Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаки препинания при прямой речи и цитировании





1. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

а). Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала:

— Не видали маму? (М. Горький).

б). Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (В.Г. Белинский).

2. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (М. Ю. Лермонтов).

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:

«А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (М.Ю. Лермонтов).

или:

— Как это скучно! — воскликнул я невольно.

«Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (М.А. Шолохов).

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире, например: «Неужели… − произнес он нерешительно. −А дальше что делать?» (В.Короленко).

г) после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире: «Может быть, мы никогда больше не увидимся, − сказал он мне. – Перед разлукой я хотел с вами объясниться» (А. С. Пушкин).

Примечание 1. Если в словах автора содержатся два глагола со значением высказывания, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой − ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

− Идём, холодно, − сказал Макаров и угрюмо спросил: −Что молчишь? (М. Горький)

Примечание 2. Данные правила относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

3. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и кроме того отделяется от соседней посредством тире, например:

«Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». (М. Ю. Лермонтов).

 

Список использованной литературы

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация: Справочник для абитуриентов, студентов, редакторов / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева. - М., 2008. Режим доступа http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html

2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб.– М.: Логос, 2009. – 432с.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

4. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация./ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб- 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2003.-384 с.

5. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?/ Д.Э. Розенталь.−М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. −108 с.







Date: 2015-11-13; view: 586; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию