Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дети правильно ненавидят огульные обвинения
«С вами добром нельзя… Опять вы… Если вы не исправитесь…» Почему за проступок одного или нескольких должны отвечать все? Если повод к взбучке дал маленький циник, он останется доволен: вместо полной порции гнева ему досталась лишь часть. Честный же будет слишком потрясен, видя столько невинных жертв своего преступления. Иногда буря разражается над определенной группой детей: «совсем никудышные мальчишки» – или наоборот: «на редкость испорченные девчонки», чаще же всего: «старшие, вместо того чтобы показать пример… смотрите, как хорошо ведут себя малыши». Здесь, кроме справедливого гнева невинных, мы вызываем смущение у тех, кого хвалим, которые знают за собой много грехов и помнят, как сами стояли у позорного столба. Наконец, мы даем возможность нехорошо торжествовать маленьким насмешникам: «ага… а видите… эге…». Однажды я хотел особо торжественно прореагировать на невыясненную кражу. Я вошел в спальню к мальчикам, когда они уже засыпали, и, стуча в такт о спинку кровати, громко заговорил: – Опять кража! С этим надо кончать. Жалко времени и труда на то, чтобы растить воров… Эту же довольно длинную речь я повторил в спальне девочек. На другой день между мальчиками и девочками шел такой разговор: – И у вас он орал? – Ясно, орал. – Говорил, что всех выгонит? – Говорил. – И стучал кулаком по кровати? – Да еще как, изо всей силы. – А по чьей он кровати стучал? У нас так по Манюськиной. Каждый раз, выступая с огульным обвинением, я огорчал наиболее честных, раздражал всех и делал из себя посмешище в глазах критически настроенных: «Ничего, пусть себе немножко позлится – это ему полезно».
44. Разве воспитатель не понимает, что значительная часть наказаний несправедлива?
Драка. – Он меня первый ударил. – А он дразнился… Взял и не отдает! – Я только так, ради шутки (помешал, испачкал)… – Это он меня толкнул, а не я. И ты наказал или обоих (почему?), или старшего, который должен уступить младшему (почему?), или того, кто по простой случайности ударил больнее, вреднее для здоровья. Ты наказал, драться нельзя. А жаловаться можно? Ребенок пролил, сломал. – Я нечаянно. Он повторяет тебе твои собственные слова: ты ведь велишь прощать, если ему причинят вред нечаянно. – Я не знал… Я думал, можно. Он опоздал, потому что… он это умеет делать, но… Объяснения правильные, а тебе кажутся уверткой. Это двойная несправедливость: ты и не веришь, хотя он говорит правду, да еще несправедливо наказываешь. Иногда условное запрещение случайно становится категорическим, а то и вовсе перестает быть запрещением. В спальне шуметь нельзя, а говорить вполголоса можно. Если тебе весело, ты и сам посмеешься над невинной проделкой, а если устал, прекратишь обычную для спальни болтовню, хотя бы только резко заметив: «Довольно болтать… Ни гу‑гу… Кто скажет хоть слово…» В канцелярию детям входить не разрешается, но они входят. Как раз сегодня у тебя месячный отчет, тебе нужен покой. Мальчуган не знал, вошел, и ему влетело. Если бы ты его даже не вывел за ухо, если бы только сказал: «Чего прилез? Вон сейчас же!» – твой гнев – незаслуженное наказание.
45. Во время игры в мяч он разбил стекло –
ты простил, стекло бьют редко, не знаешь, кто собственно, виноват, не любишь наказывать. Но когда разбито уже четвертое стекло, когда разбил его хронический озорник, за которым вдобавок значится в школе плохая отметка, ты наказываешь – криком, угрозой, злостью. – Я нечаянно, – отвечает он смело, а по‑твоему, дерзко. …Четвертое окно… озорник… плохой ученик… лентяй… еще дерзит… Воспитатель, уверяю тебя, ты дашь ему по рукам. А ведь ребенку не понять, да и не надо ему мириться с тем, что ты его наказал для примера, потому что, как менее впечатлительный, он удобный объект для эффектного наказания; и что ты подверг его наказанию не за один этот поступок, а за всю его деятельность в совокупности. Он знает только, что детям А, Б, В ты простил, а его вот несправедливо наказал… Допустим, ты поступил по‑другому: отобрал у ребят мяч. – Играть в мяч нельзя. И это несправедливо: наказание коснулось десятка невинных ребят. Еще мягче: ты предупреждаешь, что, если они еще раз разобьют стекло, ты отберешь мяч, то есть применяешь несправедливо наказание – угрозу – ко всем ребятам, хотя виноваты будут только четверо. И из этих четверых не все виноваты, потому что один разбил стекло, на котором уже была трещина, другой разбил не целиком, а только с уголка, а третий, оно правда, и разбил, но ведь его подтолкнули, и виноват, собственно, только этот четвертый, который всегда сделает что‑нибудь такое, из‑за чего воспитатель злится.
Date: 2015-11-13; view: 322; Нарушение авторских прав |