Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды диалогов
Специалисты в области психологии общения выделяют кроме классов диалогов два уровня общения, используемых в речевой коммуникации в целом: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный). Событийный уровень свойствен любой сфере общения – бытовой, деловой, профессиональной и др. Его основные закономерности: • наличие предмета общения; • осуществление тактики принятия партнера; • реализация ситуации партнерства в общении; • самопрезентация личности. Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Его основные закономерности: • предмет общения диктуют обстоятельства; • осуществление тактики принятия партнера; • реализация ситуации партнерства лишь в соответствии с ролью; • самопрезентация согласно своей роли. Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации: • бытовой разговор; • деловая беседа; • собеседование; • интервью; • переговоры. Рассмотрим некоторые из них. Бытовой разговор характеризуется следующими особенностями: • незапланированность; • разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств; • частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую; • как правило, отсутствие целевых установок и необходимости принятия какого‑либо решения; • самопрезентация личности; • разговорный стиль речи. Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально‑деловой сфере, осуществляемый посредством вербальных (словесных) и невербальных (мимика, жесты, манера поведения) средств. Деловая беседа имеет следующие характерные особенности: • дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения; • быстрое реагирование на высказывания партнеров, способствующее достижению поставленной цели; • критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров; • аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе; • ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме; • ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы. Основная цель – достижение договоренности, согласованности в сюжетах делового общения, решение определенных профессиональных задач. Деловой беседе присущи сознательная настройка на уровень собеседника, учет его полномочий и сферы ответственности, жизненного и профессионального опыта, особенностей его мышления и речи. В отличие от переговоров, которые более четко структурированы и ведутся, как правило, между представителями разных организаций, деловая беседа происходит преимущественно между сотрудниками одной организации и носит личностно ориентированный характер. По мнению специалиста в области деловой коммуникации П. Мицича, правильное проведение деловых бесед способствует повышению производительности труда на 2–20 %[8]. Он дает следующие рекомендации по ведению деловых бесед: • заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки; • применять психологический прием периодического воздействия на собеседника, т. е. неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными, а начинать и заканчивать беседу – положительными фразами; • постоянно помнить о движущих мотивах собеседника – его ожидании, преимуществах, которых он добивается в ходе этой беседы, его позиции, его желании самоутвердиться, его чувстве справедливости, его самолюбии; • избегать присутствия незаинтересованных лиц; • никогда, ни в какой ситуации не проявлять грубость; • облегчать собеседнику положительный ответ; • не задавать вопросы, на которые собеседник может ответить отрицательно; • фундаментально объяснять свою позицию в каждом случае, когда собеседник с ней не соглашается; • никогда не проявлять пренебрежения; • избегать пустой риторики; • отказываться от ведения шаблонных бесед; • не отклоняться от предмета беседы; • выражать свои мысли убедительно и в оптимистической манере. Каждая из этих рекомендаций подразумевает ряд действий. Например, при составлении плана беседы целесообразно продумать следующие вопросы: • повод беседы, ее тема и основная цель; • конкретные задачи, относящиеся к предмету обсуждения; • профессиональный уровень и психологические особенности собеседника; • действия, которые нужно предпринять, чтобы добиться цели; • аргументы, возражения, противоположные интересы, с которыми, возможно, придется столкнуться; • способы преодоления противостояния; • преимущества (или, наоборот, негативные моменты), которые могут быть получены; • различные варианты решения проблемы в зависимости от ожидаемой реакции собеседника (согласие, отрицание, предубеждение и т. д.). Поскольку одним из основных условий диалогового общения, как уже отмечалось, является некоторый разрыв в знаниях и связанное с ним требование информативности, следует продумать, как эти понятия будут реализовываться. В частности, существуют специальные коммуникативные приемы, способствующие восприятию информации: • постановка вопросов об условиях, причинах возникновения проблем, возможных последствиях и выводах в целях стимулирования мышления партнеров; • дословное или смысловое повторение важных аспектов излагаемого материала; • подведение общих или отдельных итогов в результате коллективного обсуждения соответствующей проблемы; • предвосхищение возможных возражений и их аргументированный анализ; • оглашение названия темы при ее смене или изменении аспекта рассмотрения проблемы; • использование разбивки (во‑первых, во‑вторых, в‑третьих…) при перечислении ряда связанных с проблемой факторов. Некоторые факторы мешают нормальному ходу диалога – это бестактное обрывание речи собеседника на полуслове; неоправданное лишение его возможности высказать свое мнение; игнорирование или высмеивание его аргументов; подтасовка фактов, необоснованные подозрения, голословные утверждения и т. д. Переговоры представляют собой целенаправленное и ориентированное на достижение определенных результатов деловое общение в форме диалога. Переговоры проводятся: • по определенному поводу (например, в связи с необходимостью создания центра социальной помощи семье и детям в микрорайоне); • при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов); • с определенной целью (например, заключение договора); • по определенным вопросам (политического, экономического, социального, культурного характера). Несмотря на большое разнообразие тематики переговоров, их структуру можно представить в виде обобщенной схемы: • введение в проблематику; • характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров; • изложение позиции; • ведение диалога; • решение проблемы; • завершение. Переговоры могут проходить легко или сопровождаться определенными сложностями. Партнеры могут прийти к соглашению без труда, а могут не договориться вовсе. В ходе переговоров они могут отстаивать противоположные интересы, стремясь достигнуть компромисса. Немаловажно, какие преимущества или потери влечет для партнеров заключение того или иного соглашения. Следует учитывать и различные субъективные факторы: способности партнеров, их навыки, умение вести переговоры и др. Участники переговоров могут иметь различный деловой, профессиональный и коммуникативный опыт, различный темперамент (например, флегматик и холерик), стиль общения (например, доминантность или ригидность), различное специальное образование (например, техническое или экономическое). Переговоры требуют тщательной подготовки, и чем она тщательнее (использование анализа, расчетов экономического и социального эффекта, заключений и т. д.), тем больше шансов на успех. Недостаточная подготовка к проведению переговоров, скорее всего, станет причиной их вялого течения, сбоев и блокирования. В книге О. Эрнста «Слово предоставлено вам» рассмотрены следующие недостатки в стратегии проведения переговоров: «холодный запуск» – партнер вступает в переговоры, не обдумав в достаточной степени их необходимость, цель, сложности и возможные последствия. В этом случае он будет делать лишь «ответный ход», т. е. реагировать, а не действовать; инициатива будет исходить не от него; «отсутствие программы» – у партнера нет четкого плана действий относительно достижения максимальных и минимальных целей. Разумнее вести переговоры, предусмотрев различные варианты действий; «главное, чтобы меня это устраивало!» – партнер настолько увлечен отстаиванием собственных интересов, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, блокируют собеседника, у которого пропадает желание вести переговоры; «пускать все на самотек» – партнер не имеет конкретных предложений, аргументов и критериев оценки предмета переговоров, не высказывает детальных требований, не имеет четкого представления о позиции и возможной реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается в силу их недостаточной подготовки; «коммуникативные заморыши» – достижение целей переговоров затрудняется по причине неправильного поведения одного из участников, который: • не слушает (или не умеет выслушать) партнера; • постоянно пытается перейти от диалога к монологу; • проявляет излишнюю эмоциональность, несдержанность; • упрямо отстаивает свою позицию, не приводя никаких аргументов; • не приводит новые факты, а излагает известные, мешающие решению проблемы позиции; • не руководствуется общими интересами, совместной ответственностью за результаты переговоров, не выделяет этот аспект. Чтобы переговоры развивались успешно, необходимо сразу после их начала постараться найти общую с партнером позицию. Этому способствуют создание атмосферы, благоприятной для кооперации на основе общей информационной базы, деловой интерес и уважение к партнеру. Начинать рекомендуется с самых важных аспектов предмета обсуждения, пытаясь прийти к соглашению по принципиальным вопросам, и только после этого переходить к деталям. При этом в начале переговоров затрагиваются бесспорные, не вызывающие разногласий вопросы, что позволяет создать основу для развития переговоров. Затем переходят к обсуждению пунктов, не вызывающих серьезных разногласий, и только затем – к основным вопросам, требующим подробного обсуждения. Причем, чтобы не мешать развитию переговоров, не следует акцентировать внимание на расхождении во взглядах, если эти расхождения не принципиальны. В отдельных случаях, когда принцип повышения сложности в течение переговоров выдержать не удается, их участники могут увязнуть в обсуждении второстепенных вопросов, еще не придя к соглашению по основным пунктам. Значит, необходимо отсортировать уже достигнутые главные результаты переговоров и на основе этого определить следующие пункты, подлежащие обсуждению. В ряде случаев успех переговоров может предопределить оптимальное речевое поведение, основанное на умелом использовании языка и стиля официально‑деловой речи, психо– и социолингвистики, а также психологии общения. Например, в определенной ситуации следует подчеркнуть, что партнера считают специалистом в соответствующей области: Как специалист вы знаете по собственному опыту, к чему могут привести… Поэтому я предлагаю… Если партнер реагирует на предложение отрицательно, важно выяснить: • не чувствует ли он себя обделенным? • не связана ли для него реализация предложения с различными негативными моментами? • осознает ли он последствия своего отказа или здесь он видит выгоду для себя? • есть ли у него полномочия, необходимые для принятия решения? • не считает ли он, что на него оказывают давление? Следует позаботиться о том, чтобы партнер мог спокойно изложить свои аргументы, возражения, предложения. Эффективной является при этом такая тактика речевого поведения, как выражение согласия, если, конечно, согласие возможно (да, конечно; полностью согласен с этим; правильно; разумно и т. п.). Иногда на партнера пытаются воздействовать с помощью аргументов, не относящихся к делу: апеллируют к чувствам, говорят о долге, ответственности и т. д. Такое речевое поведение эффективно лишь в том случае, если участник переговоров обладает способностью тонко прочувствовать ситуацию и точно спрогнозировать психологическое состояние и реакцию партнера. Если переговоры зашли в тупик, следует постараться поправить положение, используя, например, следующие приемы: • рассмотреть проблему с другой стороны (Подойдем к проблеме с другой стороны…); • использовать высказывания партнера для развития своих мыслей (Я бы хотел еще раз остановиться на вашем предложении и сразу же перейти к вопросу о…); • уточнить с помощью встречных вопросов, правильно ли понят партнер (Если я правильно понял, у вас есть некоторые сомнения относительно сроков поставки…); • сослаться на опыт, накопленный в соответствующей сфере деятельности (Я понимаю, что вам хотелось бы заключить договор сроком на один год. С другой стороны, нельзя не вспомнить, да и вы об этом знаете не хуже меня, что двухлетние договоры были неплохой основой для сотрудничества…); • дать возможность партнеру подумать, если новое компромиссное предложение застало его врасплох (Прежде чем принять какое‑либо решение, обдумайте еще раз мое предложение). Немаловажным в ходе переговоров является умение правильно формулировать вопросы. На основании ответов на эти вопросы можно определить позицию партнера и выявить ее мотивы. Например, вопросы могут быть заданы: • по предмету (Когда вы сможете поставить первую партию?..); • по проблеме (Почему нельзя осуществить поставку во II квартале?); • с целью выяснить мнение (Как вы оцениваете возможные действия заинтересованных сторон в данной ситуации?); • в форме утверждения (Итак, я могу исходить из того, что поставка будет осуществлена во II квартале?); • в форме обобщения (Итак, можно отметить, что проблема с транспортом решена?); • в форме «вопрос на вопрос» (А вы разве так не считаете?). При этом следует избегать риторических вопросов, которые уместны лишь в монологической речи, поскольку не требуют ответа; в диалоге же каждая реплика требует ответной реакции.
Date: 2015-11-13; view: 1518; Нарушение авторских прав |