Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второстепенные члены предложения





§113 ПОНЯТИЕ ВТОРОСТЕПЕННОГО ЧЛЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предикативная основа предложения может быть распростра­нена на основе подчинительной связи компонентами с разными значениями. Члены, распространяющие предикативную основу предложения, называются второстепенными.

Распространение предикативной основы ведет к формированию словосочетаний. Словосочетания же уже были предметом рас­смотрения. Возникает, следовательно, вопрос: а нужно ли вообшс понятие второстепенного члена предложения, если все, связанно* с распространением предложения, уже рассмотрено в разделе о словосочетании. Например, из раздела о словосочетании можно уяснить, что при существительном-подлежащем может быть cor ласованное с ним прилагательное в роли определения: Часы были точными (нераспространенное предложение); Электронные

часы были точными (распространенное предложение). Тем не ме-нее понятие второстепенного члена предложения является нуж ным и важным. Дело в том, что одни и те же значение могут быть выражены разными формами словосочетаний, ср.: элек тронные часы и часы с электронным устройством. Понятие второстепенного члена предложения — это исчисление всех спосо­бов выражения одного и того же значения. Например, дать поняти об определении — значит перечислить все способы выражения он ределения.

Среди всех способов выражения одного значения обычн< можно выделить ведущий, главный. Ведущий способ выражения называется морфологизованным, и соответственно член предложения, представленный ведущим способом, называется морфологизованным второстепенным членом предложения. Так, морфологизованным определением яв ляется определение, выраженное прилагательным.

Принадлежность того или иного распространителя предикатин ной основы предложения к определенному типу второстепенной члена предложения может осуществляться «пробой» на сочинение нужно выяснить, с каким морфологизованным второстепенны" членом предложения может быть соединен сочинительным союзом «неясный» по своей роли второстепенный член. Например, в предложении Это был человек с сединой на висках член пред ложения с сединой является определением, потому что можно пост роить такое предложение: Это был молодой, но уже с сединой ни висках человек.

«Проба» на сочинение — не случайный прием распознавание членов предложения: грамматическая природа сочинительной свя зи такова, что она соединяет только одинаковые по ряду приз каков компоненты.

В русской грамматической традиции выделяются три больших класса членов предложения: определение, дополнение и обстоятельства.

§ 114. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение обозначает признак предмета. Морфо логизованным определением является определение, выраженное теми частями речи, которые соединяются с сущест вительным на основе связи согласования: высотный дом, мой дом пятая комната, завершенная работа. Морфологизованноё опреде ление называется согласованным. Оно противопоставлено

:огласованному определению, которое является, соответственно,,»морфологизованным. Несогласованные определе-и я выражаются существительными в косвенных падежах, кото->ые соединяются с существительными на основе связи необяза­тельного управления, и наречиями, которые соединяются с суще­ствительными на основе связи примыкания: человек в пальто, дом с мезонином, дама с собачкой, магазин напротив (Магазин напротив закрыли на ремонт).

Особым типом определения является приложение. При->жекие выражается существительным и соединяется с определя­ем существительным на основе связи взаимосогласования: Ма-ш-резвушка, петух-драчун. Поскольку при взаимосогласовании 1ьзя на грамматической основе выявить главное и зависи-слово, т. е. нельзя выявить определяемое существительное определяющее его приложение, то приложение определяется лексическому значению. Различаются по значению следующие жложения:

— если во взаимосогласовании находятся нарицательные существительные, то приложением является существительное со зна­чением качественной оценки (красавец-мужчина), родового признака (инженер-программист) и т. п.;

— в сочетаниях с именами собственными, называющими лицо, и нарицательными приложением является имя нарицательное: рабочий Петров, инженер Иванов, студент Сидоров, красавица Маша, толстяк Паша;

— в сочетаниях с именами собственными, не называющими лицо, и нарицательными приложением является имя собственное:?ка Волга, город Москва, деревня Выселки.

 

§ 115. ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения с объ­ектным значением. Морфологизованным дополне­нием является существительное в косвенных падежах с пред­логами и без предлогов. Дополнение вводится в состав пред­ложения на основе связи управления.


Различаются дополнения прямые и косвен­ные. Прямое дополнение — это существительное в В. падеже без предлога при переходных глаголах и некоторых сло­вах категории состояния. Прямое дополнение входит в состав предложения на основе связи обязательного предсказуемого уп­равления. Объектное значение прямого дополнения проявляется с наибольшей ясностью. Прямое дополнение — это «чистый» объ-ект: Я читаю книгу; Он смотрит передачу по телевидению;

И любит симфоническую музыку; Они всегда говорят только правду; Хоккейная команда одержала важную для себя победу; Его мне жаль; Больно руку.

При переходных глаголах с отрицанием дополнение-сущест­вительное может употребляться в Р. падеже без предлога: Я давно не видел мамы.

Косвенные дополнения выражаются всеми косвен ными падежами, с предлогами и без предлогов, кроме В. падежа без предлога. Косвенные дополнения могут иметь по сравнению с прямыми более сложные объектные значения. Например, в пред­ложении Я написал письмо другу дополнение другу — это не просто объект, а объект-адресат; в предложении Он пишет ка­рандашом дополнение карандашом — это не просто объект, а объ­ект-инструмент.

К неморфологизованным дополнениям отно­сятся дополнения, выраженные инфинитивом: Он просит его приехать, ср.: Он просит его о приезде.

§ 116. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Обстоятельство — это второстепенный член предложе­ния, обозначающий признак признака или признак действия: Он очень хороший человек; Он учится хорошо.

Морфологизованным является обстоятельст-в о, выраженное наречием, которое вводится в состав предложе­ния на основе связи примыкания: Тихо шумела листва; Громко сту­чали капли дождя.

В языке активны обстоятельства, выраженные существитель­ными в косвенных падежах, которые вводятся в предложение на основе управления, чаще всего необязательного и непредсказуе­мого. Среди таких обстоятельств выделяется группа морфологизо-ванных. Морфологизованными управляемыми обстоятельствами являются такие, которые по смыслу яв­ным образом соотносительны с обстоятельствами-наречиями: Он работает с большим напряжением.— Он работает напряженно; Он помнил события того дня с большой отчетливостью.— Он от­четливо помнил события того дня.

Следует иметь в виду, что вообще морфологический статус многих обстоятельств не вполне ясен, ср.: Он приехал вчера (вчера — наречие) и Он приехал летом (летом — наречие, явно восходящее к Т. падежу существительного лето).

К неморфологизованным относятся обстоя­тельства, выраженные существительными в косвенных паде­жах и не соотносимые с наречиями, а также обстоятельства-деепричастия: Вопреки желанию родителей он пошел работать на завод; Она возражала ему смеясь.

По значению выделяются следующие типы обстоятельств:

а) обстоятельства времени: Я приду поздно; Лекция состоится вечером; В августе он собирается в отпуск; Завтра лечу; «Самолету быть готовым к девяти»,— приказал вчера командующий Забайкальским военным округом (Н. Атаров);

б) обстоятельства места: В лесу было тихо; Его позвали нa улицу; Там очень дует; В глубине Грузии есть местеч­ко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами (Act.);


в) обстоятельства образа действия, показывающие, как совершается действие: Он медленно встал и тихо вышел из комнаты; Осторожно пробираюсь по речке Выковке с удочкой (Act.); Я с треском врываюсь в густые и хрусткие заросли малинника (Аст.); Впопыхах я сбился с тропы на тракторный валок (Аст.);

г) обстоятельства количества, меры и степени: Она очень любит рассказывать о своих детях; Не говори слишком быстро; Вдвоем эту работу можно сделать быстро; Густо клубилась и уже зацветала сирень (Аст.).

Особую группу составляют обстоятельст-в а, вступающие в логические отношения обусловленности с дру­гими членами предложения. К числу обстоятельств обусловленности принадлежат:

— обстоятельства причины: Из-за оттепели лыжные сорев­нования пришлось отменить;

— обстоятельства условия: При оттепели лыжные сорев­нования придется отменить;

— обстоятельства цели: Для успешного проведения лыжных соревнований нужны благоприятные погодные условия;

— обстоятельства уступки: Несмотря на неблагоприятные погодные условия лыжные соревнования состоялись.

Отношения логической обусловленности устанавливаются только между событиями. Основное средство обозначения собы­тия — предикативная конструкция. Поэтому для выражения от­ношений логической обусловленности чаще всего используется сложное предложение, ср.: Лыжные соревнования пришлось отло­жить, потому что началась оттепель; Если будет оттепель, то лыжные соревнования придется отложить; Чтобы лыжные сорев­нования прошли успешно, нужны благоприятные погодные усло­вия; Хотя погодные условия были неблагоприятными, лыжные соревнования состоялись.

Основное средство выражения обстоятельств обусловленнос­ти — неморфологизованное — это событийные существительные, чаще всего отглагольные событийные существительные в косвен­ных падежах с предлогами. Такие существительные с зависимыми от них. словами — это не что иное, как свернутые предика­тивные конструкции: Я от испуга дух перевожу едва (Гр.).— Я едва перевожу дух, потому что испугался; За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле (Л.).— Так как на станции не было комнаты для проез­жающих, нам отвели ночлег в дымной сакле; Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы (И. Т.).— Выехал для того, чтобы позаба­виться; В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат (П.).— Если нападут, запирайте ворота да выводите солдат; Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась и обещала нам тихое утро (Л.).— Хотя мой спутник пред­сказывал плохую погоду, погода прояснилась.


Если обстоятельство обусловленности выражено существитель­ным, обозначающим конкретный предмет, то такое обстоятельство-существительное все равно получает необычное для него событий­ное осмысление. Например, когда в обиходном общении говорят: «Я не могу далеко ходить из-за ноги», то имеют в виду пример­но такой смысл: «Я не могу ходить далеко, потому что у меня болит нога»; когда говорят: «Я должен сегодня целый день сидеть дома из-за холодильника», то это значит: «Я должен сегодня целый день сидеть дома, потому что должен прийти мастер для ремонта холодильника».

Морфологизованных обстоятельств обусловленности — наре­чий с событийным значением очень немного. К ним относят­ся наречия причины: сгоряча, сдуру, сослепу, со зла и на­речия цели: назло, на смех. Эти наречия употребляются глав­ным образом в разговорной речи: Ничего я сослепу разоб­рать не могу; Не нужно ничего делать назло.

Методическое примечание. В школьном учебнике дано самое общее и совершенно неинформативное определение второсте­пенных членов предложения. Второстепенными названы члены, которые не являются подлежащим и сказуемым. Поэтому не стоит задача раскрыть понятие второстепенного члена предложения. Необходимо од­но: научить отличать главные члены от всех других компонентов предложения.

 







Date: 2015-11-13; view: 504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию