Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальное членение предложения
§133. ТЕМА И РЕМА В основе актуального членения предложения лежит особая синтаксическая форма. Синтаксическим значением этой формы я в л я-тся членение предложения на тему и ре-у (или же отсутствие такого членения с выделением только ре-ы). Тема — исходный пункт высказывания, обозначение того, чем идет речь в предложении. Рема — это то, что сообщается о теме. В предложении Он известный ученый тема — он, рема — известный ученый. Тема и рема различаются вопросами. Каждое предложение ожно рассматривать как ответ на некоторый потенциальный опрос. Та часть предложения, которая служит непосредственным ответом на вопрос, является ремой. Например, в предложении Вчера я гулял в лесу ремой является сочетание гулял в лесу, потому что предложение является ответом на потенциальный вопрос: Что я делал вчера?; в предложении Я гулял в лесу вчера ремой является вчера, потому что к предложению уместен вопрос: Когда я гулял в лесу? Неполные предложения, являющиеся ответными репликами опросо-ответного диалога, состоят только из рематической час-и: Где ты собираешься отдыхать этим летом? — На Волге;!то ты собираешься делать вечером? — Работать. Сравните с юлными предложениями, в которых представлены и тема и рема: Этим летом я собираюсь отдыхать/на Волге (косая черта означает границу темы и ремы); Вечером я собираюсь/работать. Существуют такие предложения, которые не членятся на тему и рему. В этом случае весь состав предложения является ремой: Пришла зима; Стало очень холодно; Жил-был король когда-то. Такие предложения называются нерасчлененными. Потенциальными вопросами к нерасчлененным предложениям являются такие: Что произошло? Что было? Что случилось? и под. Ответить на эти вопросы неполным рематическим предложением, как при расчлененных предложениях, нельзя, что доказывает нерасчлененность соответствующих предложений, ср.: Что произошло? — Пошел снег (но не * Пошел и не *Снег). Тема и рема могут состоять либо из одного члена предложения (Он/ученый), либо из комплекса членов предложения (Этот сотрудник/развил весьма оригинальную идею). Очень часто темой предложения является группа подлежащего (подлежащее с зависимыми от него членами предложения), а ремой группа сказуемого (сказуемое с зависимыми от него членами): Яблони в нашем саду/плодоносят уже два года; Наша кошка/очень любит спать на подоконнике; Эта статья в газете/заставила многих серьезно задуматься. Не означает ли это, что актуальное членение — есть, в сущности, то же самое, что членение предложения на главные члены: подлежащее и сказуемое? Нет, не означает. Актуальное членение далеко не всегда совпадает с членением на главные члены предложения. Возможны предложения, в которых группа сказуемого является темой, а группа подлежащего ремой, ср.: Плодоносят в нашем саду пока/только яблони (а не груши, сливы и пр.). Вполне обычны и такие предложения, в которых границы между группой подлежащего и группой сказуемого не совпадают с границами темы и ремы: ремой может стать второстепенный член как из группы сказуемого, так и из группы подлежащего, и, следовательно, все другие члены предложения в этом случае попадают в тематическую часть высказывания, ср.: Он собирался снова приехать к нам/только через год. Таким образом, актуальное членение автономно по отношению к членению предложения на члены. Актуальное членение как бы накладывается на главные и второстепенные члены. И поэтому одно и то же по синтаксической структуре предложение может иметь множество актуальных членений (актуальных структур): Он поехал в Москву/поступать в университет. (Зачем он поехал в Москву?); Поехал в Москву поступать в университет/он (а не его брат). (Кто поехал в Москву поступать в университет?); Поступать он поехал в Москву/в университет (Куда он поехал в Москву поступать?) и т. д. Date: 2015-11-13; view: 389; Нарушение авторских прав |