Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стилистические различия конструкций с однородными членами
Однородные члены, употреблённые без союзов или соединённые союзами и или но, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям. Конструкции с однородными членами, соединёнными союзом да, более характерны для разговорной речи и языка фольклора. Ср.: Голубые и алые знамёна развеваются над стадионом.— Плащи только двух цветов—голубые да серые (из разговорной речи); Он мал ростом, но физически очень силён (книжная конструкция).— Мал, да удал. Мал золотник, да дорог (поговорки); Говоришь-то ты много, да делаешь мало (из разговорной речи). Конструкции с союзами и... и, не только... но и, как... так и близки по смыслу. Ср.: Он приходил и вчера, и сегодня.— Он приходил не только вчера, но и сегодня.— Он приходил как вчера, так и сегодня. При этом конструкции с повторяющимся союзом и стилистически нейтральны, а конструкции с союзами не только... нои, как... так и тяготеют к книжно-письменной речи. Обе части в каждом из этих союзов постоянны и не могут заменяться другими словами. Например, неправильно: «Она любит не только литературу, а и физику» или: «не только литературу, а также физику»; «Он приходил как вчера, а также сегодня». Подобные конструкции в русском литературном языке недопустимы. Упражнение 83. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания. 1) Всё кругом вн… запно поб...гровело: деревья, травы и земля. 2) В доме всё ещё спало утре...им мёртвым сном. 3) Вся уса...ьба Чертопханова состояла из четырёх срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. 4) Всё у него в доме: и музыка, и мебель, и кушанья, и вина — н... только н... могло назва...ся первостепенным, но даже во вторую степень н... годилось. 5) Эти продолжительные чтения, это безмолвие, это улитообразное скрытое житьё — всё это пр...шлось как раз под лад его душевного строя. 6) Чертопханов зажал себе уши об...ими руками и побежал. И хмель, и злоба, и самоувере...ость — всё вылетело разом. 7) Мы не одни комедии буд...м играть, мы всё буд...м играть: драмы, балеты и даже трагедии. 8) Тонкий орли...ый нос с открытыми полупрозрачными ноздрями, смелый очерк высоких бровей, бледные, чуть-чуть впалые щёки — все черты её лица выр...жали своенравную страсть и бе...аботную удаль. 9) На красн...ватой траве, на былинках, на соломинках — всюду бл...стели и в...лновались бе...численные нити осенних паутин. (Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.) 84. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях. 1) Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук. 2) Всё живо там и тополей прохлада в тени олив уснувшие стада вокруг домов реш ё тки винограда. 3) Нас было двое брат и я. 4) Ни ты ни она вы не забудете того, что случилось.
5) И с ним кладут снаряд воúнский не заряжённую пищаль колчан и лук кинжал грузинский и шашки крестовýю сталь.
6) Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга. 7) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. (Из произведений А. С. П у ш к и н а.) II. 1) Охота с острогою требует трёх условий тёмной ночи светлой воды и совершенно ясной погоды. 2) Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. 3) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (С. Т. А к с а к о в.) 85. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Что может быть зам…чательнее и интересн...е подземных пещер? Узкий извилистый вход. Темно и сыро. Постепенно привыкаеш... к свету дрожащ...й свечи. Ходы тяну...ся ветвя...ся то неожиданно ра...ширяю...ся в целые залы то круто спускаю...ся куда-то вниз и вдруг обрываю...ся пропастями. Ни верёвки ни крючки ни верёвочные лестницы н...что не помогает добра...ся до н...ведомых глубин, чтобы изучить до конца подземный лабиринт. В гулкой пустоте пещер слыш...тся разные звуки и шелест летучих мышей и тихий мерный шум падающих капель и глухие раскаты камней, обрывающихся под ногами. Долго-долго кат...тся они, пока где-то д...леко н... послыш..тся всплеск воды. Стараеш…ся уг…дать, что там такое озеро подземная река или водопад. Особенно зам…чательно в пещерахих пышное убранство то из причудливых бел...снежных узоров то из длинных высоких колонн то из сосулек гирлянд и занавесей, свеш…вающихся сверху. Иногда стенки пещер покрываю...ся отл…жениями белых жёлтых красных минералов.Странные формы этих отложений напоминают то фигуры каких-то великанов то кости гиган...ских ящеров. (По А. Е. Ф е р с м а н у.) 86. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Все породы деревьев смолистых как-то сосна ель пихта и прочие называются «красным лесом» или «краснолесьем». Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною как-то дуб вяз осокорь липа берёза осина ольха и другие называются «чёрным лесом» или «чернолесьем». К чернолесью же надобно причислить и те породы кустов, которые также теряют зимой свои листья калину орешник жимолость волчье лыко шиповник чернотал обыкновенный тальник и прочие. (С. Т. А к с а к о в.)
87. Установите по программе и учебнику русского языка для III класса, с какими однородными членами и союзами при них знакомятся учащиеся начальной школы. Придумайте сами восемь предложений с такими однородными членами и союзами. При этом используйте список трудных для написания слов, имеющийся в программе. ОБРАЩЕНИЕ § 65. Понятие об обращении. О б р а щ е н и е — это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. В примере Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.) обращением является слово Ваня. Обращение выражается обычно именем существительным в именительном падеже: Ты очень занят, Павел? (Н. О.); реже прилагательным в значении существительного: Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н.) Именительный падеж обращения отличается от именительного падежа подлежащего своей особой, звательной интонацией: повышением или понижением тона голоса, паузами. Сравните: Коля принесёт мне книгу.— Коля, принеси мне книгу. Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду. (Кр.) Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом и либо между ними ставится запятая или восклицательный знак, например: Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда! В речи взволнованной обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (П.), а также сопровождаться междометной частицей о: Но не хочу, о други, умирать. (П.) Обращение не соединено грамматическими связями ни с одним из членов предложения и потому не является его членом. Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом — обращением: Бабушка говорит со мною шёпотом. (М. Г.) Люблю я тебя, бабушка. (М. Г.) У обращения в нашей речи особая роль, отличная от роли членов предложения: все члены предложения служат для выражения мысли; наиболее же обычная задача обращения — побудить собеседника слушать речь. Вот почему в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (П.) Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (Кр.) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (Кр.) Иногда обращения бывают развёрнуты в довольно пространные характеристики; в этих случаях обращение повторяется или варьируется, при нём может стоять несколько определений, например: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня. (П.) Обращение возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я. (П.) П р и м е ч а н и е. Часто упрёк, сожаление, укор или негодование по адресу какого-нибудь лица мы выражаем тем, что произносим соответствующим тоном название или имя этого лица. В таких случаях получаются предложения, которые называются вокативными. Их не надо смешивать с обращениями. Н а п р и м е р: В о й н и ц к и й. Никаких у него [Серебрякова] нет дел. Пишет чепуху, брюзжит, ревнует, больше ничего. С о н я (тоном упрёка). Дядя! (А. П. Ч е х о в, Дядя Ваня.) Date: 2015-11-13; view: 937; Нарушение авторских прав |