Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Налоговая система РБ и пути ее совершенствования
Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налог — это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сбор налогов производится только на основе государственного законодательства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики. Взимание налогов основывается на использовании различных видов ставок (твердых, пропорциональных, прогрессивных, регрессивных). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги делятся на республиканские и местные. Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему. Основы бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь. При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги. Новая налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, попенная плата1, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав вошли и такие целевые платежи, как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей. Несомненным достижением проведенных преобразований было придание процессу налогообложения законодательного характера. Начальные основы налогового права закреплялись в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который в общем плане устанавливал круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот, регламентировал работу и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий должностных лиц. Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета. Его удельный вес составляет около 25 % Акцизы обеспечивают 7—8 % (в 2003 г. — 6,9 %) доходов бюджета Таможенные пошлины и сборы устанавливаются таможенным законодательством и взимаются таможенными органами. Помимо импортных и экспортных пошлин в их состав включаются различного рода сборы за таможенное оформление. С учетом единого таможенного пространства Союзного государства Беларуси и России таможенные пошлины и сборы действуют только в отношении третьих стран. Чрезвычайный налог устанавливается в ежегодных законах о бюджете и уплачивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по твердой ставке к фонду заработной платы, состав которого утверждается нормативными актами правительства. Имущественные налоги применяются в республике в форме налога на недвижимость и платежей на землю (земельного налога). Отчисления в Фонд социальной защиты населения осуществляются всеми юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями по твердым ставкам к фонду заработной платы Помимо основных налогов и сборов налоговая система республики, несмотря на все проведенные преобразования, до сих пор включает ряд мелких сборов и отчислений, в основном в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Причем взимаются они, как правило, с выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, учитывая кумулятивный эффект таких оборотных платежей, имеет крайне негативные последствия для экономики. Именно такие сборы и отчисления, к которым, в частности, относятся отчисления в инновационные фонды, целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики, отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и другие, оказывают наиболее существенное и неоправданное давление на цены, вымывают оборотные средства предприятий и подрывают их конкурентоспособность. совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства должно быть направлено: • на оптимизацию налоговой структуры за счет снижения неоправданно высокой доли косвенных налогов, в том числе кумулятивных налогов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество; • уменьшение числа различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды; • упорядочение различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов; • устранение допускаемых искажений в механизмах взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стой- мость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц, приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста; • снижение перегруженности налоговой системы льготами для отраслей, производств, видов деятельности, предприятий и категорий налогоплательщиков, которые не имеют отношения к конкурентоспособности экономики, приводящей в итоге к усилению налогового давления на конкурентоспособные производства; • усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики; • налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций. Успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
49.Разгосударствление и приватизация: задачи и основные этапы преобразования форм собственности. Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики и Гражданским кодексом Республики В соответствии с этими основополагающими документами в наглей стране существуют две формы собственности — государственная и частная. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-тер-. риториальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. Главными задачами разгосударствления и приватизация являются: • формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы; • увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи государственного имущества, связывание средств предприятий, отвлечение части денег с потребительского рынка и таким образом способствование его стабилизации. В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа. На первом этапе (1991 — 1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества. Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % — чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершенного строительства. Третий этап — этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.). В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации: • преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО); • выкуп арендованного имущества арендной организацией; • продажа на аукционе и по конкурсу. Наиболее распространенным методом разгосударствления являлось преобразование предприятий в акционерные общества. Следует отметить, что с преобразованием предприятий в акционерные общества в большинстве из них сохранится большая доля акций, принадлежащих государству. В результате осуществления разгосударствления и приватизации в Беларуси существенно расширился негосударственный сектор экономики. В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции. Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.
Date: 2015-11-13; view: 555; Нарушение авторских прав |