Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О русской идее Владимира Соловьев ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Касаясь проблемы русского самосознания, Вл. Соловьев в статье "Русская идея" говорит, что "самым важным из всех для русского" является "вопрос о смысле существования России во всемирной истории" [1, с.219]. И далее, указывая на Россию как на "великий исторический факт", спрашивает: Quot;Какова же та мысль, которую он скрывает за собою или открывает нам; каков идеальный принцип, одушевляющий это огромное тело, каково новое слово этот новый народ скажет человечеству; что желает он сделать в истории мира?". Ответы на эти вопросы русский философ предлагает искать в "вечных истинах религии", поскольку " идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности" Конечно, многие могут не согласиться с таким решением проблемы или, точнее, указанием на источник, где его следует искать. Но прежде чем соглашаться или нет, следовало бы выяснить, о чем, собственно, идет речь. Когда национальную идею ставят в один ряд с мыслью, идеальным принципом, словом, исторической практикой и отсылают, как к своему источнику, к " вечным истинам", то это значит, что ее связывают с понятием культуры, а не с национальными инстинктами и не с национальными интересами: экономическими, политическими, соображениями престижа и т.д. Национальная идея оказывается здесь средоточием культуры, и следовательно, вопрос о русской идее - это преимущественно вопрос о русской культуре: ее смысле, особенностях, исторической миссии. Если это так, тогда любой, даже самый убежденный атеист, должен будет признать, что культура в начальные моменты своего явного проявления и в последующих ставших формах необходимо имеет религиозный характер в силу бессознательности источника и механизма самого этого процесса. Должна ли она оставаться таковой всегда? - этот вопрос требует специального рассмотрения. Здесь же, отметив тот факт, что ни одна из культур не миновала религиозной стадии, легко понять теперь обращение Вл. Соловьева к "вечным истинам религии" в вопросе о русской идее как апелляцию к культуре в противовес попыткам решить его "эмпирически" - в опоре на преходящие "общественное мнение" и "национальные интересы". Национальная идея, имеющая своим источником культуру, есть общественный идеал, или то совершенное состояние, к которому данное общество стремится, пытаясь достичь его различными способами. Идеал как относящийся к категории бесконечных целей принципиально недостижим, но в отличие от утопии, т.е. псевдоидеала, предполагает реальную осуществимость своего содержания, хотя всегда только частичную - в том или ином приближении к состоянию полной осуще - ствленности. Об идеале, и прежде всего общественном, в работах Вл. Соловьева говорится достаточно часто. Например, в статье "Идолы и идеалы" ему дано следующее определение: Quot;Мы называем идеалом то, что само по себе хорошо, что обладает внутренним безусловным достоинством и одинаково нужно для всех. Так. человечество, устроенное по началам справедливости и всеобщей солидарности. есть идеал, ибо справедливость и нравственная солидарность сами по себе хороши, представляют нечто безусловно достойное и желанное для всех. В этом качестве такой идеал и должен утверждаться как цель исторического процесса и как руководящий принцип нашей деятельности, как норма, по которой нам следует исправлять действительные общественные неправды" [2, с. 626-627; курсив мой. - В. Д.]. Итак, русская идея в своем подлинном смысле - это русский национальный идеал. Необходимо теперь выяснить: каков он, этот идеал? В статье "Русский национальный идеал" Вл. Соловьев, ссылаясь на Достоевского, так характеризует его: Date: 2015-11-13; view: 427; Нарушение авторских прав |