Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Назначение судово-психологічної экспертизы как важная составляющая системы защиты в криминальному процессе Украины
Научно-техническая революция, которая осуществляется широким фронтом в нашей стране [1, 75], объективно влияет и на процесс правосудия. При этом, глубокое теоретическое осмысление тенденций развития науки и техники, определение соотношения юридических и естественных методов в процессе доказывания, обоснование принципиальных возможностей использования научных достижений в криминальном судопроизводстве уже непременно должны находить себя в широком и быстром внедрении в адвокатскую практику. Достаточно понять, что познание закономерностей научно-технического прогресса, изучение и использование его результатов разрешат в значительной мере совершенствовать как научные, так и практические основы современной защиты в криминальном судопроизводстве. Роль и место науки, ее значение в механизме общественного отношения являются доминирующими. В любое время, развитие науки превращало ее в ведущий фактор общественного развития. Сегодняшнее состояние науки дает возможность совершенствовать старики и создавать новые средства реализации отдельных задач в сфере уголовно-процессуального правоотношения. Сейчас, когда ведущее место в системе криминального правосудия заняли тенденции по усовершенствованию средств установления истины, особое внимание привлекает тот ряд задач, которая касается процесса применения научно-технических средств в доказывании. Эффективность использования данных наук к последнему времени определялись количеством и разнообразием привлеченной или разработанной техники. Это объясняется тем, что техника относительно легко воплощается в практику и дает видимый эффект. Нужно подчеркнуть, что современные данные естественных и технических наук реализуются в криминальном судопроизводстве непосредственно через специальные знания. Через знание, которые выходят за границы обычных, бытовых знаний, которые получены в результате специального образования и/или практической деятельности в любой области науки, техники, искусства или ремесла, которые используются определенными законом участниками процесса в пределах предоставленных каждому из них полномочий для решения за определенной процедурой процессуальных задач [2, 22]. Современная теория криминального процесса определяет главную форму применения специальных знаний - судебную экспертизу, которая осуществляется в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства [6, 1]. Мы хотим уделить внимание такому виду судебной экспертизы, который открывает совсем другой, даже более интересный горизонт соображений. Язык идет о судово-психологічну экспертизе. Использование достижений психологии в сфере доказывания определенное, довольно продолжительное время находились без внимания науки уголовно-процессуального права. Больше того, использование возможностей психологии даже сейчас обминаются со стороны защиты. Отсутствие теоретического анализа относительно использования данных науки психологии в процессе защиты влияет на создание системы норм, которые бы регулировали это отношения, и как следствие преодолели бы еще одно препятствие на пути установления истины. Отсутствие практических разработок, вообще в полной мере сдерживает использование всего арсенала этой полезной науки. Подготовленность юристов в области психологии безусловно возрастает, но все же таки отстает от современной потребности. Безусловно, высококвалифицированная подготовленность одного человека одновременно в двух довольно сложных самостоятельных и очень объемных по информативности сферах - психологии и юриспруденции - практически невозможная, так и необходимость в этом отсутствующая. В середине прошлого столетия, а именно в 70 годах, когда активно начинала развиваться судово-психологічна экспертиза, как разновидность экспертных исследований, в научной литературе постоянно возникали споры относительно ее предмета. Сегодня считается, что основным предметом судово-психологічної экспертизы есть вопросы о деятельности лиц, индивидуально-психологические особенности которых не выходят за пределы нормы (особенности восприятия определенных явлений при данных условиях, способность адекватно их оценивать, особенности реагирования на экстремальные ситуации и т.п.) [3, 222]. К предметной сфере можно отнести и вопрос об особенностях хода психологических процессов в психически здоровых лиц, установление данных о познавательной деятельности, о психических состояниях, о качествах личности [7, 2]. Такое определение сформировалось в ответ на утверждение, которая психическая деятельность человека отображает объективную реальность, однако в силу тех или других обстоятельств (возраст, состояние здоровья) этот процесс может иметь определенные отклонения. На наш взгляд, основным предметом судово-психологічної экспертизы есть определения способности определенных субъектов криминального процесса, показы которых используются как доказательство, правильно воспринимать явления действительности и давать о них свидетельства. В получении с помощью специальных психологических знаний и методов их применения новых фактических данных, которые разрешат довольно точно оценить особенности психической деятельности обвиненного, свидетеля или потерпевшего лица заключается главная функция судово-психологічної экспертизы. В определенных литературных источниках, довольно пылкие теоретики судово-психологічної экспертизы желали получить от психолога суждения о достоверности показаний допрашиваемых лиц и об искренности таких показаний, якобы забывая, что это есть неотъемлемой частью функций органов дознания. Имея ограниченное представление о границах компетенции судово-психологічної экспертизы, и еще большей бессмыслицам таких творцов науки были идеи с помощью специальных психологических знаний проводить экспертизу для установления цели и мотива преступления. Адвокат должен сразу же отвергнуть эти аморфные идеи, так как установлением мотива и цели преступления занимается исключительно следствие или суд. Главные задачи психологической экспертизы конкретизируются в зависимости от вида экспертизы и от объекта исследования. А.О. Екменчі [5] относил к задачам вопроса следующего характера: психологическая мотивация действий подсудных, пострадавших и свидетелей; установление факта физиологического аффекта; возможности оговора и самооб-языки по психологическим мотивам; психологическая оценка личности подсудимого и его социальных установок; психологии несовершеннолетних участников процесса. Ученый Ю.М. Денежный к задачам судово-психологічної экспертизы относит продолжительность и тяжесть сильного душевного волнения, исследование специфики продолжительного и интенсивного влияния неблагоприятных факторов на человека и проявление их в изменениях его функций (физиологических и психологических), а также выяснение отсталости в умственном развитии несовершеннолетнее обвиненное в следствие влияния неблагоприятных внешних факторов, выяснение субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для дела [4]. На основании исследованного материала предлагается конкретизировать основные и наиболее важные задачи судово-психологічної экспертизы. Во-первых, это установление факта, психически здоровых обвиненных, свидетелей и пострадавших лиц правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них свидетельства. Во-вторых, установление факта или отвечает интеллектуальный возраст обвиненного лица (в том числе и несовершеннолетнего лица) биологическому возрасту. В-третьих, установление наличия или отсутствия в момент скоєння противоправных действий состояния физиологического аффекта. И в сдаче-сдач, установление психологического портрету лица, который может свидетельствовать, или сознает такое лицо значения своих действий, или может она руководить ими и предусматривать их следствия. Мы считаем, что указанные задачи судово-психологічної экспертизы должны быть фундаментом для разработки теоретических и практических рекомендаций для использования их адвокатами. Заявленные утверждения могут служить и в качестве основы для разработки нормы по дополнению ст. 76 КПК Украины новым видом обязательной экспертизы - судово-психологічної. Основным принципом судово-психологічної экспертизы есть направленность исследования для установления содержания и структуры индивидуального сознания человека в момент скоєння конкретных поступков и отображение явлений действительности. Сегодня, всестороннее расследование уголовных дел и дальнейший их судебное разбирательство должен включать анализ психических механизмов поведения лица, и степени осознанности ее. Изучение адвокатской практики свидетельствует, что судово-психологічна экспертиза находит, нажаль, сильное малое применение в защитной деятельности. Именно судово-психологічна экспертиза есть одной из составляющих фундамента внедрения новых научных достижений. Судово-психологічна экспертиза представляет собой уникальное средство получения доказательной информации, благоприятное установлению истины. В процессе становления и развития судово-психологічної экспертизы, в результате экспертной практики постепенно накопился большой эмпирический материал, который должен быть применен в адвокатской практике. Выделим ряд вопросов, которые могут быть полезные в защитной деятельности: 1) Какая общая психологическая характеристика підекспертної лица (темперамент, характер, наклоны, мотивационная сфера и т.п.); 2) Какие психические свойства підекспертної лица имеют четко выраженный характер и могут существенным образом влиять на ее поведение? 3) Которыми есть доминирующие мотивы поведения підекспертної лица? 4) Есть ли наличие в підекспертної лица вековых и индивидуальных особенностей, которые могут повлиять на объективность ее показаний? 5) Могла ли підекспертна лицо находясь в определенном психическом состоянии, предусматривать следствия своих действий? 6) Есть ли в підекспертної лица признака не связанные с душевным заболеванием умственного отставания, и в чем они оказываются и их степень? Способная ли підекспертна лицо, при учете уровня ее особенности и умственного развития, правильно понимать значения своих действий, руководить ими и предусматривать их следствия? Особенно полезными есть следующие вопросы при защитной практике в делах, связанных с управлением техникой: 1) Которой есть реакция підекспертної лица на препятствие, которое внезапно возникает? 2) Как отразились те или другие объективные условия на степени внимания підекспертно-го, на скорости и точности его реакции? Какое влияние справили индивидуально-психологические особенности підекспертної лица на ее действии в непривычной обстановке, которая сложилась? 3) Как могла повлиять усталость на поведение підекспертної лица в обстановке, которая сложилась? 4) Которым есть возможное влияние тех или других отрицательных эмоций (душевных волнений), что возникли в підекспертної лица к событию, на характер ее действий? Признал приоритет направления по защите прав и свобод человека, который задает сегодня колоссальный контекст во всей правовой системе нашей стране, мы вынуждены помочь судопроизводству принимать действительно правильные решения, где будут учтенные все обстоятельства и особенности каждого человека, в том числе и особенности психики в любых ее проявлениях, которая создаст действительно крепкую сферу для будущего правового пространства. Date: 2015-11-13; view: 293; Нарушение авторских прав |