации является открытость и доступность для участия всем желающим. Недостатком является то, что здесь возможно завышение или занижение стоимости имущества предприятия. Кроме того, продажа акций мелким инвесторам стимулируется льготами (премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей за акции, разрешении оплаты акций по частям и др.).

4. Аренда предприятия означает, что юридическое или физическое лицо приобретает часть государственного имущества в пользование на определенный период за определенную плату. Арендатор сам нанимает работников, осуществляет контроль за производством и несет финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия.

Date: 2015-11-13; view: 965; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию