Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.2. Система институтов





Описание любого института с той или иной степенью полноты содержится в памяти индивидов, следующих входящими в него правилами: адресаты нормы знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант нормы знает, что представляют собой нарушения нормы и как следует на них реагировать. Разумеется, все эти знания могут быть не полными, а также различаться между собой в некоторых деталях.

Кроме того, содержание института может иметь внешнее представление – в виде текста на том или ином языке.

Рыночная экономика характеризуется особой институциональной средой, обеспечивающей её функционирование. По определению Д. Норта, «институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми». Институциональная структура важна, поскольку рынок требует большого объёма информации для своего функционирования, и центральная роль институтов состоит в том, чтобы совершить поток информации. Условия, формальные и неформальные правила, которыми руководствуются субъекты хозяйственной жизни, имеют решающее значение для формирования и эффективного функционирования того или иного экономического порядка. В зависимости от величины издержек осуществления рыночных трансакций можно судить об эффективности и степени развития того или иного института. Люди не могут сознательно конструировать всё более эффективные, с их точки зрения, институты, но они должны добиваться создания условий или предпосылок для эволюционного становления подобных институтов.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определённом социуме. Поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия решения, вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов и есть институты.

Под влиянием институтов человек не перестаёт поступать рационально. Его рациональность лишь ограничивается существующими институтами. Модель такого поведения определяется в новой институциональной экономике как модель рациональности.

Сами институты неоднородны, они взаимосвязаны и обеспечивают эффективное функционирование экономической системы только в совокупности с другими институтами. Выделяются институты систематизирующие, определяющие тип экономического порядка, и институты, составляющие ту или иную систему, т.е. институты первого (системообразующие) и второго (составляющие систему) порядков.

Под институциональной структурой понимается совокупность институтов, находящихся в тесной взаимосвязи и развивающихся вместе с ней. Та или иная институциональная структура определяет тип экономического порядка и его эффективность. В зависимости от конкретных исторических условий институциональная структура может быть относительно статичной или развивающейся.

Но наличие некоторых присущих рыночной экономике институтов ещё не является достаточным условием для формирования рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт.

Государство может способствовать созданию эффективной институциональной структуры, принимая формальные правила и обеспечивая их выполнение. Но организация институциональной структуры связана ещё и с эволюцией неформальных правил или институтов, где роль государства имеет значительные ограничения. Государство способно создавать только формальные институты, такие как право или финансовая система. Неформальные правила создаются и закрепляются в процессе эволюции, сознательно их спроектировать или сделать общепринятыми матрицами поведения невозможно ни государству, ни индивиду. Но политика государства может замедлить или ускорить институциональные преобразования, определяющие тип институциональной среды и соответствующего экономического порядка.

Рыночная институциональная структура включает множество институтов, важнейшими из которых являются институты рыночной координации, собственности, права и особенной рыночной этики (традиции, обычаи, морали).

Типология институтов, составляющих институциональную структуру общества: институт высшего порядка (институциональная среда) определяет направление развития экономической системы, под её влиянием формируется и закрепляется системообразующие институты первого порядка (собственность, этические и правовые нормы) и затем институты второго порядка (рынки ценных бумаг, органы социального страхования, банковская система и т.д.).

 

I.3. Экономические функции государства.

 

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается поиском вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

· формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;

 

· регулирование кредитно-денежной системы страны;

 

· развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

 

· защита и охрана всех видов собственности;

 

· формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

 

· помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

 

· регулирование трудовых отношений в стране;

 

· охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

 

· контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику;

 

· регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

 

· размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;

 

· сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию