Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору





В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следую­щие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются мето­ды исследования). Основная часть членится на главы в соответ­ствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в но­вый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резю­ме.

Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходи­мо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследова­ния проблемы.Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач со­впадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.

Содержание основной части зависит от темы. Названия пара­графов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основ­ной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием.

Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизво­дится весь путь исследования. Необходимо подать логически вы­текающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с по­ставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные дости­жения, указывается при необходимости практическая польза.

Важными элементами являются также библиография и при­ложения.

В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помо­щью компрессии текст становится меньше по объему, в нем лег­че выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:

1. Чтение текста и выделение ключевых слов.

2. Написание вторичного текста с использованием соответствую­щих речевых клише.

3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)

Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают воп­росные, назывные и тезисные.

{ Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?).

{ Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека).

{ Тезисный план отражает ключевые предложе­ния текста и использует также глагольные формы (Роль инфор­мации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).

В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы кратко сформулиро­ванные основные положения статьи, доклада. Они могут быть пер­вичными и вторичными.

Первичные тезисы – это краткое изложение содержания пуб­личного выступления (для себя).

Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).

Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны.

В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации:

1. Сначала текст внимательно прочитывается в целом.

2. Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы).

3. Далее в каждом абзаце исключаются:

примеры, детали, подробности;

цитаты;

объяснения;

описания и характеристики;

авторские отступления (так называемые лирические отступления)

блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца.

В оставшейся части абзаца и заключается тезис.

Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается.

4. Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные.


Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным.

При составлении тезисов имейте в виду:

Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца.

Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца.

Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца.

Аннотация (лат. заметка)краткая характеристика содержа­ния (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают:

| информационные (дается описание, но нет оценки),

| рекомендательные (дается характеристика и ре­комендации для практического применения),

| групповые (харак­теристика нескольких произведений).

Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дает­ся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые кли­ше:

В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характерис­тика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко раз­бирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекоменду­ется, предназначена (кому?).

Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.

Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается.

Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируе­мой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информацион­ным.

В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки.

Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефе­раты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные рабо­ты. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный ре­ферат может содержать оценку положений, высказываемых авто­ром работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.

 

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных


ли­стов через 2 интервала.

Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся:

1. Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме;

2. Продуктивный – реферат-обзор, реферат-доклад.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о по­лученных результатах, возможности применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, свя­занные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько пер­вичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения.

Рефе­рат-доклад дает анализ информации первоисточника и объектив­ную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяют три главных компонента:

1. Вводная часть – указывается автор, название реферируемого источника, область знаний, к которой он относится, тему, цель и другие фоновые сведения (например, «Статья...посвящена вопросу о... тема, обсуждаемая в статье, относится к области.... Целью... является... рассмотрение проблем... с точки зрения.... Основной задачей... была задача получить..., осветить.., показать..., раскрыть суть.... Материалом исследования в... стали.... Статья... делится на... частей...);

2. В основной части обязательным является указание на структуру реферируемого материала, пересказ и комментарий каждой его части с разделением на тематическую, фактуальную и концептуальную (т.е. содержащую концепты – основные положения) информацию (например: Статья... делится на... частей

Первая... представляет собой краткий обзор... и характеристику.... Вторая часть... отводится.... Третья – посвящается проблемам...

Рассмотрим их в порядке следования. В..., как уже говорилось, обсуждаются вопросы... и делается заключение о.... Автор приводит... и обнаруживает тенденцию.... Во второй части... предпринимается попытка..., дается определение..., намечается программа.... В третьей и четвертой частях... приводится..., исследуется..., выделяется..., обнаруживается и доказывается... (пересказ и комментарий содержания каждой части реферируемого материала).

3. Выводы, справочный аппарат.

Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота исполь­зования источников, использование речевых клише.

В реферате, как правило, используются речевые клише, необходимые для его создания:

§ библиографическое описание («в статье..., помещенной в жур­нале, в сборнике», «статья носит название...»);

§ тема статьи, книги («предлагаемая книга... посвящена теме..., проблеме...», «выбор темы... закономерен», «статья... представляет собой изложение..., обобщение...»);


§ композиция («статья делится на 3 части:...»);

§ основное содержание («автор затрагивает...», «касается...», «оста­навливается...», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает спра­ведливость утверждения...», «автор опровергает...», «в подтвержде­ние своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость...»);

§ заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что..., выполненные исследования показывают», «на основании полу­ченных данных был сделан вывод о том, что...»);

§ оценка референта (автор убедительно доказывает..., к недостат­кам работы можно отнести...).

Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, вве­дение, основную часть, заключение, библиографию.

Титульный лист содержит следующие сведения:

название вуза,

название кафедры,

тема реферата,

данные о студенте и руководителе,

указание на место написания и год написания.

Еще одна разновидность реферата, который выполняют сту­денты, - это изложение имеющихся в научной литературе кон­цепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять

проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письмен­ной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Реферат часто путают с научным док­ладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать его письменный вариант и само выступление.

Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к про­блеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).

В структуру рецензии входят:

§ введение, указывающее на про­блемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый),

§ характерис­тика,

§ краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы),

§ оценочная частьдостоинства и недостатки (к достоинствам работы отно­сятся, необходимо отметить творческий характер исследований, к недостаткам работы можно отнести),

§ выводы (оценивая работу в целом, необходимо отме­тить, следует подчеркнуть).

Конспект – конспектирование – письменная фиксация ос­новных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал.

Различа­ют:

ü конспект-план,

ü конспект-схему,

ü текстуальный конспект.

Чтобы написать конспект, необходимо:

§ выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опо­рой на ключевые слова и ключевые фразы;

§ выделить в каждой части главную и дополнительную инфор­мацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточ­ная убирается;

§ записать важную информацию своими словами или с исполь­зованием цитат и сокращений.

При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные про­блемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.

 

Использованная литература

 

  1. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 77– 85).
  2. Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 296с.

ВОПРОСЫ для самопроверки

? По какому признаку выделяются научные жанры?

? Что представляет собой конспект?

? Чем тезисы отличаются от развернутого плана?

? Какие операции надо проделать, чтобы написать реферат?

? Можете ли вы сказать, что реферат имеет ту же основу, что и другие виды аналитико-синтетической переработки исходного текста – конспект и тезисы? Если – да, то какую?

? Чем аннотация отличается от рецензии?







Date: 2015-11-13; view: 1297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию