Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наша эра. I тыс. Распространение буддизма на территории Китая
I тыс. Распространение буддизма на территории Китая. II в. Восстание «желтых повязок» и создание теократического государства даосов. 220–265 гг. Эпоха Троецарствия. V в. Возникновение буддийской школы Цзинту. 402 г. Первый на территории Китая коллективный обряд поклонения будде Амитабхе. VI в. Прибытие в Китай Бодхидхармы – основоположника чань‑буддизма. 618–907 гг. Династия Тан. 842–845 гг. Массовые преследования буддистов, закрытие монастырей. 907–960 гг. Период Пяти династий и Десяти царств. 960‑1124 гг. Династия Сун. X в. Установление общегосударственного культа Юйди. XII в. Канонизация Восьми бессмертных. 1279 г. Завоевание Китая монголами. Основание династии Юань. 1281 г. Указ Хубилая о сожжении даосских сочинений. 1369 г. Воцарение династии Мин. XV в. Строительство храма Неба в Пекине. 1644–1912 гг. Династия Цин. 1949 г. Образование Китайской Народной Республики.
Глоссарий
Пояснение. Архаическая традиция – мифология Древнего Китая и представления конфуцианцев, поздняя мифология – государственный культ средневекового Китая, народная мифология – мифологические представления китайской «улицы», вобравшие в себя мифологию даосизма и буддизма.
А
АДИ‑БУДДА («ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ БУДДА»)
В буддизме воплощение сущности всех будд и бодхисаттв, наиболее совершенное из трех тел (Трикая) – дхармакая. Из ади‑будды «возникают» (эманируют) все прочие будды и бодхисаттвы. В Китае ади‑буддой считается будда Вайрочана.
АМИТОФО
В китайском буддизме один из наиболее популярных будд, китайский «вариант» будды Амитабхи, правитель «чистой земли» Сухватати (Ситянь), в которой могут возродиться все живые существа, уверовавшие в этого будду.
АО
В народной мифологии гигантская черепаха, на спине которой стоят три острова‑горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. На этих горах живут бессмертные. По некоторым источникам, Ао – не черепаха, а огромная рыба с человеческой головой (возможно, беюй). Впрочем, Юань Кэ в «Мифах древнего Китая» утверждает, что черепаха не одна, что первоначально их было пятнадцать, и они держали на себе пять священных плавучих гор – три названных выше, а также горы Дайюй и Юаньцзяо. Случилось так, что последние две горы утонули в мировой бездне вместе с шестью черепахами, которые их держали, и из пятнадцати черепах осталось только девять.
Б
БА
В архаической традиции олицетворение засухи («Ведьма‑Засуха»), дочь Хуанди. Когда Хуанди воевал с Чию, Ба остановила ливень, вызванный Чию.
БА ГУА («ВОСЕМЬ ТРИГРАММ»)
Восемь сочетаний горизонтальных цельных (символизирующих начало Ян) и прерывистых (символизирующих начало Инь) линий. В каждом из восьми сочетаний присутствуют три линии; отсюда название «триграммы». По легенде, эти триграммы придумал и ввел в употребление первопредок Фуси, который нарисовал первые триграммы, «вслушиваясь в свист ветров восьми направлений». Позднее триграммы легли в основу системы гадания, будучи «усовершенствованными» до гексаграмм (комбинаций шести линий), которых насчитывалось 64. Комментатор знаменитой «Книги перемен» Чэн Ичуань так объяснял эту трансформацию: «Когда в глубокой древности совершенномудрые люди начертали впервые восемь триграмм, то в них уже были выражены три мировые силы: Небо – Земля – Человек. Начав с них, они удвоили эти триграммы, чтобы в них полностью выразить то, что проходит как изменчивость во всем мире». Саму «Книгу перемен» также считали творением Фуси, а Конфуций, по преданию, опирался на нее в своих поучениях, причем как на философский трактат, а не как на гадательный свод; примеру Учителя конфуцианцы следовали на протяжении многих поколений, а один из виднейших последователей Конфуция Сюньцзы прямо утверждал, что люди, гадающие по «Книге перемен», не понимают ее истинного назначения. Тем не менее на «бытовом» уровне гадания по триграммам и гексаграммам (с использованием «Книги перемен») были очень популярны в китайском обществе – а в наши дни пользуются широкой популярностью и в остальном мире.
БАЙДИ («БЕЛЫЙ ПРАВИТЕЛЬ»)
В народной мифологии правитель запада, один из у‑ди, также дух планеты Цзиньсин (Венера).
БАЙХУ («БЕЛЫЙ ТИГР»)
В народной мифологии одно из священных животных (сы лин), дух – покровитель запада, белый тигр, одно только появление которого заставляет нечисть разбегаться в страхе. Даосы почитали Байху и духа – покровителя востока Цинлуна как стражей храмов.
БАЙЦЗЕ
В архаической традиции говорящий зверь, наделенный всеведением. Как сказано у Юань Кэ, который ссылается на историка IX века Ван Гуана, байцзе «были ведомы все духи небесные и бесы земные. Он знал наперечет всех оборотней (в которых превратились неприкаянные бродячие души), живущих среди гор, лесов, рек и озер. Он мог, не перепутав, назвать, какие оборотни, духи и чудовища живут на такой‑то горе, какие оборотни и драконы водятся в такой‑то реке, какие шутки творит нечистая сила на дорогах и что за оборотни и духи‑волки бродят по могилам». Император Хуанди, позавидовав мудрости байцзе, приказал изобразить на карте всех духов, которых упомянул зверь, и снабдить рисунки подписями. Рисунков оказалось одиннадцать тысяч пятьсот двадцать. И с тех пор Хуанди «стало очень удобно управлять всей нечистой силой».
БАОГУН («КНЯЗЬ БАО»)
В народной мифологии справедливый судья в загробном мире, обожествленный сановник Бао Чжэн (999‑1062), который прославился успехами в расследовании преступлений и неподкупностью, причем последняя даже вошла в пословицу: «Взяткой не подкупишь только Яньвана и почтенного Баогуна». На народных картинах Баогуна всегда изображали с черным лицом (черный – цвет неподкупности); по этой причине в поздней традиции его иногда отождествляли с черноликим богом Куйсином – помощником божества литературы Вэньчана.
|