Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальное членение предложения





 

§133. ТЕМА И РЕМА

В основе актуального членения предло­жения лежит особая синтаксическая форма. Синтаксическим значением этой формы я в л я-тся членение предложения на тему и ре-у (или же отсутствие такого членения с выделением только ре-ы). Тема — исходный пункт высказывания, обозначение того, чем идет речь в предложении. Рема — это то, что сообщается о теме. В предложении Он известный ученый тема — он, рема — известный ученый.

Тема и рема различаются вопросами. Каждое предложение ожно рассматривать как ответ на некоторый потенциальный опрос. Та часть предложения, которая служит непосредствен­ным ответом на вопрос, является ремой. Например, в предложении Вчера я гулял в лесу ремой является сочетание гулял в лесу, потому что предложение является ответом на по­тенциальный вопрос: Что я делал вчера?; в предложе­нии Я гулял в лесу вчера ремой является вчера, потому что к предложению уместен вопрос: Когда я гулял в лесу?

Неполные предложения, являющиеся ответными репликами опросо-ответного диалога, состоят только из рематической час-и: Где ты собираешься отдыхать этим летом? — На Волге;!то ты собираешься делать вечером? — Работать. Сравните с юлными предложениями, в которых представлены и тема и рема: Этим летом я собираюсь отдыхать/на Волге (косая чер­та означает границу темы и ремы); Вечером я собираюсь/ра­ботать.

Существуют такие предложения, которые не членятся на те­му и рему. В этом случае весь состав предложения является ремой: Пришла зима; Стало очень холодно; Жил-был король когда-то. Такие предложения называются нерасчлененными. Потенциальными вопросами к нерасчлененным предложениям являются такие: Что произошло? Что было? Что случилось? и под. Ответить на эти вопросы неполным ре­матическим предложением, как при расчлененных предложениях, нельзя, что доказывает нерасчлененность соответствующих пред­ложений, ср.: Что произошло? — Пошел снег (но не * По­шел и не *Снег).

Тема и рема могут состоять либо из одно­го члена предложения (Он/ученый), либо из комп­лекса членов предложения (Этот сотрудник/развил весьма оригинальную идею).

Очень часто темой предложения является группа подлежа­щего (подлежащее с зависимыми от него членами предложения), а ремой группа сказуемого (сказуемое с зависимыми от него членами): Яблони в нашем саду/плодоносят уже два года; Наша кош­ка/очень любит спать на подоконнике; Эта статья в газете/за­ставила многих серьезно задуматься. Не означает ли это, что актуальное членение — есть, в сущности, то же самое, что чле­нение предложения на главные члены: подлежащее и сказуе­мое? Нет, не означает. Актуальное членение далеко не всегда совпадает с членением на главные члены предложения. Воз­можны предложения, в которых группа сказуемого является темой, а группа подлежащего ремой, ср.: Плодоносят в нашем саду пока/только яблони (а не груши, сливы и пр.). Вполне обычны и такие предложения, в которых границы между груп­пой подлежащего и группой сказуемого не совпадают с грани­цами темы и ремы: ремой может стать второстепенный член как из группы сказуемого, так и из группы подлежащего, и, сле­довательно, все другие члены предложения в этом случае по­падают в тематическую часть высказывания, ср.: Он собирался снова приехать к нам/только через год.

Таким образом, актуальное членение автономно по отноше­нию к членению предложения на члены. Актуальное членение как бы накладывается на главные и второстепенные члены. И поэто­му одно и то же по синтаксической структуре предложение мо­жет иметь множество актуальных членений (актуальных струк­тур): Он поехал в Москву/поступать в университет. (Зачем он поехал в Москву?); Поехал в Москву поступать в университет/он (а не его брат). (Кто поехал в Москву поступать в университет?); Поступать он по­ехал в Москву/в университет (Куда он поехал в Моск­ву поступать?) и т. д.







Date: 2015-11-13; view: 389; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию