Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. Вспомните, что в начале XX в
Вспомните, что в начале XX в. в Российской империи наряду с другими событиями произошла 1-я русская революция. Как известно, важнейшим вопросом любой революции является вопрос о власти. Но каждый класс и каждая политическая партия или движение дают на него свои, порой прямо противоположные ответы. Изучая 1-ю русскую революцию, следует уяснить, какие политические силы поддерживали самодержавие, какие стремились к установлению конституционной монархии, и какие цели преследовали левые революционные партии. При изучении столыпинской аграрной реформы необходимо ознакомиться с содержанием указа 9 ноября 1905 г., закона 14 июня 1910 г. и Положения о землеустройстве 1911 г., рассмотреть следующие направления реформы: разрушение крестьянской общины, финансирование кулачества через Крестьянский поземельный банк, переселенческая политика. При ответе на третий вопрос темы недостаточно лишь констатировать факт возникновения Советов рабочих депутатов, необходимо показать, что Советы были действительно органами революционной власти и в зачатке органами диктатуры пролетариата и крестьянства. Для этого следует проанализировать порядок формирования, состав и деятельность Советов. Царизм, не способный подавить революцию только с помощью полиции и армии, вынужден был идти на уступки, в том числе связанные с изменениями в государственном строе. Уже в феврале был издан царский рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина, в котором была поставлена задача разработать проекты законов о представительном законосовещательном органе. Эти проекты были конфирмованы царем в августе 1905 г. Это были: Манифест о создании Государственной думы, учреждение Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу. Дума, которая могла быть образована на основании этих законодательных актов, получила наименование «булыгинской». Не следует путать ее с 1-й Государственной думой. «Булыгинская» дума так и не была созвана. Подъем революционного движения привел к изменению статуса Думы до ее созыва. Однако августовские законы легли в основу законодательства о Государственной думе. Тщательного изучения требует вопрос о подготовке, принятии и значении Манифеста 17 октября 1905 г. Необходимо познакомиться с текстом этого документа. Слушатели должны уяснить, что этот Манифест внес существенные изменения в статус Государственной думы. Из законосовещательного она превращалась в законодательный орган. К выборам в Думу привлекался рабочий класс и другие слои населения, лишенные избирательных прав августовскими законами. Провозглашалось право Государственной думы осуществлять контроль за деятельностью правительства. Положение о выборах в Государственную думу в соответствии с Манифестом 17 октября было изменено именным императорским указом от 11 декабря 1905 г. Обучающиеся должны усвоить, что несмотря на эти изменения избирательный закон носил все же недемократический характер: выборы были неравными и многостепенными, избирательных прав не получали женщины, военнослужащие, студенты и другие группы населения. Вопрос о реорганизации Совета министров следует начать с истории образования и развития этого органа во второй половине XIX ¾ начале XX в. и причинах возрастания его роли во время революции 1905¾1907 гг. Затем необходимо раскрыть содержание указа от 19 октября 1905 г., обратив внимание на права Совета министров и его председателя. Манифест 17 октября и указ 11 декабря 1905 г. были не последним этапом в становлении Государственная думы. В ее статус внес существенные изменения Манифест 20 февраля 1906 г. В соответствии с этим законом Государственный совет наделялся по существу правами второй, высшей палаты российского парламента. На этом строительство новой государственной системы не закончилось. 23 апреля 1906 г. царем были приняты новые Основные законы Российской империи. Необходимо подробно рассмотреть закрепленные ими права Государственной думы, ее взаимоотношения с императором и Государственным советом. У слушателей нередко вызывает затруднение вопрос о составе, продолжительности работы и политической роли Думы разных созывов. Необходимо запомнить, что 1-я Государственная дума осуществляла свою деятельность с 27 апреля по 8 июля 1906 г., 2-я дума ¾ с 20 февраля по 3 июня 1907 г. Одновременно с роспуском 2-ой думы царь утвердил новое положение о выборах в 3-ю Государственную думу. Это положение о выборах принадлежало к числу законов, которые в соответствии со ст.87 Основных законов не могли быть изменены чрезвычайными указами императора. Такое нарушение Основных законов самодержавием явилось, по сути, государственным переворотом и свидетельствовало об окончании революции. Следует показать реакционный характер нового положения о выборах: лишение избирательного права некоторых национальных окраин, сокращение представительства крестьянства и увеличение представительства помещиков и т.д. Необходимо также рассмотреть состав и деятельность 3-й и 4-ой Государственной думы. При характеристике Государственного совета следует показать причины его реорганизации, его роль в законодательном процессе и порядок формирования по Основным законам 1906 г. Обратите внимание, что по Основным законам Россия продолжала именоваться самодержавной монархией, но перестала быть «неограниченной». Значительные изменения в форме правления свидетельствуют о серьезном шаге в сторону конституционной монархии. Рассмотрение вопросов по правовой системе следует начать с того, что основным источником права в первые годы XX в. по-прежнему являлся Свод законов Российской империи. Но в связи с тем, что Свод во многом отражал принципы феодального права и устарел, в него были введены многочисленные изменения и дополнения. Помимо общероссийского законодательства во многих регионах продолжало действовать законодательство, существовавшее до их присоединения к России. Слушатели должны знать, что в Финляндии применялось Шведское уложение 1734 г., в царстве Польском— Французский гражданский кодекс 1804 г., в прибалтийских губерниях — Свод законов губерний Остзейских. У кочевых и полукочевых народов Средней Азии, исповедовавших ислам, местные суды руководствовались нормами шариата и адата. Обычаями руководствовались племена Крайнего Севера. Обычное право использовалось и в Европейской части страны (сословные волостные суды для крестьян), а также судами мировой и даже общей юстиции при рассмотрении некоторых гражданских и торговых дел и при неполноте законов. Следует уяснить, что в начале XX в. велись крупные кодификационные работы с целью обновления устаревшего законодательства. В частности, разрабатывались проекты Гражданского уложения, которые так и не были завершены. Что касается проекта Уголовного уложения, то он был подготовлен и в 1903 г. утвержден императором, но в действие были введены только главы о преступлениях государственных и против православной веры. Необходимо показать, что с принятием Основных законов Российской империи 1906 г. изменилось понятие закона. Если прежде законом считалось любое повеление императора, оформленное в надлежащем порядке Сенатом, то в соответствии со ст. 86 Основных законов 1906 г. законом признавался законодательный акт, принятый Государственной думой, одобренный Государственным советом и подписанный императором. Слушатели должны усвоить, что акты, принятые императором без Думы в порядке ст. 87 Основных законов или в порядке управления, назывались Указами. Издавались также Учреждения (основывавшие какой-либо новый государственный орган и определявшие его правовой статус) и Положения (определявшие порядок деятельности государственных или иных учреждений). К ним примыкали Уставы. Имели место и такие источники, как Временные правила, обычно утверждавшиеся тоже императором, постановления Совета министров. Иногда применялась такая форма нормативного акта как мнение Государственного совета или разъяснение Сената. Формально эти акты рассматривались как толкование или разъяснение действующего законодательства, но нередко они содержали принципиально новые нормы, которые власти по различным причинам не хотели обсуждать в Думе и поэтому маскировали их такой формой. Следует запомнить, что система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами ¾ постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразуемых органов власти и управления. Обучающимся важно запомнить, что в гражданском праве еще сохранялись феодально-сословные пережитки, что проявлялось в ограничении правоспособности и дееспособности физических лиц по сословному, национально-религиозному признакам, а также по признаку пола. Важно определить изменения в содержании понятия «преступление», которое теперь определялось как «деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания». Необходимо остановиться на изменениях и в системе наказаний (она была несколько упрощена): исключены телесные наказания, в том числе розги для бродяг, плети для ссыльных, розги по приговорам военных судов и волостных судов для крестьян. Date: 2015-11-13; view: 326; Нарушение авторских прав |