Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Памяти матери – учителя и другаСтр 1 из 2Следующая ⇒
А.В. Ващенко
СУД ПАРИСА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
Спецкурс
Москва, 2008
ББК 71.04 В 23 УДК 008 (091)
Посвящается юбилею факультета иностранных языков и регионоведения!
Ващенко А.В. Суд Париса. Сравнительная мифология в культуре и цивилизации.
Спецкурс предназначен для студентов и аспирантов факультета иностранных языков и регионоведения, специализирующихся в области теории и истории культуры. В сжатой форме здесь собраны и рассмотрены важнейшие аспекты мифа – от проблемы его определения и классификации, к основным категориям анализа – таким, как картина мира, магия, герой, героиня, реалии – в компаративном контексте традиционных культур и цивилизаций, на обширном материале двух полушарий. Завершает книгу анализ мифологического смысла «вечных образов» и роли мифа в духовной культуре ХХ века. Книга представляет интерес для филологов и круга лиц, интересующихся гуманитарными и социальными науками.
Рецензент: доктор филологических наук А.Л. Ястребов
Печатается по постановлению Ученого совета факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова
ISBN 5-88-091-117-9 © Ващенко А.В.; 2008
Памяти матери – учителя и друга
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИФА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. МИФ В КУЛЬТУРЕ. СУД ПАРИСА
ХХ век вернул человечество к мифу, важность которого в судьбах культуры и цивилизации в этом столетии впервые стала проходить процесс глубокого осознания. Миф обнаружил, можно сказать, свою насущную необходимость. Самый факт этот явился свидетельством начала нового этапа в развитии цивилизации, ибо в традиционных культурах миф существовал всегда без его осознания, тогда как в цивилизации долгое время он лишь заимствовался, либо осознавался как явление маргинальное – принадлежность далекого прошлого. Востребованность мифа в ХХ веке вызвана необходимостью во всеобщем охвате человеческим сознанием жизненных и исторических феноменов, поскольку и все сферы человеческой деятельности в это столетие обрели вид глобальный. Причины же позднего «возвращения» к мифу связаны с недостатком системности и фактических знаний о мифах в XVII – XIX вв., что и препятствовало компаративному их изучению. Другим препятствием служили известная изолированность исторического развития вплоть до ХХ века как отдельных наций, так и культур, а также приоритетная роль мировых религий в сознании общества и индивида, и другие факторы.
Легко указать на прямые свидетельства востребованности мифа цивилизацией ХХ века: · философия и литература ХХ века апеллируют к античным мифологическим образам для базовой интерпретации человека и реальности (А. Камю, «Миф о Сизифе»), взгляд Т. Манна в переписке с мифологом Кереньи на современного человека как на Гермеса, «Эдипов комплекс», сформулированный З. Фрейдом, программные художественные произведения – такие, как «Сонеты к Орфею» Р.М. Рильке, «Улисс» Дж. Джойса, «Щит Ахилла» У.Х. Одена, интерпретация поэта ХХ века как отвергнутого пророка-Кассандры, драма «Алкестиада» Т. Уайлдера и др. Поскольку античность – колыбель европейской цивилизации, мифологическая апелляция к ее мифу была естественной, но обрела вид метафоры и символа.
· Становление литературных направлений, таких как «мифологический реализм», «магический реализм» второй половины ХХ века; · Становление литературоведческого понятия «мифопоэтика» на пороге ХХI века. · Развитие «Мифологической школы» в западной философии. · Возникновение основополагающих теорий интерпретации мифа и трудов, ему посвященных: - в монументальном труде Джеймса Джорджа Фрейзера «Золотая ветвь» (1890 – 1915гг. с приложением в 1936г.), в котором он заявил себя как автор обрядовой теории мифа; - в выкладках Зигмунда Фрейда, например, в работе «Тотем и табу» (1913), где он стал автором психоаналитической теории мифа; - в работах Карла Густава Юнга, «Архетип и символ» и др., – где он явился автором собственной школы психологической теории мифа; - у Мирчи Элиаде, «Миф о вечном возвращении»»(1949), «Аспекты мифа» (1963), «Сакральное и профанное» (1965), в которых он стал автором религиоведческой, «сакральной» трактовки мифа; - у Клода Леви-Стросса, в его «Мифологиках», как у автора структуралистской теории мифа; - у Хюбнера, «Истина мифа» (1996), автора «нуминозной» трактовки мифа; - у Джозефа Кэмпбелла,в книгах «Тысячеликий герой» (1949), «Сила мифа»(1988), и др. – как у автора «культурологической» /термин наш – А.В./ теории мифа, хотя ученый во многом основывает свой подход к мифу на Юнге. Среди отечественных интерпретаторов мифа – О. Фрейденберг, Е.М. Мелетинский, В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Эти ученые сильно продвинули исследование множества частных аспектов мифа, отталкиваясь от выводов своих зарубежных предшественников. Однако задача данного курса лекций, в отличие от других, обычно занятых интерпретацией мифа как феномена в себе или рассмотрением разнообразных подходов к нему, заключается в ином: нам видится первейшей необходимостью связать миф множеством нитей с культурой и цивилизацией. Все названые интерпретации свидетельствуют о сложности базовой природы мифа в культуре и об изменении содержания мифа в цивилизации. Косвенно они указывают на важность мифа в истории развития человеческого общества и на осознание его современностью в качестве культурологического феномена. Как научное понятие, миф на рубеже ХХ – ХХI веков сделался явлением общеупотребительным – в сфере гуманитарных наук: лингвистике, культурологии, литературоведении и т.д. – а нередко и за их пределами. Однако весьма часто оперирование этим понятием выдает небрежность или отсутствие сколько-нибудь связной авторской концепции мифа от студенческого уровня до научно-академического. Возникает необходимость в сжатой форме системно изложить основную культурологическую проблематику, связанную с мифом, в надежде, что материал этот окажется полезным как в научной сфере, так и за ее пределами.
Date: 2015-11-13; view: 497; Нарушение авторских прав |