Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семеро против Фив. Поход против Фив; одно из важнейших событий, предшество­вавших Троянской войне





Поход против Фив; одно из важнейших событий, предшество­вавших Троянской войне. Вражда между сыновьями Эдипа — правив­шим в Фивах Этеоклом и претендо­вавшим на этот престол Полиником явилась основной причиной похода С. п. Ф. Изгнанный Этеоклом из Фив Полиник получил убежище у аргосского царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объединенное войс­ко, состоявшее из семи отрядов под командованием семи полководцев (по числу ворот в Фивах). Имена вождей в различных источниках несколько варьируются, прежде всего в зависимости от того, выступает ли сам Адраст как верхов­ный главнокомандующий или в числе семи. У всех авторов участниками похода называются Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вмес­те с ними упоминается также Гиппомедонт и Этеокл-аргосец. В классическую и более позднюю эпохи эти вожди представляются так или иначе свя­занными с Адрастом узами родства. Первоначально же они происходили из разных областей Греции, где счи­тались местными героями или боже­ствами.

Начало похода происходит при не­благоприятных обстоятельствах: Амфиарай, обладающий пророческим даром, заранее знает, что никто из вождей, кроме Адраста, не вернется живым, и безуспешно пытается отго­ворить его участников от выступле­ния. Не предвещает ничего хорошего и полет птиц; Зевс не шлет гаранти­рующей победу молнии, а, напротив, дает предостерегающие знамения. Когда войско проходит через Немею, нянька местного царевича Офельта готова показать воинам источник питьевой воды. Ре­бенка, оставленного без присмотра, в это время смертельно ужалила змея. Вожди убили змею и учредили в па­мять о погибшем царском сыне Немейские игры. Случившееся Амфиарай считает новым дурным предзна­менованием. Затем под сте­нами Фив Амфиарай, ссылаясь на плохие знамения, старается удер­жать участников от перехода через реку Йемен, являвшуюся последней преградой перед штурмом.

События похода по-разному отражались у античных авторов. В итоге благодаря тому, что фиванский царевич Менекей приносит себя в жертву родному городу (уз­нав из пророчества, что таким об­разом он спасет Фивы от разорения), все вожди, пришедшие под Фивы со своими вой­сками, погибают, кроме Адраста, которого выносит с поля боя его божественный конь Арейон. Упоенные победой, фиванцы отказываются вы­дать матерям и женам погибших тела их близких, и несчастные женщины об­ращаются за помощью к Тесею. По одной версии, ему удается уладить спор мирным путем, по другой — ему приходится вступить с фиванцами в сражение, чтобы отбить у них те­ла убитых вождей и похоронить их с подобающими почестями. Осо­бо складывается посмертная судьба Полиника: по приказу ли взявше­го власть в свои руки Креонта, по завещанию ли самого Этеокла новый царь велит бросить его тело без погребе­ния хищным зверям и птицам, и только вмешательство Антигоны заставляет Креонта изменить решение.

Новый этап борьбы за Фивы разыгрывается в следующем поколении, когда детям павших вождей (эпиго­нам) удается взять и разорить город. Это событие, согласно преданию, про­изошло незадолго до начала Троянской войны, и уже в нем проявили себя некоторые будущие участники Троянской войны.

СИЛЕНЫ

Демоны плодородия, вопло­щение стихийных сил природы. Сос­тавляют вместе с сатирами (от ко­торых их часто трудно отличить) сви­ту Диониса. С. уродливы, курносы, толстогубы, с гла­зами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, или сидящими на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. В ряде мифов изобра­жаются мудрые С.: мудрый С. у Вер­гилия в полусонном и полупьяном виде излагает в песне историю древ­ней космогонии, рождение мира, цар­ство Сатурна, подвиг Прометея, историю гелиад и др. Часто отождествляются с сатирами.

СИРЕНЫ

Демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз: Мельпоменой, Терпсихорой или дочерью Стеропа. Это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую сти­хийность, а от матери-музы — боже­ственный голос. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. уб­лажали некогда богиню Деметру. Мимо острова С. проплыл Одиссей, привязав себя к мачте ко­рабля и залив воском уши своих то­варищей. Когда аргонавты плыли мимо остро­ва С., Орфей заглушил их голоса сво­им пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов Бут бро­сился на их зов в море, но был спа­сен Афродитой, поселившей его в Лилибее. С. сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на над­гробных памятниках. В классической античности они прев­ращаются в сладкоголосых мудрых С., каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер ми­рового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса.

СИЗИФ, Сисиф

Сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и дру­гих героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (пер­воначальное название Коринфа). По одной из версий мифа, власть в Коринфе С. передала Медея. Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. назвал отцу имя похитителя и ука­зал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал во­ду основанному С. храму и городу. Разгневанный Зевс послал за С. богиню смерти Танатос, но С. не толь­ко не пошел за ней, но, обманув, сумел заковать ее в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел ос­вободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала С. Но и в аиде С. сумел обмануть богов: он ока­зался единственным умершим, возвра­тившимся на землю. Уходя с Танатос в аид, С. запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и при­носить богам жертвы. В аиде С. умолил Персефону разрешить ему вер­нуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Боги отпустили С., но он обманул их и остался среди живых. За ним пришлось посылать Гермеса. Одна из послегомеровских версий мифа считает С. (а не Лаэрта) отцом Одиссея: Автолик попытался похитить коров С., но был уличен, так как С. тайно пометил своих животных под ко­пытами особым знаком. Чтобы отомстить, С. принял образ жениха дочери Автолика Ан­тиклеи и овладел ею. От этого сою­за родился Одиссей. Ненавидя своего брата Салмонея, С. замыслил убить его и запросил ора­кул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от С. Тогда С. стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежден­ная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей. Кро­ме того, С. совершал беззаконные на­беги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления С. сурово на­казан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, дос­тигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала. Это наказание символизирует тщетность попыток С. одержать верх над бога­ми. С. считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело кото­рого он нашел на берегу близ Ко­ринфа и похоронил. В Коринфе сущест­вовали культ и святилище С.

СКИЛЛА, Сцилла

1) Морское чу­довище, подстерегавшее мореходов в пещере, на крутой скале узкого проли­ва (по другую сторону которого жило другое чудовище — Харибда). У С. шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Она дочь морского божества Форкия и Кратеиды (варианты: Гекаты, Эхидны и т. д.). Мимо С. и Харибды сумел про­плыть Одиссей. Некогда прекрасная дева, она отвергла всех женихов и влюблен­ного в нее морского бога Главка, который испросил помощи у волшебницы Кирки. Но влюбленная в Главка Кирка из мести ему превратила С. в чудовище. 2) Дочь царя Мегары Ниса, влюбленная в царя Миноса, осадив­шего их город. Она вырвала у отца пурпурный волос, делавший его бес­смертным, чтобы предать город Миносу, обещавшему жениться на С. Минос захватил Мегару, но потом утопил С, опасаясь ее. По другой версии, С. бросилась в море вслед за отплывающим кораб­лем Миноса, и, когда превращенный в орла Нис стал преследовать дочь, ее тело обросло перьями и она ста­ла птицей.

СТИКС

Божество одноимен­ной реки в царстве мертвых. С. — одна из старших дочерей Океана и Тефиды, по другой версии, она — дочь Ночи и Эреба. Во время раздо­ров богов по приказу Зевса произно­сятся клятвы над водой С., принесен­ной Иридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живет вдали от Олимпа и только на де­сятый год возвращается в сонм олимпийцев. Клятва водой С. — самая страшная. От брака с Паллантом С. родила За­висть (Ревность, Рвение), Нике (Победу), Силу (Власть) и Мощь. Дети С. особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во время титаномахии С. поспешила стать на сторону Зевса и сохранила свой исконный почет и удел, получила от него щедрые дары, а имя ее стало великой клятвой. Существует миф о том, что Персефона — дочь Зевса и С. С. фигурирует в числе других нимф и бо­гинь, игравших с Персефоной на лугу, когда ее похитил Аид.

СФИНКС

Чудовище, порож­денное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и кры­льями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, С. расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому про­ходившему загадку («Кто из жи­вых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку С. убивала и таким образом погуби­ла многих знатных фиванцев, вклю­чая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто из­бавит Фивы от С. Загадку разгадал Эдип, С. в от­чаянии бросилась в пропасть и раз­билась насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (ее родителями на­званы Орф и Эхидна). Древ­няя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в хо­де жестокого сражения.

ТАЛИЯ, Фалия

1) Муза, одна из дочерей Зевса и Мнемосины; покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюша на голове. От Т. и Аполлона родились корибаиты. Зевс, превратившись в коршуна, взял в жены Т. Из страха перед ревностью Геры Т. скрылась в недрах земли, где от нее родились демонические сущест­ва — палики (в этом мифе Т. имену­ется нимфой Этны). 2) Одна из харит. 3) Одна из нереид; участвовала в пла­че нереид вместе с Ахиллом по по­гибшему Патроклу.

ТАЛОС, Тал

1) Герой критских легенд, медный великан, сын владыки острова Крит Креса. В некоторых мифах сделанный Гефестом Т. называется медным человеком, в других — медным быком. Т. был подарен Зевсом Миносу (вариант: Европе) для охраны Крита. Три раза в день Т. обходил остров и, когда приближались корабли чуже­странцев, бросал в них огромные камни. У Т. была только одна жила, наполненная ихором (кровью богов), она тянулась от головы до лодыжки, где ее затыкал медный гвоздь. Это было единственное уязви­мое место Т. Когда аргонавты приплы­ли к Криту, Медея своими чарами наслала на Т. безумие, в припадке которого великан задел ногой острый камень — кровь вытекла и он умер. Вариант: Т. поверил в обещание Медеи сделать его бессмертным и позволил ей вытащить гвоздь. По еще одной версии, Т. был убит аргонавтом Пеантом, отцом Филоктета, выстрелившим в него из лука Геракла и попавшим в лодыжку. 2) Племянник Дедала (у Гигина имя племянника — Пердикс) и его ученик. Т. пре­взошел в мастерстве своего учителя. Т. — изобретатель гончарного круга и других орудий. Из зависти Дедал сбросил Т. с акрополя.

ТАНТАЛ

Герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пи­рах, но отплатил им за это неблаго­дарностью: по различным вариантам мифа, он разгласил среди людей услы­шанные им тайны олимпийцев или раздал своим близким похищенные на пиру у богов нектар и амброзию. Чтобы испытать всеведение богов, Т. пригласил их к себе и в качестве уго­щения подал им мясо своего убитого сына Пелопа. Среди преступлений Т. против богов называют также похище­ние (или укрывательство похищенной) золотой собаки из храма Зевса на Крите и клятвопреступное отпиратель­ство в содеянном. За свои преступления Т. был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружаю­щих его деревьев свисают отягощен­ные плодами ветви, которые вздыма­ются вверх, как только Т. протяги­вает к ним руку («Танталовы муки»). Над его головой нависает скала, еже­минутно грозящая падением.

ТАРТАР

Пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. Т. на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за де­вять дней. Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Т. В Т. залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В Т. — жилище Никты (Ночи). Великой бездны Т. страшат­ся даже боги. В Т. были низринуты титаны, побежденные Зевсом. Там они томятся за медной дверью, ко­торую стерегут гекатонхейры. Т. — это нижнее небо (в противоположность Олимпу — верхнему небу). В даль­нейшем Т. был переосмыслен как самое отдаленное место аида, где не­сут наказание святотатцы и дерз­кие герои — Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сисиф, Титий, Тантал. Гея порождает от Т. чудовищ­ного Тифона. Дочерью Т. и Геи, по одному из мифов, была Эхидна.

ТЕВКР

1) Сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы, воспитан­ный отцом на острове Саламин. Участвует вместе с братом Аяксом Теламонидом в Троянской войне, прославившись в стрельбе из лука. Репутацию лучшего стрелка он подтверждает в погребальных состязаниях в честь Ахилла. Т. во время спо­ра о доспехах Ахилла находится вне лагеря ахейцев и не успевает спасти Аякса от самоубийства. С тем боль­шей энергией он добивается от Атридов должного погребения брата. Вместе с другими гре­ческими воинами Т. проникает в де­ревянном коне в Трою. По возвраще­нии Т. после окончания войны на остров Саламин Теламон изгоняет его из дома, обвиняя Т. в том, что он не уберег от гибели Аякса и не отомстил за него. В конце своих ски­таний (разные версии называют различные места — от Иберии до Киликии в Малой Азии) Т. попадает на остров Кипр, где основывает город Саламин. 2) Сын речного бога Скамандра. Дочь Т. Батия стала женой Дардана, и таким образом Т. стал родоначальником троянского царско­го рода.

Date: 2015-11-13; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию