Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способность экономики к устойчивому росту





Данная группа является одним из базовых параметров экономической безопасности. Для характеристики данной группы, нами были выбраны шесть показателей, а именно:

№ п/п Показатель Пороговое значение
1.1 Валовой региональный продукт на душу населения, в % к среднему по РФ значению;  
1.2 Индекс физического объема ВРП, в % к соответствующему периоду предыдущего года;  
1.3 Индекс физического объема промышленности, в % к соответствующему периоду предыдущего года; 106-108
1.4 Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, в % к соответствующему периоду предыдущего года;  
1,5- Объем оборота розничной торговли в % к ВРП  
1.6 Инвестиции в основной капитал в % к ВРП; 15-25

 

1.1 Валовой региональный продукт на душу населения.

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг, представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории субъекта, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением.[2]

Можно констатировать тот факт, что в среднем по ЮФО, данный показатель составляет около 50% от среднего по РФ значения. Напомню, пороговое значение данного показателя составляет 70%. А это, в свою очередь, означает, что в среднем на одного жителя ЮФО приходится в 2 раза меньше ежегодно производимой добавленной стоимости, чем приходится в среднем по РФ.

При этом, ситуация выравнивается в основном, показателями следующих регионов: Краснодарский край, Астраханская и Волгоградская области. Хуже дела обстоят в республиках Северного Кавказа, где данный показатель скатывается до 30%, а аутсайдером по данному показателю является республика Ингушетия – 12,3% (2009).

Так же, можно выделить следующие особенности динамики данного показателя в регионах Юга России:

Для одних субъектов характерна нисходящая тенденция данного показателя (Ингушетия, КБР, Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская область);

Для других характерно балансирование примерно на одном и том же уровне (Адыгея, Дагестан, КЧР, Ростовская область);

Для третьих - неравномерный, но все-таки рост (РСО-А, Волгоградская область).

В целом, данный показатель предопределяет большинство из последующих, поскольку является центральным с точки зрения описания сути сложившихся экономических структур, эффективности использования человеческих и экологических ресурсов. Очевидная устойчивость нисходящих тенденций свидетельствует о труднопреодолимых, прежде всего структурных проблем в экономике регионов.

1.2 Индекс физического объема ВРП.

Индекс физического объема валового регионального продукта –относительный показатель, характеризующий изменение объема валового регионального продукта в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает – на сколько увеличился физический объем ВРП (т.е. исключается влияние изменения цен). Следовательно, индекс физического объема ВРП, является важнейшим показателем экономической безопасности.

Данный показатель в большинстве случаев не опускается ниже порогового значения, но и не на много превышает его, что в свою очередь объясняет закрепившуюся позицию отставания макрорегиона в российской экономике.

Так же следует отметить, что тенденции изменения первого и второго показателей зачастую разнонаправлены, в том числе и для ЮФО в целом. Для большинства регионов характерен либо более или менее устойчивый рост, либо балансирование примерно на одном уровне. Объясняется данное обстоятельство, как это не печально, преимущественно тем, что не до конца используются конкурентные преимущества региональных экономик. Так же нельзя оставить без внимания и то, что экономики регионов развивались за счет тех ресурсов, которые не требовали серьезных инвестиций. А с другой стороны, разница в росте добавленной стоимости за отдельный периоды может объясняться и неравномерной динамикой цен, особенно на те ресурсы, которыми регион небогат, а именно, сырьевые и энергетические.

1.3 Индекс физического объема промышленности и индекс физического объема сельского хозяйства

Экономическое развитие Южного федерального округа обусловлено высокой долей аграрного сектора в отраслевой специализации его экономики и, соответственно, низкой долей других отраслей материального производства. Такая пропорция является менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. Так, если основная часть ВВП в экономике России формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль, то для Южного федерального округа характерна существенно иная пропорция.


Среди субъектов Южного федерального округа наиболее близкую к российской структуру экономики имеют Ростовская и Волгоградская области, которые формируют достаточно большую часть ВРП за счет промышленности. Благодаря крупнейшим южным морским портам и газо- и нефтепроводам в структуре экономики Краснодарского края, как это ни парадоксально, лидирует не сельское хозяйство, а транспорт. Торговля и коммерческая деятельность дают наиболее весомый вклад в ВРП Ростовской области.

Сопоставление с пороговыми значениями говорит о том, что в целом, экономика ЮФО выдерживает необходимые темпы роста. Однако, в таких субъектах, как Ингушетия, Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области, можно констатировать недостаточность роста промышленности. Что может быть объяснено такими негативными факторами, как отсталая технологическая база, высокая степень физического и морального износа основных фондов, рост цен на продукцию естественных монополий (энергоносители, железнодорожные перевозки). Но, не следует забывать, что данные явления характерны не только для вышеперечисленных регионов, но и для всей российской экономик. Рост продукции сельского хозяйства практически везде находится на приемлемом уроне, однако, прослеживается тенденция к падению данного показателя практически во всех субъектах ЮФО.

1.4 Объем оборота розничной торговли.

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению за наличный расчет товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торговых организаций от продажи товаров населению.[3]

Данный показатель, в процентном соотношении к ВРП позволяет понять, насколько экономика региона перегружена / недогружена с точки зрения внутреннего потребления.

Данный показатель находится на необходимом уровне, а зачастую превышает его. Для большинства субъектов ЮФО характерна тенденция увеличения данного показателя, за исключением республик Адыгея, Ингушетия и Северная Осетия - Алания.

Всего две республики не дотягивают до пороговых значений данного показателя: республика Ингушетия и республика Калмыкия. Но, если для Калмыкии характерна положительная динамика данного показателя, и к 2005 году он вплотную приблизился к пороговому значению (39,9%), то для республики Ингушетия, характерна отрицательная тенденция данного показателя.

Что касается двух остальных республик с отрицательной тенденцией, а именно, Адыгеи и РСО - Алании, здесь снижение данного показателя, скорее всего, свидетельствует о снижении удельного веса добавленной стоимости, произведенной самой сферой торговли.

С другой стороны, приближение данного показателя, а тем более, превышение им 70% свидетельствует о непрозрачности экономики, что особенно это характерно для республик Северного Кавказа.

1.5 Инвестиции в основной капитал.

Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств. Данный показатель показывает, насколько региональные экономики ориентированы на расширенное воспроизводство.


Практически все субъекты ЮФО инвестируют необходимые объемы средств для безопасного развития экономики. Инвестиции ниже порогового уровня наблюдаются только в Карачаево-Черкесской республике (2000, 2004).

Что касается, в целом ЮФО, прослеживается плавное снижение данного показателя, что в принципе не приемлемо, т.к. для серьезного расширенного воспроизводства и преодоления тенденция замедления роста экономики по другим показателям, объем средств должен быть значительно увеличен.

Необходимо отметить, что в регионы округа, где имеются перспективные предприятия топливной, металлургической, химической промышленности и машиностроения (в первую очередь Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области), в последние годы стал активно перетекать капитал российских финансово-промышленных групп из других регионов страны, специализирующихся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях на финансовых рынках.

Однако решая проблему дефицита инвестиций, процесс перехода контроля над промышленностью Юга России в руки трансрегиональных компаний порождает новые трудности. Подчас этот переход сопровождается «акционерными войнами», приводящими к дестабилизации производства. Полученная прибыль нередко выводится за пределы регионов, а толлинговые операции и трансфертные цены сокращают поступления в бюджет территорий. Модернизация предприятий, как правило, приводит к их перепрофилированию, сокращению числа рабочих мест и увеличению социальной напряженности.

 







Date: 2015-11-13; view: 1201; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию