Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера
Мировая практика корпоративных отношений показала, что впервые эта проблема возникла, когда стало очевидным, что владельцы корпораций, которые привлекают капиталы на свободном рынке, не могут контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности и диверсификации инвестиционного портфеля. Собственники капитала даже не всегда имеют полное представление, в какие активы, и в какой сфере бизнеса вложены их денежные средства. Собственники постепенно становятся анонимными, и в этом качестве бессильными владельцами совершенно абстрактного ресурса. Тогда как реальными хозяевами корпорации становятся менеджеры.
Это явление получило название «революции менеджеров», которое рассматривалось и в позитивном, и в негативном плане. У нее были и свои апологеты, и яростные критики, главным образом, из либерального лагеря. Но именно это явление породило огромное число экономических проблем, связанных с оппортунистическим поведением менеджеров. Можно выделить следующие основные формы моральной угрозы у менеджеров.
Оппортунистическое поведение менеджмента корпораций порождает противоречия корпоративных интересов и отношений, создает предпосылки конфликтов корпоративного управления, следовательно, снижает инвестиционную привлекательность компаний и препятствует межотраслевому переливу капитала. Это негативно влияет на темпы экономического роста в условиях становления рынка. Это определяет следующий шаг – анализ и обобщение институциональных особенностей рынка, формирующего внешние условия функционирования индивидов и организаций.
В классическом понимании организация это: универсальная, действующая в условиях полной определенности структура, внутренние процессы и условия которой не влияют на эффективность функционирования. Однако в этом определении не учитывается ряд условий, которые оказывают решающее влияние на цели деятельности, способ привлечения и использования ресурсов. Это, прежде всего, собственность, неполнота информации, которая предполагает выбор в условиях той или иной степени неопределенности. Кроме того, организация управляемый объект, в котором возникают конфликты относительно задач и способов их выполнения. Конфликты тоже отражаются на принимаемых решениях.
С позиций институционального подхода организация является: альтернативной рынку формой объединения ресурсов, выбор в пользу которой диктуется экономическими выгодами; внутренне организованной системой, строение которой влияет на результаты деятельности; иерархической формой координации, основанной на отчуждении прав и образовании властных отношений; системой, на функционирование которой влияют условия и механизм мотивации поведения участников (уровень неопределенности, возможность оппортунизма, распределение прав и т.д.).
Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чём заключаются общие черты и отличия понятий «институт» и «организация» в трактовках последователей новой институциональной школы экономических исследований? 2. Какими объективными причинами было обусловлено исследование моделей поведения экономического человека представителями научной школы нового институционализма? 3. Охарактеризуйте понятие организации, которое используется различных школах экономической теории? 4. В чём заключается сущность осуществления контроля и власти в хозяйственной организации? Существуют ли принципиальные отличия данных понятий? 5. Какую роль выполняют контрактные отношения в осуществлении функционирования организаций? 6. Какие менеджериальные проблемы могут быть решены на основе теории поведенческого постконтрактного оппортунизма? 7. Какие проблемы оппортунизма в организации, могут быть вызваны поведением менеджеров?
Основная литература:
Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.– М.: Начала, 1997. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS.– 1993.– Вып. 3. Брунер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS.– 1993.– Вып. 3.– Т. 1. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики.– 1997.– № 7. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.– М., 1992.– С. 26. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS.– 1993.– Вып. 3.– Т. 1. Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право.– М., 1993.
Дополнительная литература:
Радаев В.В. Экономическая социология.– М., 1997. Уильямсон О. Экономические институты капитализма.– СПб., 1996. Менар К. Экономика организаций.– М., 1996. Мизес Л. Бюрократия.– М., 1993. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности.– М., 1990. Уильямсон О. Экономические институты капитализма.– СПб., 1996.
Date: 2015-11-13; view: 508; Нарушение авторских прав |