Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренние и внешние факторы, создающие угрозу экономической безопасности Республики Беларусь
Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь -реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь. Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти). Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести: - процесс снижения технологического уровня производственной сферы; - сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго - и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов (и в частности, из одного источника - России); - постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, даже на внутренних рынках; - старение основных производственных фондов, - высокий уровень бартерных сделок; - высокий уровень монополизации в производственной сфере, отсутствие сбалансированного механизма регулирования государством деятельности производственных монополий, что провоцирует их на увеличение издержек, снижение качества и объемов производимой продукции, а также рост цен на нее; - потеря значительной части традиционных рынков сбыта машиностроительной и других видов продукции производственного сектора экономики республики; - дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировых рынках промышленного экспорта; - снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность 47. Показатели и индикаторы экономической безопасности, их пороговые значения. Экономическая безопасность (ЭБ) – это такое состояние нац экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац интересов. ЭБ страны представляет собой сложную систему, которую составляют следующие виды безопасности: • производственная; • финансовая; • продовольственная; • энергетическая; • инфраструктурная; • инновационная; • внешнеэкономическая. Производственная безопасность – основа ЭБ, т.к. аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Финансовая безопасность охватывает все секторы экономики. Задача – улучшение финансового состояния организаций реального сектора эк-ки, уменьшение числа убыточных производств. Продовольственная безопасность Для ее обеспечения требуется, чтобы совокупные потребности в с/х продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного произв-ва. Энергетическая безопасность. Энергетическая безопасность определяется долей собственных топливно-энергетич. рес-в в общем энергобалансе и их разнообразием. Показатели ЭБ – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние эк. с-мы страны, ее устойчивость и мобильность. Показатели сгруппированы в 7 блоков: 1) отражающие способность эк-ки функционировать в режиме общественного воспроизводства; 2) обеспечивающие социальную стабильность; 3) свидетельствующие об устойчивости финансовой системы; 4) оптимального функционирования регионов в рамках страны; 5) характеризующие степень криминализации эк-ки; 6) характеризующие степень оптимальности «встроенности» нац эк-ки в мировую; 7) развития и поддержки научного потенциала. Пороговые значения ЭБ – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации нац эк-ки. 48. Тенденции и факторы международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие международных экономических отношений, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации. Основные черты глобализации: изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни – международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов. Факторы международной экономической интеграции: • углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства; • ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; • расширение региональных группировок; • формирование региональных рынков; • интернализация хозяйственной жизни; • создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. 49. Формы и механизмы интеграции. Обобщающей формой международных экономических отношений является региональная экономическая интеграция. Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным. 4 основные формы РЭИ: • зона свободной торговли: страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле – цель – ликвидировать препятствия во взаимной торговле; • таможенный союз: свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам – кроме вышеуказанной цели принимает меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран; • общий рынок: означает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала, возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство – регулирует главным образом сферу обмена; • экономический и валютный союз: вышеуказанные формы интеграции постепенно дополняет проводимая государствами-участниками единая экономическая и валютно-финансовая политика, создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов; правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам; создается Центральный банк, который проводит единую денежно-кредитную политику, используется единая коллективная валюта – совмещает все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Каждая из форм требует осуществления конкретных действий, направляемых государством, в т. ч. за счет передачи своих экономических функций специальным межгосударственным органам и отказа от каких-то интересов в обмен на получение экономических выгод. Процесс интеграции является осознанным, направляемым сначала национальным государством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являются главным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечивая достижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулы для развития интеграции. Только при выполнении данного условия обеспечивается подлинная региональная интеграция.
50. Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств. СНГ было создано в декабре 1991г. (подписали РБ, РФ и Украина) с целью как сохранения экономических, социальных, культурных и др. связей между бывшими советскими республиками, так и решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем. Участниками СНГ стали 12 стран: РФ, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия. Стратегическими целями эконом интеграции СНГ являются: • max использование международного разделения труда; • специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого соц-эконом. развития; • повышение уровня и качества жизни населения всех гос-в СНГ. Причины, сдерживающие интеграционные процессы: • различные модели соц-эконом развития отдельных гос-в; • разная степень рыночных преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, средств их осуществления; • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость нац валют; • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики; • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги. В настоящее время нац. экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах. 51. Экономическая интеграция Беларуси и России. Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическцую интеграцию осуществляют РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя – Договор об образовании Союза Беларуси и России. В Союзном государстве Россия и Беларусь остаются независимыми государствами. Каждое государство сохраняет свой суверенитет, свою независимость, свое гражданство, проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но два государства создают общее государство. Главной целью экономической интеграции РБ и РФ является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эф-го использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления эконом роста. В развитии интеграционных процессов и формировании единого эконом пространства создаваемого Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности – научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Между Беларусью и Россией заключено более 30 соглашений по различным направлениям военно-технического сотрудничества. Важную роль в экономической интеграции РБ и РФ играет региональное сотрудничество. Не в полной мере используются преимущества создания общего эконом и таможенного пространств, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран. Завершающим этапом в экономической интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты. 52. Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами вне СНГ. Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 174 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Страновыми приоритетами для Республики Беларусь являются страны бывшего социалистического лагеря, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Латинская Америка, Ближний Восток и страны Персидского залива, юг Африки. Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики РБ является ЕС. Торговля со странами ЕС не только служит для РБ надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы. Важными торговыми партнерами РБ являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия. С большинством этих государств РБ имеет положительное сальдо в торговле товарами. Совершенствование внешнеэкономических связей РБ со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции и с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. Интеграция РБ в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению в ВТО с учетом интересов национальной экономики.
Date: 2015-11-13; view: 1424; Нарушение авторских прав |