Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендованные курсы





Русский язык

Экспресс-подготовка к ЕГЭ. Сочинение
11 класс

Великова Л. В.

 

Русский язык

Подготовка к олимпиадам
10–11 классы

Дымонт Е. Е.

 

Русский язык

 

Разряды местоимений

Местоимения делятся на несколько разрядов, а их морфологические характеристики различаются в зависимости от разряда.

Личные местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. У личных местоимений есть форма числа, они изменяются по падежам. Формы косвенных падежей личных местоимений образуются от иных корней, нежели начальная форма: меня, вам, у нее и т. п. Кроме того, у местоимений есть лица. Так, местоимения «я» и «мы» — это первое лицо, «ты» и «вы» — второе, а «он» и «они» — третье. У личных местоимений третьего лица единственного числа есть также форма рода — мужского, женского и среднего.

Возвратное местоимение: себя (и производные). Оно не имеет формы именительного падежа. Изменяется, соответственно, только по падежам. Заметим, что оно может обозначать как единичный, так и множественный объект, может относиться к местоимению в форме любого лица (я видел себя в зеркале, он видел себя в зеркале, мы видели себя в зеркале), но по числам и лицам оно не изменяется.

Притяжательные местоимения: мой, твой, его, ее, наш и так далее. Как мы уже видели, они напоминают прилагательные и изменяются по родам, числам и падежам, причем эти характеристики зависят от части речи, с которой согласуется данное местоимение (обычно это будет существительное — мой кот, моя кошка, моего кота и т. д., но может быть и другое местоимение — что-нибудь мое, чего-нибудь моего и
т. д.). Впрочем, все вышесказанное не относится к притяжательным местоимениям «его», «ее» и «их», которые не изменяются ни по одной из этих характеристик и примыкают к главному слову.

Заметим, что последние три местоимения в зависимости от контекста могут оказаться формой родительного падежа личного местоимения (я встретил его в лесу; здесь «его» — форма «он»), а может оказаться притяжательным (я встретил его жену).

На прилагательные похожи и указательные местоимения: тот, этот, такой и т. д. Они тоже изменяются по родам, числам и падежам. А вот характеристики лица у них (как и у всех последующих разрядов) нет.

Относительные местоимения: кто, что, какой, который, чей, сколько.

Вопросительные местоимения очень похожи на них. Собственно, это местоимения: кто? что? какой?
и т. д. Отдельный разряд введен потому, что у них различаются синтаксические функции, а на произношении они существенно по-разному акцентируются.

Неопределенные местоимения — это местоимения вроде: некто, нечто, некоторый; кто-нибудь, какой-нибудь; кто-либо, чей-либо и другие, образованные по подобным моделям. Склоняются они по-разному — в зависимости от «главной» части, как соответствующее местоимение.

Определительные местоимения — это тоже местоимения, похожие на прилагательные: весь, всякий, другой, любой, иной и так далее. Они также указывают на признак объекта, но в данном случае речь идет не о принадлежности, а о характеристике относительно других объектов или самого себя.

Наконец, отрицательные местоимения — это никакой, никто, нигде, некого, нечего, ничего и др. Они также склоняются по-разному; чтобы определить как, надо отнять от них приставку и посмотреть, к какому разряду относится получившееся местоимение. Можно, впрочем, просто взять и просклонять.

Разряды имён числительных

Уровень

Базовый

Количественные Собирательные Порядковые
Сколько? Какой?
целые дробные обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое обозначают порядок следования предметов при счёте
обозначают в целых единицах число или количество обозначают дробную величину
один, два, три одна вторая, девять десятых, одна тысячная двое, трое, четверо, семеро, оба, обе четвёртый этаж, шестой класс, первая неделя, две тысячи пятнадцатый

Имена числительные по составу

Количественные и порядковые имена числительные по составу:

  • простые, состоящие из одного корня (сто, два, восьмой, третий);
  • сложные, состоящие из двух корней (тринадцать, тридцать, триста, тридцатый, трёхсотый);
  • составные, состоящие из двух и более слов (триста тридцать три; семьдесят шестой).

Переходность глагола

Переходными называются глаголы, сочетающиеся с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога. Разрезая сугробы, как т'орты, луч весенний зовёт (кого? что?) всех (в. п.) на бал (Н. Самоний).

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.

Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять не только в винительном, но и в родительном падеже:

  • если при глаголе есть отрицание. Я написал (кого? что?) сообщение. — Я не написал (кого? чего?) сообщения.
  • если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил (кого? что?) воду — выпил (кого? чего?) воды.

Непереходными называются глаголы, действие которых прямо не переходит на другой предмет: работать в компании, для счастья.

Возвратные глаголы всегда непереходные.

Время глагола

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.

Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная (будет делать). Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая (сделает).

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз… (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тют­чев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на ли­цо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь… (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе — рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти — шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы — и будетльдомвода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой сложного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойствен­ном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название на­стоящего исторического): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнёхонько око­ло Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в шко­ле, начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе я умер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засме­ётся вдруг (И. Тургенев).

Наклонение глагола

Форма наклонения показывает, как ситуация относится к действительности: мыслится ли действие как реальное (происходящее в какой-то момент времени) или нереальное (желаемое, требуемое, возможное при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду за­ниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе — рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мориц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2-го лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2-го лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени — pa6omaj-ym), от­дыхай (отдыхаj-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2-го лица мн. числа образуется от формы 2-го лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-те, держи-те, за-поминай-те и т. д.

Формы 3-го лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3-го лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здравствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (Пушкин).

Форма 1-го лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте + инфинитива глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или формой 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты… (Окуд­жава); Давай ронять слова, как садянтарь и цедру… (Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей прото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток…
(Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Моск­вы (Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (Горький).

Наречие как часть речи

Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, например: шёл (как) медленно, занимался (когда?) вчера. Соответственно, обычно они примыкают к глаголам, но в ряде случаев могут примыкать и к другим частям речи: яйцо всмятку. Впрочем, даже и в подобных случаях наречия описывают, по сути, признак действия: яйцо (какое) всмятку = яйцо, сваренное (как) всмятку; роман по-английски = роман, написанный по-английски. Иногда наречия могут выступать в качестве самостоятельных сказуемых: На улице холодно; Всюду жизнь. По сути, такие предложения — это предложения с опущенным глаголом-связкой «есть», сравните, например, с «На улице было холодно»; «Всюду будет жизнь».

Наречие считается неизменяемой частью речи. В принципе у наречий есть степени сравнения (как и у прилагательных), но их имеют только те наречия, которые образованы от прилагательных, у которых, в свою очередь, также есть эти степени сравнения. Например, низкий — ниже (более низкий) — нижайший (самый низкий, наиболее низкий); низко — ниже — нижайше (наиболее низко, ниже всех). Обычно у наречий всё же образовывается составная превосходная степень (при помощи слова «наиболее»), а простая превосходная степень в русском языке у наречий сохраняется, по сути, лишь в составе устаревающих устойчивых выражений (нижайше кланяюсь, покорнейше благодарю и т. п.).

Как вы видите, слово «ниже» может быть и прилагательным, и наречием в сравнительной степени. Чтобы их различать, нужно посмотреть, к какой части речи относится интересующее нас слово. Так, в предложении «Этот мальчик ниже другого» слово «ниже» — прилагательное: мальчик (какой?) ниже другого; этот низкий, а другой ниже. В предложении «Поставьте эту штуку ниже» это наречие: поставьте (куда?) ниже.

Некоторые наречия могут сочетаться с прилагательными или с другими наречиями. Это такие наречия как «очень» (очень красивый), «гораздо» (гораздо веселее) и другие. Они обычно обозначают степень, в которой выражен тот или иной признак.

Словообразование в русском языке

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим.
В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные. Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами.
Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить». Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному. А вот существительное нам придется объяснять само по себе: стекло — это такой прозрачный предмет. В данном случае корень слова возник потому, что был предмет, который надо было как-то назвать. Тем самым мы можем сказать, что «стекло» — это первородное существительное, а остальные слова с этим корнем — производные от него.

Итак, корень «стол» обозначает предмет. А корень «бег» — процесс. То есть изначальным, первородным в данном случае был глагол «бегать». В свою очередь, корень «зелен» обозначает признак, первородным является прилагательное «зеленый».
Итак, есть первородные слова — к примеру, существительные «кирпич» и «дом». Можно предположить, что сначала возникла необходимость как-то назвать сами предметы. Но вот, скажем, из кирпича построен дом. Очевидно, какое-то время люди так и говорили — «дом из кирпича», то есть использовали два первородных существительных; но в какой-то момент, когда вокруг появляется достаточно много предметов с таким признаком, возникает необходимость и в прилагательном. В таком случае в языке появляется производное слово — к слову «кирпич», к примеру, мы можем добавить характерный для прилагательного суффикс и получить слово «кирпичный». Сходным образом носителей языка может начать интересовать признак безотносительно объекта — так, из прилагательного «синий» может получиться существительное «синева», из «краткий» — «краткость»; может возникнуть необходимость в слове, обозначающем процесс безотносительно того, кто этот процесс совершает: из глагола «бегать» получится существительное «бег», из «делать» — «действие».
Стало быть, когда мы пытаемся разобраться в словообразовании, по корню мы можем определить, какая часть речи является производящей.
Конечно же, новые слова не всегда образуются из другой части речи. Например, мы можем прибавить уменьшительный суффикс к слову «дом» и получить «домик», можем прибавить приставку не- к прилагательному и получить «неумный».
Но зачастую слово проходит более сложный путь, чем сразу от первородного к производному. Например, слово «предсказатель» произошло от глагола «предсказать», а не от «сказать», то есть образовалось не путем добавления приставки и суффикса, а только суффикса. От слова «порядок» путем добавления суффикса произошло слово «порядочный», а от него уже путем добавления приставки — слово «непорядочный».
Из этого следует, что, когда мы смотрим, как образовалось некое слово, нужно не просто смотреть на корень и на то, есть ли у слова приставка и суффикс, а на то, какое слово ближайшее к нему по смыслу. Желательно восстановить полную словообразовательную цепочку, то есть взять первородное слово и посмотреть, каким именно образом, через какие промежуточные стадии образовалось искомое.
В основном нам приходится иметь дело с бессуффиксным, приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Есть и другие способы, но их мы рассмотрим отдельно. Сначала посмотрим, от чего обычно образовываются разные части речи.

Существительные часто образуются:

от других существительных (дом — домик); от глаголов (бегать — бег, читать — чтение); от прилагательных (синий — синева, скорый — скорость).


Прилагательные часто образуются:
от других прилагательных (умный — неумный, синий — синенький);
от существительных (кирпич — кирпичный, дом — домашний, бездомный);
от глаголов (варить — вареный).

Глаголы:
от других глаголов (ходить — заходить);
от существительных (стекло — стеклить);
от прилагательных (зеленый — зеленеть).

Есть и другие варианты, но они более редки. Так, например, глагол «ойкнуть» образован от междометия, «тыкать» в значении «обращаться на ты» — от местоимения, а «раздваиваться» — от числительного. Но мы рассматриваем пока лишь основной корпус примеров — то, что может попасться вам на экзамене.

Местоимения обычно являются первородными.

Причастия и деепричастия всегда образовываются от глаголов суффиксальным способом. Обратите внимание: нет ни одного причастия, образованного от другого причастия. Например, причастие «подошедший» и деепричастие «подходя» образованы не от «шедший» и «ходя» приставочным способом, а от глагола «подойти» суффиксальным. Так считается именно потому, что нет ни одного причастия или деепричастия, для которого не было бы глагола с аналогичной приставкой. Причастия и деепричастия не зря называют особыми формами глагола.

Наречия образовываются от прилагательных (и никогда — друг от друга). Так, например, «немедленно» образовано не от наречия «медленно», а от прилагательного «немедленный».

Количественные числительные — первородные. Порядковые могут быть или первородными, или образованными от количественных числительных. Собирательные числительные образуются от количественных числительных.

Следует помнить о том, что формы слова не являются самостоятельными частями речи. Это значит, что, рассматривая некое слово, мы рассматриваем, как образовалась его начальная форма. Например, слово «больше» обладает иным суффиксом, нежели слово «большой», но мы не рассматриваем его как производное слово — это всего лишь сравнительная степень, то есть иная форма слова, а не другое слово.


Теперь посмотрим на то, какими именно способами образуются разные части речи. Здесь будут рассмотрены не абсолютно все случаи, а лишь наиболее характерные.

Бессуффиксный способ характерен для коротких существительных, образованных от глаголов, как тот самый «бег» — от «бегать». При этом способе у глагола отсекается характерный глагольный суффикс, а у производного существительного новый не появляется.


Суффиксальным способом образуются:
существительные от глаголов (петь — пение);
существительные от существительных (дом — домик);
существительные от прилагательных (синий — синева);
прилагательные от прилагательных (синий — синенький);
прилагательные от существительных (дом — домашний);
глаголы от глаголов (заходил — захаживал);
глаголы от существительных (стекло — стеклить);
глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть);
причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав);
наречия от прилагательных (медленный — медленно);
числительные от числительных (девять — девятеро).

Заметим, что при суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.

Приставочным способом очень часто образовываются глаголы: ходить — заходить. Также этот способ характерен для прилагательных (умный — неумный), существительных (друг — недруг). Помните, что причастия, даже те, в которых есть яркие приставки, образовываются суффиксальным способом от соответствующих глаголов. Приставочным способом могут образовываться и местоимения (кто — никто).

При приставочно-суффиксальном способе образования мы не можем найти близкое слово, в котором есть аналогичная приставка или аналогичный суффикс. Так, например, слово «бездомный» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «дом», поскольку слова «домный» не существует —
в отличие от слова «неумный», например, которое, как уже говорилось, произведено приставочным способом. Приставочно-суффиксальным способом образовываются не только прилагательные, как
в описанном выше случае, но и, например, наречия (докрасна — красный, по-русски — русский).

Также есть и еще несколько способов словообразования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Периодически в языке возникают слова, образованные путем сложения двух или даже нескольких корней, как, например, слово «самолет». Такой способ словообразования называется сложением основ, и он характерен в основном для существительных. Заметим сразу, что слово «самолетный» образовано не сложением основ, а суффиксальным способом от слова «самолет». А вот слово «многоцветный» действительно образовано сложением основ.

В языке иногда появляются слова-аббревиатуры, то есть сокращения. Они считаются самостоятельными словами, и способ, которым они образуются, называется аббревиацией. Таковы слова «вуз» (от «высшее учебное заведение») или «СССР» («Союз Советских Социалистических Республик»).

Иногда слова переходят из одной части речи в другую, при этом внешне не изменяясь. Например, слово «булочная», очевидно, образовалось следующим образом: когда-то от слова «булка» образовалось прилагательное «булочная», и место, где торговали булками, называлось «булочной лавкой». Затем такое место стали называть просто «булочная», и из прилагательного таким образом получилось существительное. Таким способом образованы, например, существительные «часовой», «ванная» и так далее.

Особые разновидности суффиксального способа — нулевая суффиксация и универбация.

Слова категории состояния

Уровень

Базовый

Слова категории состояния обозначают состояние живых существ и окружающей среды: Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов). Сегодня пасмурно, дождливо. Слова категории состояния не изменяются, однако формы на могут иметь сравнительную степень: В комнате светлее. Скоро будет теплее.

Слова категории состояния выполняют функцию сказуемого в безличных предложениях, не могут быть зависимым словом в словосочетаниях с подчинительной связью, хотя могут иметь зависимый инфинитив: Смешно смотреть на всё это. Слова категории состояния управляют дательным падежом (Мне (д. п.) непросто разобраться в этой ситуации.) и предложным падежом: Это в городе (пр. п.) тепло и сыро (Дербенёв).

Имя числительное как часть речи

Имя числительное — часть речи, которая называет не какой-либо конкретный объект, а его количество или характеристику, имеющую количественное выражение.
Это звучит довольно сложно. Скажем, у нас есть яблоко. Мы можем указать на то, сколько у нас есть яблок: например, три яблока. Такие числительные — один, два, три, двадцать пять, тысяча, две тысячи двадцать семь — называются количественными. Они изменяются по падежам.

Количественные числительные имеют особенности синтаксического "поведения", отличающие их от всех остальных частей речи. В начальной форме числительное управляет существительным в форме родительного падеже единственного числа: три (им.п.) яблока (род п.). В косвенных падежах тип связи меняется: нет (чего?) трёх яблок — оба слова стоят в родительном падеже, при этом существительное становится главным словом, а числительное согласуется с ним. Поэтому слова тысяча и миллион относятся к существительным, а не к числительным: мы говорим со ста участниками, но с тысячей участников, а не "участниками"!
С другой стороны, мы можем сказать: «Я ем третье яблоко». Словосочетание «третье яблоко» в данном случае называет один объект, а слово «третье», тем самым, обозначает признак. Однако становится ясно, что если яблоко третье, значит, где-то были еще два. Такие числительные, характеризующие объекты с точки зрения их порядкового номера, называются порядковыми. Как вы видите, они похожи на прилагательные: тоже указывают на признак. Схожи у них и грамматические характеристики: порядковые прилагательные согласуются с существительными и, соответственно, изменяются по родам и падежам.
Также бывают собирательные числительные: двое, трое, десятеро и т. п. По смыслу они близки к количественным, но могут относиться далеко не ко всем существительным. Они также изменяются по падежам.

Имена числительные так тесно сочетаются с именами существительными, что вместе являются одним членом предложения.

Степени сравнения наречий

Наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень наречий может быть простой и составной. Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше от исходного наречия, от которого отбрасываются конечные суффиксы -о (-е): смело — смелее, круто — круче. Некоторые наречия обладают двумя формами, например: звонко (нач. форма) — звонче — звончее, бойко (нач. форма) — бойче — бойчее, ловко (нач. форма) — ловче — ловчее. Формы с
-ее разговорные.

У некоторых наречий образуются две параллельные формы с разными суффиксами: ранораньше — ранее, далеко — дальше — далее, много — больше — более, мало — меньше — менее.

В простой форме сравнительной степени к наречию может присоединиться приставка по-, которая немного усиливает проявление признака: читай больше — читай побольше. Формы с приставкой по- характерны для разговорной речи, хотя встречаются и в книжном языке.

Составная форма сравнительной степени наречий образуется путём сочетания наречия и слов более и менее. Эта форма чаще используется в книжной речи, чем в разговорной: отвечать уверенно — уверенней (увереннее) — более уверенно, менее уверенно; лететь высоко — выше — более высоко, менее высоко; работать энергично — энергичнее — более энергично, менее энергично.

Превосходная степень наречий тоже может быть простой и составной. Простая форма превосходной степени образуется путём замены суффикса исходного наречия на суффикс -ейше или -айше. Эта форма устарела и теперь употребляется очень редко: нижайше, глубочайше, высочайше и т. п. В художественных произведениях эта форма используется как средство стилизации под деловую речь дореволюционной России или как средство иронии.

Наиболее употребительна составная форма превосходной степени, она может образовываться несколькими способами:

  • из сочетания формы сравнительной степени с частицами всех или всего: поёт громче всех, любил больше всего, встречал реже всего. Эта форма является элементом разговорного стиля, встречается главным образом в художественной литературе;
  • из сочетания слова наиболее с исходным наречием: наиболее полно ответить, наиболее целесообразно сделать. (Эта форма книжная, часто используется в научной прозе и публицистике.)

Степени сравнения имён прилагательных

У некоторых прилагательных есть степени сравнения: сравнительная и превосходная.

Степень сравнения может быть простой или составной. Простая степень сравнения образовывается при помощи суффиксов, составная — при помощи двух слов.

Так, у нас есть прилагательное «быстрый». Простая сравнительная степень — «быстрее», составная сравнительная степень — «более быстрый». Простая превосходная степень — «быстрейший», составная — «самый быстрый». Простая сравнительная степень не изменяется по падежам. Составные степени сравнения с точки зрения синтаксиса рассматриваются не как словосочетания, а как одно слово.

Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например: «Это правда?» — крикнул еврей, бросив еще более злобный взгляд и приняв угрожающую позу (Диккенс).

Простая сравнительная степень — неизменяемая форма имени прилагательного, то есть у слов этой формы нет окончания.

Простая сравнительная степень может образовываться с помощью формообразующих суффиксов:

  • -ее (-ей): смешной — смешнее (смешней), умный — умнее (умней), старый — старее;
  • и чередования конечной согласной основы на г, к, х, д, т, ст: жёсткий — жестче, чистый — чище;
  • и усечения суффиксов -к-, -ок-, -ек-: близкий — ближе, высокий — выше;
  • -ше и усечения конечного согласного основы г, к: долгий — дольше, тонкий — тоньше;
  • -ше и приставки по-: высокий — повыше, долгий — подольше.

Простая сравнительная степень может образовываться от других основ: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький — меньше.

Некоторые прилагательные не образуют простую форму сравнительной степени: громоздкий, исхудалый, босой, мёртвый, пологий, желторотый, передовой, робкий, фальшивый, пожилой и др.

Составная сравнительная степень образовывается при помощи слов более, менее: более весёлый, менее любопытный. У прилагательных в составной форме сравнительной степени второе слово изменяется по падежам, числам и родам: Более яркого (род. п. ед. ч. м. р.) румянца ещё не было на этих щёчках.

При образовании составной формы сравнительной степени после первого слова более, менее нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени. Недопустимо также формы сравнительной степени прилагательных, образованных с помощью приставки по- (значение приставки — «немного больше»), объединять с другой простой формой сравнения.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку: Глаза мальчика с безмолвным любопытством были прикованы к нему, и, хотя их взгляды встретились на одно мгновение — на кратчайшую долю секунды, — этого было достаточно, чтобы старик понял, что за ним следят (Диккенс). Оливер с величайшим изумлением переводил взгляд с одного на другого, но задать вопроса не пришлось, так как оба мальчика незаметно перебежали через дорогу и подкрались сзади к старому джентльмену… (Диккенс.)

Всегда ударный суффикс -айш- употребляется после г, к, х, которые чередуются с шипящими ж, ч, ш: краткий — кратчайший, близкий — ближайший, глубокий — глубочайший. Простая превосходная степень может также образовываться с помощью формообразующих суффиксов:

  • -ейш-: нежный — нежнейший, старый — старейший;
  • -ш- и приставки наи- при усечении суффикса -ок-: высокий — наивысший;
  • -ейш- и приставки наи-: красивый — наикрасивейший.

Простая превосходная степень может образовываться от других основ: хороший — лучший, плохой — худший, маленький — меньший.

Простая форма превосходной степени не образуется от прилагательных с суффиксами -ск-, -н-, -ов-, -ев-, -аст-, -ист-, -ат-, -лив-, -к-.

Составная форма превосходной степени образуется при помощи слов самый (самый глубокий), наиболее, наименее (наиболее учтивый, наименее почтенный), а также с помощью сравнительной степени и родительного падежа местоимения все (безопаснее всех, интереснее всех).

Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам.

Разряды имён прилагательных

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признаки предмета непосредственно (лёгкий, звонкий). Признаки могут восприниматься органами чувств: цвет, величина, размер, форма и положение в пространстве, свойства и качества, внутренние и внешние качества (свежее молоко, высокие горы, синее небо, прозрачный воздух, быстрая лань, медленное чтение, резкие движения).

Качественные прилагательные обозначают признак, который может быть выражен у объекта в той или иной степени. Скажем, поезд быстрый, а самолет быстрее; одна рубашка может быть темнее другой. Это находит выражение в степенях сравнения и сочетаемости с наречиями степени (чрезвычайно мелкий рисунок). Изменение по степени интенсивности — важнейший признак качественных прилагательных.

Качественные прилагательные обладают способностью образовывать формы субъективной оценки
с помощью суффиксов (слабоватый, красненький).

Словообразовательные, грамматические и лексические признаки качественных прилагательных:

  • могут иметь степени сравнения (длинный — длиннее — самый длинный);
  • могут иметь краткие формы (высокий — высок, высока, высоки);
  • сочетаются с наречиями степени или другими словами со значением степени (очень трогательный, совсем светлый, чрезвычайно стеснительный);
  • образуются формы субъективной оценки, то есть слова с уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением, при помощи суффиксов, приставок или повтора (коротенький, огромнейший, бледный-пребледный, чистый-чистый);
  • образуются наречия на -о, -е (искренне, громко);
  • образуются отвлечённые существительные (жидкий — жидкость, белый — белизна, синий — синева, певучий — певучесть, тёмный — темнота, радушный — радушие);
  • образуются глаголы со значением проявления признака (твёрдый — твердеть, взрослый — взрослеть);
  • могут составлять антонимический пары (свежий — чёрствый, молодой — старый, умный — глупый);
  • могут иметь синонимы.

Не все качественные прилагательные обладают набором этих признаков. Например, в словах босой, живой, слепой, горбатый, злющий, голый, нагой признак, обозначаемый этими качественными прилагательными, такой, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные обозначают признак не непосредственно, а через действие или отношения к веществу (медный колокол, деревянная стена), к месту (лесной орех, южный порт, столичный гость), ко времени (годовой курс, годовалый ребёнок, завтрашнее мероприятие, первобытный строй), к действию (читальный зал, подготовительное отделение), к лицу (учительский тон, педагогический совет), к числу (двойное сальто, троичная система, первичная продукция), к признаку (прежний режим, олимпийский мишка).

В составе относительных прилагательных выделяются суффиксы -ан- (кожаный диван), -ян- (масляная капля, соляная кислота), -ск- (московский гость), -еск- (младенческий), -ов- (смородиновый лист, гипсовый слепок), -ев- (боевой конь), -н- (надувной круг, доверительный разговор), -л- (беглый звук, гнилой картофель). Если суффикс в составе не выражен, то говорят о нулевом суффиксе. Нулевой суффикс есть, например, в таких прилагательных: золотое кольцо, будний день, свиное сало.

Относительные прилагательные можно истолковать, используя конструкцию, включающую производящую основу. Общее значение данных прилагательных — относящийся к чему-либо или свойственный тому, что названо производящим словом. Пример: утренняя прохлада — прохлада, свойственная утру. Значение конкретизируется, варьируется в зависимости от значения производящей основы, главного слова в словосочетании и лексической сочетаемости. (Садовая скамейка — скамейка, находящаяся в саду. Садовое дерево — дерево, выращиваемое в саду, часто плодовое.)

Можем выделить ряд отношений, выражаемых относительными прилагательными:

  • сделанный из чего-либо (глиняная игрушка);
  • содержащийся в чём-либо (морские водоросли);
  • предназначенный для чего-либо (детская книга, спортивный клуб);
  • полученный от чего-либо.

Самый простой способ толкования относительных — конструкция, включающая родительный падеж
с предлогами из, для, от (золотой ключик — ключик из золота), винительный падеж с предлогом на (годовой план — план на год), родительный падеж без предлога (химическая продукция — продукция химии) или другими конструкциями.

Тесная связь с существительным выражается порядке слов: неоднородные определения, выраженные качественными и относительными прилагательными, рядом с существительным стоят относительные прилагательные (хороший детский врач).

Общим свойством относительных прилагательных является их производность: все они образованы от других слов. Относительные прилагательные обозначают постоянные признаки и не имеют признаков качественных, не сочетаются с наречиями, не имеют субъективной оценки.

Однако границы между качественными и относительными прилагательными подвижны: относительные легко приобретают качественное значение (железная деталь — железная воля, золотые купола — золотые руки). Поэтому способы толкования прилагательных меняются. Качественные легко толкуются
с помощью синонимов, сравнений. Приобретая качественное значение, относительные прилагательные могут получать грамматические признаки качественных прилагательных. Например, сердечная мышца (относительное) — сердечные отношения (качественное) — сердечно, сердечнее, сердечен, сердечность чувств. Иногда при переходе относительных с суффиксами -ск-, -еск-, -ов-, -ев- в качественные появляются не все свойства качественных. Например, у прилагательного деловой нет краткой формы. (Деловые круги — относительное, деловое настроение — качественное.)

Качественные прилагательные в терминах утрачивают свои свойства, например: глухие согласные, плоские, круглые и ленточные черви, берёза белая.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос «чей?» (папина машина, отцов дом).

Притяжательные прилагательные обладают особыми морфолого-словообразовательными признаками:
1) притяжательное склонение;

2) суффиксы притяжательности: -ов- (ахиллесова пята), -ев- (тестева дача), -ин- (мамины духи, Матрёнин двор), -ын- (царицын дворец), -нин- (братнин подарок), -ий- (волчий хвост, вдовье платье, пастушьи рожки), -овий- (сыновий долг), -ичий- (помещичий сад), -ачий- (девчачий разговор), -ечий- (мальчишечьи игрушки).

Притяжательные прилагательные часто носят разговорно-просторечный характер, в нейтральном
стиле принадлежность лучше выражать формами родительного падежа без предлогов (учительницына сумка — сумка учительницы, поварихин сын — сын поварихи).

В истории литературного языка притяжательные прилагательные сыграли важную роль: русские фамилии и названия многих населённых пунктов произошли от притяжательных прилагательных.
Ранее эти прилагательные могли образовываться как от одушевлённых, так и от неодушевлённых прилагательных. В современном русском языке прилагательные, образованные от неодушевлённых существительных, — авторские неологизмы или окказионализмы, например автомобилья карета
(В. Маяковский. «Даёшь автомобиль»).

Стоит берёзка-скромница,
Портняжит дождик-пан:
Из почек уж раскроенный
Берёзкин сарафан. (Н. Сомоний.)

Без стилистической окраски притяжательные прилагательные живут во фразеологизмах, географических названиях и терминах, это говорит об их былой широкой распространённости.

Притяжательные прилагательные могут перейти и в разряд качественных, и в разряд относительных: медвежья берлога (притяжательное) — медвежья шуба (относительное) — медвежий характер, медвежья походка (качественное). Притяжательные и относительные прилагательные по значению легко смешиваются. Относительные прилагательные, образованные от одной и той же основы, что и притяжательные, могут использоваться с притяжательным значением. К примеру, отцов дом — отцовский дом.

Общие понятия фонетики

Фонетика (от греческого слова «звук») — это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи).

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка — галька, бой —вой, рот — крот, нос — сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: кл у бы — клуб ы, д ы ры — дыр ы, р у ки — рук и).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: с нег ид е т и сн е г идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов при одинаковом месте фразовых ударений (ср.: с нег тает и снег тает?).

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация — с синтаксисом.

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза — это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Фраза — это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией. Пауза делит фразу на речевые такты: Сегодня утром / мы пойдем на каток.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких фонетических слов, объединенных одним ударением.

Фонетические слова — это самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами: без устали, взял бы.

Фонетические слова членятся на собственно фонетические единицы — слоги, а последние — на звуки.

Фонетический разбор слова

Date: 2015-11-13; view: 489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию