Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языковое строительство





Языковая политика зависит от общих принципов национальной политики. Так, национальная политика царизма преследовала цели подавления свободы и культуры народов дореволюционной России. Соответственно проводилась и политика притеснения национальных языков. Она проявлялась в противодействии созданию письменности, организации обучения на родных языках. На многих национальных окраинах царила сплошная неграмотность. По данным первой переписи 1897 г., грамотность населения в целом по России составила 21,1%, в Туркестанском крае 1—2%, в Азербайджане 4,5%, сплошная неграмотность царила среди народов Крайнего Севера.

С первых дней существования советского государства языковые проблемы рассматривались как часть национального вопроса. Принцип самоопределения наций распространялся и на языковой аспект национальной политики. Провозглашались свобода и равноправие национальных языков, создание условий для их развития, право каждого гражданина пользоваться родным языком. Особое значение придавалось развитию родных языков и литератур у наиболее угнетенных и отсталых народов. Народному комиссариату по делам национальностей оказывали содействие известные ученые. Большое внимание уделялось роли родного языка в просвещении народных масс. Гарантировалось право каждого народа воспитывать и обучать детей на родном языке.

Использование родных языков сыграло огромную роль в ликвидации неграмотности, в развитии начального, среднего и высшего образования. В 1970 г. только в Средней Азии и Казахстане функционировало 25 984 общеобразовательные школы, в которых обучение велось на родных языках.

Национально-языковая политика СССР осложнялась качественной разнородностью языков народов СССР и их количественным составом. Лингвисты зафиксировали 162 языка, функционирующих на территории советского государства. Около 85% населения говорило на индоевропейских языках: славянских, иранских, балтийских, романских, германских, индийских, армянском языке. Остальные говорили на

1) тюркских языках (гагаузский, крымско-татарский, караимский, азербайджанский, кумыкский, карачаево-балкарский, ногайский, татарский, башкирский, чувашский, узбекский, казахский, туркменский, киргизский, каракалпакский, уйгурский, якутский, тувинский, алтайский, хакасский);

2) монгольских языках (бурятский и калмыцкий языки);

3) тунгусо-маньчжурских языках (эвенкийский, эвенский, нанайский, негидальский, ульчский, орокский, орочский, удэгейский);

4) уральские языки (финно-угорские и самодийские: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский);

5) прибалтийско-финские языки (эстонский, карельский, вепский, ижорский, водский, ливский, финский);

6) волжские языки (моюпанский (мокша-мордовский), эрзянский (эрзя-мордовский), горно-марийский и лугово-восточный (марийский);

7) пермские языки (удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий);

8) обско-угорские языки (языки малых народностей - ханты и манси);

9) иберийско-кавказские языки (грузинский, занский, сванский, абхазский,
абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, убыхский, чеченский, ингушский, бацбийский);

10) палеоазиатские языки (чукотский, корякский, ительменский, керекский, кетский, алюторский, эскимосский, алеутский, юкагирский).

Ни в одну группу не входят ново-ассирийский и дунганский языки.

Основными направлениями языковой политики в нашей стране того времени были:

а) создание письменности для ранее бесписьменных народов;

б) усовершенствование старых алфавитов и письменности;

в) прогнозирование и планирование языкового развития;

г) дальнейшее совершенствование языков, их внутриструктурного и
функционального развития;

д) научное управление процессами добровольного, массового
распространения языка межнационального общения и развивающимся
двуязычием среди народов СССР.

Из 127 языков народов нашей страны лишь 20 имели письменность. Своей оригинальной графикой письма пользовались только русские, украинцы, грузины и армяне, создавшие развитые литературные языки.

До Октябрьской революции русским алфавитом пользовались мордва, осетины, чуваши, коми, удмурты, якуты, исповедовавшие христианскую религию. Эстонцы, латыши и литовцы пользовались латинской графикой. Буряты и калмыки, исповедовавшие ламаизм, строили свое письмо на основе древне - уйгурско-монгольской письменности. Караимы, крымские, горские, среднеазиатские и восточноевропейские евреи, исповедовавшие иудаизм, пользовались древнееврейской письменностью. Среди многочисленных мусульманских народностей Средней Азии и Кавказа использовалась письменность на основе арабского алфавита. Эта письменность была недоступна широким массам трудящихся. Ее применение ограничивалось в основном сферой религии, а письмом пользовалось главным образом духовенство. Вся книжная продукция на некоторых языках состояла лишь из букваря и двух-трех церковных книжек. Поэтому даже у «письменных» народов процент грамотности был очень низок.


В 20-х г. у 16 народов СССР: узбеков, татар, казахов, азербайджанцев, таджиков и нескольких малых народностей, - произошел переход с арабского алфавита на латинизированный алфавит. Этот переход сопровождался острой идеологической борьбой. Духовенство объявило противников арабского алфавита неверными. Позже эти народы перешли на русскую графику. Сразу это не сделали потому, что в первые годы Советской власти переход на русскую графику мог быть истолкован как рецидив старой, русификаторской политики царизма.

Не ослаблялось внимание к национально-языковым проблемам и в
послереволюционный период. Изучались перспективы развития национальных языков. Критиковалось мнение о быстром стирании национально-языковых различий. Территориальное размежевание национальных государственных образований проводилось по языковому признаку населения. Например, в Средней Азии районы Туркестана, где говорили в основном на казахском языке, отошли к Казахской АССР, в составе которой была образована Кара-Калпакская автономная область.

Особенно тесно с формой национальной государственности было связано функциональное развитие языков. Языки основного населения союзных республик выполняли более широкие общественные функции, чем языки населения автономных республик и областей.

Таким образом, уже в первые годы становления советского государства были заложены демократические основы языковой политики в многонациональном государстве.







Date: 2015-11-13; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию