Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение





 

Система поддержания равновесия на макроэкономическом уровне отличается от обеспечения равновесия для каждого хозяйственного субъекта. В условиях развитого общественного разделения труда все хозяйствующие, субъекты связаны между собой. В результате кругооборота индивидуальные капиталы взаимодействуют друг, с другом образуя общественный капитал. Но движение общественного капитала отличается от движения совокупности индивидуальных капиталов.

Проблема макроэкономического равновесия возникла как проблема реализации общественного продукта. Впервые исследованием макроэкономики занялся в середине 18в. Франсуа Кенэ.

Макроэкономика рассматривает все свои проблемы через агрегирование

Одними из важных макропоказателей являются совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос (AD) - это реальный объем национального производства, который все потребители (включая население, предприятия и правительство) готовы приобрести при любом возможном уровне цен.

- это сумма всех видов спроса на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке:

AD = С + I + G + X,

где С - спрос на потребительские товары и услуги;

I - спрос на инвестиционные ресурсы;

G - спрос на товары и услуги со стороны государ­ства;

Х - чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Совокупный спрос определяет какое количество товаров и услуг потребители готовы приобрести при том или ином уровне цен.

Модель совокупного спроса представлена в виде нисходящей кривой, показывающей различные объемы товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при любом возможном уровне цен.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть объема национального продукта приобретут потребители, и наоборот.

Внешне кривая совокупного опроса, выглядит так же, как кривая спроса на отдельный товар.

Это объясняется тремя факторами:

- эффектом процентной ставки (уровень процентной ставки по ссудам);

- эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков (уровень цен);

- эффектом импортных закупок (ввоз импортных товаров в страну).

Эффект процентной ставки предполагает, что кривая определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно на потребительские расходы и инвестиции. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, т.е. более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги тем самым повышая процентную ставку, вызывая сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект реальных кассовых остатков (эффект богатства). При более высоком уровне цен реальная стоимость, илипокупательская способность, уменьшается. Реально население становится беднее, поэтому сокращает свои расходы. При снижении уровня цен покупательная - способность возрастает и расходы увеличиваются.

Эффект импортных закупок. Когда уровень цен в стране поднимается: по сравнению с ценами за рубежом, покупатели внутри страныбудут потреблять больше импортных товаров вместо отечественных. Одновременно иностранцы будут покупать меньше товаров, экспортируемых из данной страны, т.е. при прочих равных условиях повышение уровня цен в стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта.

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос действует множество неценовых факторов:

- изменение в потребительских расходах, связанные с благосостоянием потребителя (ожидание потребителя, долги, налоги);

- изменения в инвестиционных расходах;

- изменения в государственных расходах;

- изменения в расходах на чистый экспорт, связанные с динамикой национального дохода в зарубежных странах и валютных курсов.

Совокупное предложение (AS) – это уровень наличного, реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

- объем произведенных благ и услуг, который может быть предложен потребителям на рынке. Отождествляется с реальным объемом произведенного продукта (валовым национальным продуктом).

Совокупное предложение - это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как

1) кейнсианский (горизонтальный)

2) промежуточный (отклоняющийся вверх)

3) классический (вертикальный) отрезки.

Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства.

 

 

 
 
 


1). Кейнснанский (горизонтальный) отрезок. На рисунке 1 обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.

2). Промежуточный (восходящий) отрезок. На промежуточном отрезке мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и не одновременно. Поэтому, когда реальный объем национального производства возрастает, в некоторых отраслях промышленности появляется дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. А на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны увеличить цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

3). Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, видно, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность.

Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем национального производства увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях.

Факторы, при изменении которых смещается кривая совокупного предложения - неценовыми факторами. Они имеют одну общую черту: при их изменении меняются и издержки на единицу продукции.

Неценовые факторы совокупного предложения, которые смещают кривую совокупного предложения:

1. Изменение цен на ресурсы

а) Наличие внутренних ресурсов (земля, трудовые ресурсы, капитал,
предпринимательские способности);

б) Цены на импортные ресурсы;

в) Господство на рынке.

2. Изменение в производительности

3. Изменение правовых норм:

а) налоги с предприятий;

б) государственные субсидии

б) государственное регулирование.

4. Изменение рыночной конъюнктуры;

5. Изменение технологической структуры производства

Основные положения теории макроэкономического равновесия, разработанные классической школой, сводятся к признанию автоматического действия законов спроса, и предложения, и заключаются в следующем:

1. Совокупный спрос неизменно равен совокупному предложению, т.к. производство само формирует доходы, т.е. любой продавец является в то же время покупателем. То, что для одного является куплей, для другого - продажей.

2. Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением достигается автоматически, т.к. рынок является саморегулирующей системой. При превышении предложения над спросом цена на любой товар падает.

3 Основными переменными, уравновешивающими спрос, являются реальная зарплата и ставке процента, они являются доходами, соответствующими важнейшимфакторам производства.

Основные положения теории макроэкономического равновесия, разработанные кейнсианской школой:

1. Доходы не равны спросу, а, как правило, превышают его. Это связано с тем, что часть доходов населенна и хозяйствующие субъекты сберегают, и не используют на потребление и инвестирование,

2.. Не предложение создает спрос, а спрос создает предложение. Ведущая роль спроса объясняется тем, что общество всегда имеет неиспользуемые факторы производства - труд, капитал, природные ресурсы.

3. Рост совокупного спроса тормозят два фактора.

- психология покупателей: с увеличением доходов не все они будут направлены на повышение уровня потребления.

- снижение эффективности капиталовложений.

4. Рыночный механизм не является саморегулирующимся, государство должно активно вмешиваться в экономику.

5. Основные инструменты активизации и стимулирования совокупного спроса - снижение процентов на ставку, повышение государственных расходов, на государственную закупку товаров.

6. Объем национального дохода и объем совокупного спроса находятся в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций.

 

Date: 2015-11-13; view: 830; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию