Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору
В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме. Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы.Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления. Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием. Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо подать логически вытекающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается при необходимости практическая польза. Важными элементами являются также библиография и приложения. В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова: 1. Чтение текста и выделение ключевых слов. 2. Написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише. 3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.) Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. { Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). { Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека). { Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией). В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными. Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя). Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции). Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны. В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации: 1. Сначала текст внимательно прочитывается в целом. 2. Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы). 3. Далее в каждом абзаце исключаются: примеры, детали, подробности; цитаты; объяснения; описания и характеристики; авторские отступления (так называемые лирические отступления) блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца. В оставшейся части абзаца и заключается тезис. Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается. 4. Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные. Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным. При составлении тезисов имейте в виду: Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца. Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца. Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца. Аннотация (лат. заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают: | информационные (дается описание, но нет оценки), | рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения), | групповые (характеристика нескольких произведений). Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише: В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена (кому?). Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников. Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным. В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки. Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных листов через 2 интервала. Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся: 1. Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме; 2. Продуктивный – реферат-обзор, реферат-доклад. Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, возможности применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения. Реферат-доклад дает анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяют три главных компонента: 1. Вводная часть – указывается автор, название реферируемого источника, область знаний, к которой он относится, тему, цель и другие фоновые сведения (например, «Статья...посвящена вопросу о... тема, обсуждаемая в статье, относится к области.... Целью... является... рассмотрение проблем... с точки зрения.... Основной задачей... была задача получить..., осветить.., показать..., раскрыть суть.... Материалом исследования в... стали.... Статья... делится на... частей...); 2. В основной части обязательным является указание на структуру реферируемого материала, пересказ и комментарий каждой его части с разделением на тематическую, фактуальную и концептуальную (т.е. содержащую концепты – основные положения) информацию (например: Статья... делится на... частей Первая... представляет собой краткий обзор... и характеристику.... Вторая часть... отводится.... Третья – посвящается проблемам... Рассмотрим их в порядке следования. В..., как уже говорилось, обсуждаются вопросы... и делается заключение о.... Автор приводит... и обнаруживает тенденцию.... Во второй части... предпринимается попытка..., дается определение..., намечается программа.... В третьей и четвертой частях... приводится..., исследуется..., выделяется..., обнаруживается и доказывается... (пересказ и комментарий содержания каждой части реферируемого материала). 3. Выводы, справочный аппарат. Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише. В реферате, как правило, используются речевые клише, необходимые для его создания: § библиографическое описание («в статье..., помещенной в журнале, в сборнике», «статья носит название...»); § тема статьи, книги («предлагаемая книга... посвящена теме..., проблеме...», «выбор темы... закономерен», «статья... представляет собой изложение..., обобщение...»); § композиция («статья делится на 3 части:...»); § основное содержание («автор затрагивает...», «касается...», «останавливается...», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает справедливость утверждения...», «автор опровергает...», «в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость...»); § заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что..., выполненные исследования показывают», «на основании полученных данных был сделан вывод о том, что...»); § оценка референта (автор убедительно доказывает..., к недостаткам работы можно отнести...). Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию. Титульный лист содержит следующие сведения: название вуза, название кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место написания и год написания. Еще одна разновидность реферата, который выполняют студенты, - это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать его письменный вариант и само выступление. Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы). В структуру рецензии входят: § введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый), § характеристика, § краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы), § оценочная часть — достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся, необходимо отметить творческий характер исследований, к недостаткам работы можно отнести), § выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить, следует подчеркнуть). Конспект – конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Различают: ü конспект-план, ü конспект-схему, ü текстуальный конспект. Чтобы написать конспект, необходимо: § выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; § выделить в каждой части главную и дополнительную информацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; § записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений. При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.
Использованная литература
ВОПРОСЫ для самопроверки ? По какому признаку выделяются научные жанры? ? Что представляет собой конспект? ? Чем тезисы отличаются от развернутого плана? ? Какие операции надо проделать, чтобы написать реферат? ? Можете ли вы сказать, что реферат имеет ту же основу, что и другие виды аналитико-синтетической переработки исходного текста – конспект и тезисы? Если – да, то какую? ? Чем аннотация отличается от рецензии? Date: 2015-11-13; view: 1297; Нарушение авторских прав |