Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанровые разновидности фольклорной сказки





Сказка о животных (животный эпос) — это сказка, в которой, приемущественно, действуют животные.

Волшебная сказка — такая сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета — это поиск потеренного или недостающего. Кульминация волшебшой сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач. Эти задачи всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Герой или героиня в конце «воцаряются» — то есть приобретают более высокий социальный статус, чем у них был в начале.

Новеллистические сказки — это сказки, которые имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но имеют качественное с волшебными сказками различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистическую сказке действует трикстер — человек. Он из демократической среды, он борется за справедливость с власть держащими и добивается этого.

Анекдотическая сказка, выделяемая А. Н. Афанасьевым, отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота

Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и называются также формульными сказками, так как вставляются в текст больших сказок. Функция этих сказок является — увлечь зрителя предстоящей сказкой. Формульная сказка — это ритмизованная проза.

7. Схема В. Я. Проппа как композиционная основа PR-акций. Русские сказки, хронологически возникшие гораздо позже мифов, также являются иносказательной формой освоения острых жизненных коллизий. Это завуалированная жизненная подсказка. Таким образом, миф, сказка как формы иносказаний становятся моделями для современной рекламы.

В случае с рекламными цитатами типа: «Пап, а пап, мы тут сидим, а денежки идут» приведем цитату из книги В. Проппа «Исторические корни волшебной сказки»: «Человек переносит в сказку не только формы своей жизни, он переносит туда свои интересы и идеалы. Там перестают производить и работать, там только потребляют, и волшебные средства, приносимые оттуда, обеспечивают вечное благоденствие».

В основе огромного числа рекламных и PR-акций лежат так называемые народные архетипы. Философ Иван Ильин писал: «сказка – это сон, приснившийся нации». Речь идет об универсальных «архетипических» сюжетах, без которых не выстраивается образ современного мира ни в коллективной массовой душе, ни в душе каждого отдельного человека. Отдельные архетипы можно с легкостью распознать в рекламных постерах и персонажах рекламных роликов. Например, неказистого с виду, но лукавого и по жизни мудрого «Иванушку-дурачка» можно легко распознать в череде рекламных персонажей.

Психологи выделяют обычно не более трех десятков архетипов, действующих в массовом сознании. В качестве примеров достаточно сослаться на классические рекламные компании Camel, Marlboro, Pepsi с использованием архетипов: «Мужское» (фаллическое), «герой», «мудрый старец», «смерть-возрождение» и т.д. Эти элементы «конструктора», которым пользуется практически каждый, подсознательно считывая мотивы с матриц группового бессознательного.

Во многих рекламных компаниях для создания потребительских мифов используются библейские архетипы. Так компания Pirelli использовала для своих рекламных постеров ряд спортсменов с мировыми именами. На одном из них знаменитый футболист Рональдо в своей футболке с №10 с распростертыми руками нависал над пространством, на манер известной статуи Христа в Рио-де-Жанейро.

 

8. Греческая мифология. Боги и герои древнегреческой мифологии. Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека. Первое поколение богов. Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали. Второе поколение богов. Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Олимпийцы. Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

· Аид — греч.Плутон, Гадес; рим. Орк, Дит. Владыка подземного царства мертвых. Атрибуты: трехглавый пес Цербер (Кербер), двузубец. Жена - Персефона (Прозерпина).

· Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог - прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.

· Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж [1] Афродиты.

· Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.

· Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.

· Афродита — греч. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.

· Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: однозубец, диадема.

· Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).

· Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня - девственница.

· Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена - Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).

· Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.

· Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.

· Зевс — рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.

· Посейдон — рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, жена - Амфитрита.

Герои.

Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.

Ахилл,Геракл,Одиссей,Персей,Тесей,Ясон,Гектор

9. Скандинавская мифология. Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская мифология) — мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства.Поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, её часто называют «скандинавской мифологией».Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита. История создания мира. В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вали и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину.Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла. (Аск и Эмбла)За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом. Структура мира. Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль(мировое древо – ясень), связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе. Эсхатология. В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

10. Египетская мифология. Мифология Древнего Египтa имеет свои отличия, которые предстaвлены неполным и несистемaтичным изложением. Большaя чaсть мифов былa сформировaнa нa основе поздних текстов. В основе мифов лежaт рaзличные религиозные тексты: зaписи погребaльных обрядов нa стенaх гробниц, молитвы и гимны богaм.

Зaдолго до формировaния клaссового обществa, в VI-V тысячелетиях до н.э. небольшими темпaми формировaлaсь мифология Египтa. В отдельно-взятой облaсти, склaдывaлось свое поклонение богaм, свой пaнтеон, которые воплощaлись в деревьях, животных, птицaх и дaже в небесных светилaх.

В одной из стaтей междунaродного договорa между Рaмсесом II и хеттским цaрем упоминaется тысячa богов и богинь Древнего Египтa. Боги делились нa местные божествa, почитaемые в кaждом номе и кaждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитaемые во всей стрaне. Общеегипетскими богaми стaновились божествa кaкого-либо номового центрa, прaвители которого зaхвaтывaли трон фaрaонов, основывaли общеегипетскую динaстию, преврaщaли свой номовый город в столицу всего госудaрствa. Тaк, нaпример, когдa номовый центр Фивы преврaтился в столицу Египтa, его местный бог Aмон, рaнее мaлоизвестное божество, стaновится покровителем цaрствующего фaрaонa и цaрем богов.

В Египетской религии выделяли двa основных моментa: зaупокойный культ и рaзвитие египетского пaнтеонa. Сложение египетского пaнтеонa богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические предстaвления и культ рaзличных явлений природы. Египетский пaнтеон богов состaвляют божествa, олицетворяющие небо, солнце, влaгу, воздух, землю, рaстительность, Нил, a тaкже судьбу, истину, войну, спрaведливость, рaзум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существa и животного (чaще всего это человек с головой соколa, кошки, львицы, ибисa, обезьяны, ослa и т.п.). Среди множествa божеств особое знaчение очень рaно приобретaет солнечное божество, которое в рaзных номaх предстaвлялось в рaзличном облике: в одной местности это был крылaтый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, кaтящий по небу солнечный диск; иногдa солнечный бог мыслился в виде соколa или человекa с соколиной головой. Именa этих божеств были рaзличны: Рa, Aтум, Aмон, Хепри, Гор. Иногдa нaзвaния дифференцировaлись: Хепри - утреннее солнце, Рa - дневное, Aтум - вечернее.

Одним из основных сюжетных схем из цикла мифов Древнего Египтa связaн с Осирисом, богом производительных сил природы, увядaющей и воскресaющей рaстительности. Уже в эпоху Древнего цaрствa умершие фaрaоны отождествлялись с Осирисом и, по веровaнию египтян, блaгодaря мaгическому погребaльному обряду могли возродиться, кaк Осирис в рaспрострaненном скaзaнии о его смерти по вине своего млaдшего брaтa Сетa и воскрешении женой Осирисa Исидой. Культ Осирисa стaновится центром всех зaупокойных веровaний. Предстaвление о нем кaк о боге плодородия было перенесено и нa фaрaонa, который считaлся мaгическим средоточием плодородия стрaны и поэтому учaствовaл во всех основных обрядaх земледельческого хaрaктерa. Сохрaнилaсь булaвa нaчaлa Древнего цaрствa с изобрaжением фaрaонa, мотыгой взрыхляющего землю.

Хaрaктернейшей чертой египетской мифологии является тaкже обожествление животных, которое возникло в древнейшие временa и особенно усилилось в поздние периоды истории Египтa. К числу нaиболее почитaемых животных – воплощений рaзличных божеств – относились бык (Aпис, Мневис, Бухис, Бaтa), коровa (Хaтор, Исидa), бaрaн (Aмон и Хнур), змея, крокодил, кошкa, лев, шaкaл (Aнубис), ибис.

11. Миф о Петербурге, его зарождение и развитие. Ни один из великих городов Европы не был построен так быстро. Знаменитые европейские столицы росли постепенно, а тут город возник на глазах одного поколения. В столь быстром росте города видели нечто чудесное. Но в отношении к Петербургу была определенная противоречивость. Наряду с восторгами и прославлением – сомнения в целесообразности строительства города и даже пророчества о скорой его гибели. «Петербургу быть пусту» – пророчество, появившееся еще во времена Петра. Чужой город с нерусским, немецким именем не устоит – гласила молва. Противоречие было в самой истории создания города: архисовременнейший европейский город, воплощение опыта европейской цивилизации, строился варварскими методами в традициях жесточайшего азиатского деспотизма, строился буквально на костях. Смысл недоброжелательной молвы был в том, что городу придется еще расплатиться за зло, за гибель невинных. Еще в 18 веке отчетливо проявились две крайние тенденции в осмыслении судьбы Петербурга: или «чудотворный град» или проклятый город. В этом мифе Петербург уподобляется живому существу, которое было вызвано к жизни роковыми силами и столь же роковыми силами может быть низвергнуто. В одном случае силы, вызвавшие Петербург к жизни, имеют божественный характер, это провидение в своих благих намерениях одарило россиян городом, с которым отныне связываются представления о славе отечества. В другом случае силы, вызвавшие Петербург к жизни, интерпретируется как проявление зла, как силы, губительные по отношению к национальному началу и, следовательно, антинародные и антибожеские.

Город не мыслится без его основателя и в раскольничьих преданиях, и в письменной литературе Петр и Петербург составляли как бы некое единство, отношение к которому лежало в основе мифа. В народных преданиях Петр – антихрист, порождение сатаны, подменный царь. В письменной литературе, напротив, Петр – личность исключительная, герой, титан, полубог. Город, основанный им, есть великое дело, которому суждено существовать в веках. Один вариант мифа создавался в письменной литературе, в официальном художественном творчестве; второй – в народных сказаниях и староверческих пророчествах, в неофициальном устном творчестве, не имевшем выхода в литературу и получившем известность много времени спустя.

12. Мифы о Петербурге и Москве в контексте проблемы Запада и Востока, поиска Россией своего исторического пути. Чем чаще припоминали москвичи о Москве – Третьем Риме, тем больший ужас внушала с дьявольской помощью из ничего возникшая новая столица, грозившая обернуться Римом Четвертым. В борьбе за «римские» приоритеты Москва со временем обретает новую мифологию, – контексты «Города-Феникса», в котором осмыслялась в 19 веке послепожарная Москва. Москва осмысляется как «Город-Феникс», то есть город, способный к восстанию из пепла, и в этом бесконечном возрождении имеющий харизматическую, божественную отмеченность. Контрастным фоном для Москвы – Города-Феникса – служит прочно установившаяся за Петербургом мифологема Обреченного Града.

Также можно вспомнить еще об одном ценностном стереотипе мирового города, в котором осмысляется Петербург: он носитель «цивилизации» как энтропийного оборотня культуры. Это «Город-Вавилон». Вавилонская тематика прочно укореняется в русской культуре, в связи с ней развертывается древняя мифология города – блудницы; все более отчетливо Петербург врастает в старинные контексты падшего Града. В лице Москвы и Петербурга спорили две школы: славянофилы (московская) и западники (петербургская). За Москвой признавалась сила «охранительная», традиционная, за Петербургом – преобразовательная, цивилизационная. Проблема Москва-Петербург стала ключевой в осмыслении прошлого и будущего России. Славянофилы пророчили Петербургу скорую гибель, обвиняя его в противовес Москве в европеизме и отходе от народа. Западники же наоборот попытались взглянуть на основание Петербурга и деятельность Петра как на естественный, органичный процесс, спасительный для всей России. Данный спор подготовил основательную базу для дальнейшего осмысления социокультурной и исторической роли городов в культурной жизни России.

14.Современное мифологическое сознание и его социальная роль. Мифология и идеология. Современное мифологическое сознание - это, прежде всего, мифология идей. Одна основных функций мифологического сознания указывает на то, что мифологическое сознание является необходимой составляющей развития общественного сознания. В настоящее время взаимосвязь мифологического сознания с другими формами общественного сознания представляет собой сложный и противоречивый процесс, диалогичный по своей природе. Если своеобразие архаического мифологического сознания состоит в том, что оно непосредственно участвует в регулировании практической деятельности человека и общества, отражает мир, включая преимущественно обыденный, повседневный уровень знаний, то современное мифологическое сознание, проникая на идеологический уровень общественного сознания, опосредованно влияет на жизнедеятельность людей.Миф и ритуал в системе архаического мифологического сознания более или менее однородны по своему содержанию по отношению к мифологической реальности, а современные мифы и ритуалы представляют собой конгломерат разнородных, разнообразных элементов, восходящих не только к архаическим мифам, но и содержащих квазимифологические, рациональные составляющиеЕсли в архаическом мифологическом сознании вера была основана на непосредственном чувственном отражении реальности, то в современном мифологическом сознании в вере опосредованно рационально отражается реальность, и вера становится в сущности идеологической.Сущность современного мифологического сознания раскрывается на основе анализа преобладающих в их содержании коллективных, чувственных и эмоционально-ценностных знаний, которые отражают реальность с помощью символических форм. Символ является средством интерпретации результатов деятельности мифологического сознания - мифов и ритуалов, что способствует их научному пониманию. С развитием общества символы претерпевают изменения: они перестают напрямую передавать заложенное в них ранее значение и чаще всего представляют лишь коннотации традиционных символов на фоне появления новых.В настоящее время можно выделить две основные разновидности современных мифов, которые имеют в своей основе, соответственно, индивидуальный и общественный характер. К первым относятся всевозможные индивидуальные мифы, базирующиеся на архетипах, сновидениях; ко вторым - социальные мифы, понимаемые как результаты социальной мифологии. За большинством современных социальных мифов, имеющих преимущественно общественный характер, стоят научные разработки. Современное мифологическое сознание - это, прежде всего, мифология идей.

Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с идеологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему существу воздействует на эмоциональную сферу человека и это воздействие многократно усиливается, если ему придается соответствующая и привлекательная форма (с помощью средств массовой информации и пр.). И тогда эмоциональное принятие мифа автоматически будет означать и принятие той или иной идеологии (идеологических стереотипов, клише и пр.). Это обстоятельство было хорошо известно уже в Римской империи, где греческая мифология совершенно однозначно приняла характер обязательной для всех граждан государственной религии. Мы удивляемся тому, что целые народы принимают как руководство к действию совершенно абсурдные с точки зрения науки и здравого смысла идеологические доктрины. Если посмотреть внимательно, то легко заметить, что такое принятие осуществляется на фоне понижения уровня рационального осмысления мира. В нашей стране за последние годы складывается именно такая ситуация; и сейчас уже ряд исследователей отмечают, что формируется опасная тенденция навязывания (и принятия) массам людей совершенно абсурдных с точки зрения здравого смысла решений, исходящих часто от высоких властных структур. И не удивительно, что и обыденная жизнь начинает приобретать странные формы, очень напоминающие фантасмагории Ф.Кафки. Все сказанное в равной мере относится как к индивидуальному, так и к коллективному разуму.

 

16.Героические мифы.Позиционирование общественных деятеле в соответствии с канвой героического мифа. Миф о герое является наиболее распространенным и известным. Он встречается и в классической мифологии Древней Греции и Рима, и в средневековье, и на Дальнем Востоке, и среди нынешних первобытных племен. Появляется он и в наших снах. Его будоражащая притягательность очевидна, его психологическое значение менее очевидно, но не менее значимо. Героические мифы совсем не похожи в деталях, но при внимательном их изучении становится заметно, что они весьма сходны по структуре. У них, можно сказать, единая канва, несмотря на то, что они создавались в местностях и у народов, никак не контактирующих между собой: например, африканскими племенами и североамериканскими индейцами, жителями Греции и инками Перу. И каждый раз мы читаем о чудесном рождении героя в семье скромного достатка, о ранних свидетельствах его нечеловеческой силы, о быстром продвижении к славе или власти, о его битвах с силами зла и их разгроме, о впадении в гордыню (hybris) (Термин, введенный Юнгом. (Прим.ред). На самом деле это древнегреческое слово. (Прим. оцифровщика)), и его гибели из-за предательства или в результате "героической" жертвы.

17. Мифология власти и политический PR. Политический миф – это не столько произведение искусства, сколько функциональное средство, позволяющее упорядочить картину мира и организовать деятельность людей. Современный политический миф - коллективное бессознательное творение нации, государства или политической партии. Они создают мифы для обоснования законности и своевременности своих желаний, стремлений и ненависти. Вся структура политических мифов направлена на возбуждение людей. Политическая идеология, напичканная политическими мифами, имеет больше шансов на овладение массами, нежели идеология с изложением конструктивной программы. По мнению В. П. Макаренко, структура политических мифов в СССР базировалась на трех постулатах: 1) «Мы – гонимые»; 2) «Тайный враг»; 3) «Мир на краю пропасти». В основе первой мифологемы лежит обычное своекорыстие и элементарная зависть. В основе действия людей лежат потребности – голод, холод, сексуальная неудовлетворенность, социальная или национальная ущемленность и т. д. Несправедливый образ мира дает мощный стимул к действию. Сказать людям: «Вам плохо», - значит заложить основу для призыва их к действию. Постулат о несправедливости дает им особые права на ее восстановление, на требование чего-то для себя, на возможность брать то, на что притязают, на ответную несправедливость. Представление «Мы гонимые» мотивирует действия и «развязывает руки» при выборе средств, позволяет воевать. Если действительность несправедлива, то, значит, ее разрушение – благо. Для своей полноты данное представление требует наличия «гонителей». Возникает потребность в образе врага. Наиболее важное свойство образа врага – его таинственность, невидимость и непостижимость. Тайна – важнейшая характеристика образа врага. Тайному врагу намного легче приписать силу, могущество и ум, нежели врагу персонифицированному. Без тайны не возможна политическая мифология. Не менее существенно приписывание врагу хитроумия, происков. Еще одно свойство образа врага – вездесущность. Враг «подслушивает, подзуживает, подсматривается и подкапывается». Следующее свойство – восприятие его как абсолютного зла. Вместо множества причин тяжелого положения страны правящим классом выдвигается одна-единственная – злая воля врага. Если мир устроен так просто, то и способ его улучшения однозначен – достаточно поменять злую волю на добрую – и все будет в порядке. Политическая мифология дает, с одной стороны, возможность человеку почувствовать свою слабость и униженность, с другой – иллюзию освобождения от этого чувства путем активного действия. Следующий элемент структуры политического мифа – представление о том, что мир (или страна) находится на краю пропасти. Представление о том, что «мир на краю пропасти» является мощным стимулом для начала активных действий, причем, действия должны быть сверхрешительными. Апокалиптическое сознание повышает субъективную значимость активных действий. Ведь человек начинает ощущать, что от него зависят судьбы мира. Вся структура политических мифов направлена на возбуждение людей. Политическая идеология, напичканная политическими мифами, не имеет больше шансов на овладение массами, нежели идеология с изложением конструктивной программы.

 

19.Мифы в рекламе. Проекционные и рационалистические рекламные стратегии. Миф и реклама - два феномена культуры, обозначающие, казалось бы, противоположные ее полюсы и в теоретическом, и в историческом плане. Миф в обыденном сознания связан с чем-то давно минувшим, надвременным и несуществующим. Реклама же, напротив, вещь вполне реальная, современная и преходящая. Однако при ближайшем рассмотрении эти явления оказываются весьма родственными. Образно говоря, рекламу можно назвать праправнучкой древней мифологии. В шутку или всерьез ее определяют как искусство XX века. Не исключено, что именно реклама будет представительствовать от культуры современной эпохи, подобно тому, как пластические искусства олицетворяют античность, живопись - эпоху Возрождения, а музыка и поэзия - романтизма. Дело в том, что реклама, как лакмусовая бумага, проявляет многие характерные и весьма показательные для эпохи постмодернизма черты. И, возможно, наиболее значительные из них видны, когда рассматриваешь рекламу под "рентгеновскими лучами" мифологического мышления, в котором сконцентрированы глобальные для общественного сознания нашего, временя качества.

Сегодня огромное влияние на формирование массового сознания оказывает реклама.Реклама - не просто одна из сфер проявления современной мифологии и фактор, способствующий усилению роли последней, что также верно. Но многие также полагают, что наиболее полное отражение мифологическое сознание находит именно в рекламе, а не, например, в политике, как принято думать. Пристальное рассмотрение рекламных произведений, механизмов функционирования рекламы и способов воздействия ее на человека подтверждает этот тезис. Таким образом, рекламный миф можно охарактеризовать как невидимое, но ощущаемое вокруг рекламируемого предмета поле (коммуникативно-предметное). Потребитель как бы видит этот предмет сквозь образ, который сформировался у него в голове до этого. Мифологизируются субъективные представления, мотивы и потребности потребителя, создавая мифодизайн (внутренний дизайн товара). Он отражает в рекламируемых предметах глубинные желания целевых аудиторий, основанные на мифологической аргументации (особенностях мышления, системе стереотипов, условностях, принадлежности к различным культурам плюс субъективное мышление).

Рационалистическая стратегия лучше всего подходит в тех случаях, когда товар по своим физическим свойствам выделяется из товарной категории, и эти свойства представляют интерес для потребителей. Основное преимущество рационалистической рекламы перед проекционной состоит в том, что она что-то сообщает о свойствах товара и тем самым расширяет знания потребителя о товаре и формирует у него предрасположенность к восприятию рекламируемых свойств. Основной критерий для оценки эффективности рационалистической рекламы – запоминаемость и марки и основного рекламного утверждения.

Проекционная реклама больше всего подходит для тех ситуаций, когда реальные различия между конкурирующими марками не существенны или не заметны потребителю, и в данной товарной категории он осуществляет свой выбор с опорой не столько на реальные, сколько на воображаемые свойства товаров. Так часто бывает при покупке определенной марки сигарет, духов, пива и других товаров.

 

18. Культ личности, его составляющие. Психологическая основа создания культа личности. Культ личности - чрезмерное квазирелигиозное возвеличение определенной личности до ее обожествления.

Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам.

Используя обстановку глубокого экономического, идеологического и духовного кризиса, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты. В настоящей работе рассматривается проблема социально-психологического воздействия на личность деструктивных культов (тоталитарных сект). У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были воспитаны с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму. Причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний.

20 Игровые приемы в рекламе, их функции и виды. Феномен игры представляет интерес для многих гуманитарных и естественных наук, поскольку во многих сферах человеческой деятельности игра является важной составляющей (любой процесс обучения, творчество, ритуал ухаживания, многие супружеские ссоры и т.д.). Реклама, по-видимому, также является одной из областей деятельности, имеющих игровую основу. "Игра "представляет" борьбу за что-то, либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит." И далее: "Игра может быть названа свободной деятельностью, которая осознается как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, - свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группы, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего< мира всевозможной маскировкой." Прежде всего для рекламной деятельности также характерна состязательность, поскольку это одна из сфер жесткой конкуренции, в которой победа достается не только тому, чей товар лучше, но и тому, кто сможет лучше представить его публике. Профессионально созданная реклама предполагает творчество, значит, это свободная деятельность. Реклама создает особую праздничную атмосферу вокруг товара, она разыгрывает достоинства товара в образах и лицах. Рекламист часто предлагает набор персонажей и ситуаций как новую игровую среду для потребителя. И нередко приобрести товар означает для потребителя надеть маску этого персонажа. Тем самым, в рекламе товар выводится за рамки обыденной ситуации производства и купли-продажи. Реклама подчиняется определенным правилам, которые принимают обе играющие стороны - рекламист и потенциальный покупатель. Самое главное из этих правил состоит в том, что недостатки товара игнорируются, а его достоинства всячески преувеличиваются или даже конструируются из ничего. Для рекламы создано особое пространство и время, ограниченное рамками рекламной кампании и местом, отводимым под рекламу. Выход рекламных приемов за рамки очерченного "игрового пространства" (например перенесение рекламных материалов в редакционную часть СМИ) называется скрытой рекламой и признается юридически недопустимым.
И, наконец, принцип повторов - один из важнейших принципов рекламы, который находит выражение не только в многократной демонстрации рекламной продукции, но и при создании самого рекламного сообщения (внутритекстовые информационные, фонетические, грамматические< повторы, дублирование текстовой и визуальной составляющей рекламного сообщения).

Итак, реклама как особый вид деятельности в значительной мере имеет игровую основу. Неслучайно и то, что реклама сопровождается акциями Sales promotion, к числу которых в частности относятся конкурсы, лотереи, розыгрыши призов, игровая основа которых очевидна.
Мы остановимся на игровых приемах, используемых в рекламном тексте, т.е. на разнообразных приемах языковой игры. Разумеется, они встречаются далеко не в каждом рекламном тексте, но вместе с тем верно и то, что рекламная коммуникация - одна из сфер, в которой языковая игра используется наиболее активно.

21.НЛП. Основные подходы и история. В начале 70-х гг. будущий создать НЛП, Ричард Бэндлер, решает изучать психологию. После тщательного ознакомления с методами работы ведущих терапевтов, он открыл для себя, что, если в точности воспроизводить шаблоны их поведения, можно достичь подобных результатов в собственной работе с людьми. Это открытие стало основой революционного подхода в НЛП, названного Копированием Человеческого Совершенства. Позднее Ричард познакомился доктором Джоном Гриндером, экстраординарным профессором кафедры лингвистики. Развитие карьеры Гриндера происходило так же необычно, как и у Ричарда. Его искусство быстрого овладения языками, усвоения произношения и культурных традиций усовершенствовалось во время пребывания в Войсках Специального назначения США в Европе в 60-е годы и позднее когда он был одним из сотрудников работающей в Европе разведки. Его увлечение психологией отвечало главной цели лингвистики - открытию скрытой грамматики мышления и действия.

Обнаружив общность интересов, ученые решили объединить свои знания в области информатики и лингвистики с искусством копирования невербальных поведенческих единиц, чтобы развить новый "язык изменений".
Сначала, по вторникам Бэндлер проводил занятия по гештальт-терапии для студенческих групп и местных жителейТакжеГриндер проводил занятия, используя вербальные и невербальные модели доктора Перлза, подсмотренные и подслушанные им у Ричарда. Постепенно они начинали опускать поведенческие элементы,, пока не дошли до основной сути техник Перлза, - того, что отличало его от других, менее эффек-тивных терапевтов. Они открыли метод Копирования Человеческого Совершенства.

Когда Бэндлер и Гриндер начали изучать, случаи с людьми, обремененными различными проблемами, было замечено, что все, кто страдает какой-либо фобией, ведут себя так, как будто то, чего они боятся, происходит с ними именно в эту минуту. В то же время те, кому, удается преодолеть свой страх, вспоминают о пережитом так, как если бы они наблюдали за кем-то иным, - что-то сродни наблюдению издалека. Таким образом было совершено принципиальное открытие НЛП. То, как люди думают о чем-то, решительным образом изменяет то, как они будут это переживать.
НЛП (Нейролингвистическое программирование) - сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного набора поведенческих патернов, то есть свободой выбора ответных реакций.

НЛП - брэнд и направление в практической психологии со своей историей, персонами, языком, методиками и традициями. О названии смотри НЛП: название и история

Особенности НЛП

Основные черты и особенности НЛП:

НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге, продажах и т.д.

В любой области НЛП в первую очередь моделирует мастерство, детально изучая структуру поведения (в том числе внутреннего поведения) уже успешных людей. В области психотерапии НЛП моделирует работу успешных психотерапевтов, в области рекламы - моделирует работу рекламистов, получающих стабильный результат.

НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом клиента, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. Подробнее смотри Идеи и подход НЛП

НЛП ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Не почему, а КАК. НЛП интересуется теориями ровно настолько, насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него - не истина, а только рабочие модели. Не более, чем рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда. Дело только в том, что это работает». Задача НЛП - реальные личностные изменения.

НЛП в первую очередь технология, прежде всего - инструментальный, а не ценностный подход. НЛП не рассказывает, как жить правильно, не решает вопросы смысла жизни или переустройства общества. Клиенты приходят со своими проблемами - НЛП переформулирует это в задачи и помогает в решении, отсекая только неэкологичные варианты.

В НЛП вообще нет понятия «правильного человека», при чем как на уровне ценностей, так и на уровне поведенческих стратегий. В НЛП не используется понятия «поведение правильно» или «неадаптивное поведение». Есть поведение более или менее подходящее подконтекст. И задача - дать возможность человеку подобрать более подходящее (эффективное, экологичное, надежное, доступное). При этом можно в большей степени фокусироваться на нежелательном поведении и его коррекции, так и на новых выборах поведения. Вопрос только в наиболее подходящем варианте для данного человека в данном контексте.

Подробнее об особенностях НЛП смотри НЛП среди других направлений практической психологии.

По поводу НЛП много мифов и заблуждений. Смотри статью Коллекция заблуждений относительно НЛП

Техники НЛП

Как совокупность психологических техник, НЛП:

работает как с бессознательным, так и с сознанием; много и подробно работает со структурой субъективного опыта;

использует сенсорно-обоснованное описание субъективного опыта.

опирается на сенсорно очевидные признаки при коммуникации и изменении;

обращает большее внимание на форму, а не на содержание;

использует преимущественно трансовое (измененнное) состояние психики клиента во время реализации своих техник.

использует пошаговое описание процедур изменения. НЛП во многом - язык конкретного описания. Оно отличается «техничной» терминологией в противовес принятой в большинстве ранних психологических школ «абстрактной» манере.

ищет и разрабатывает преимущественно быстро работающие техники.

Приемы НЛП

Существует исторически сложившееся поле, которые по традиции считается полем НЛП. Глазодвигательные реакции, нейрологические уровни, договор с бессознательным, рефрейминг, якорение - когда специалисты это слышат, они уверенно говорят: «Это НЛП».

Основным принципом НЛП является рефрейминг, используемый для прямой коммуникации со структурами, обеспечивающими функционирование за пределами сознания. Якорение (анкеровка) — другая методика НЛП, используемая для связывания — на некогнитивном уровне — приятного чувства от воспоминания прошлого приятного события с воспоминаниями, всегда сопровождавшимися неприятными чувствами. Действуя совместно, рефрейминг и анкеровка могут вызывать приятные воспоминания и чувства в данный момент. При психотерапевтическом применении НЛП обеспечивает излечение большинства фобий и иррациональных мыслей в течение 5 мин. НЛП прямо обучает людей за несколько сеансов, как использовать свои ресурсы более удовлетворительным образом.

 

22. Мифология праздника и карнавальная культура. Праздник — одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. Различаются великие, большие и малые ПРАЗДНИКИ. К первым относятся Рождество, Пасха и Троица, празднуемые несколько дней; ко вторым— остальные «годовые» (двунадесятые) ПРАЗДНИКИ - Благовещение. Крещение, Успение и т.д.. к третьим — прочие.

ПРАЗДНИКИ отличаются от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает в силу накануне ПРАЗДНИКА, после захода солнца. Нарушение запрета грозит, по народным верованиям, разного рода несчастьями и прежде всего — неблагополучными родами и неблагополучием домашнего скота и приплода. В Полесье считали, что калеки рождаются в семьях, где, вопреки запрету, работали в праздник. Сербы верили, что пренебрежение таким праздником, как Русальный четверг (четверг после Троицы), грозит разливом реки и наводнением. Особенно опасными были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу. В некоторые ПРАЗДНИКИ запрещалось даже топить печь, готовить пищу и исполнять другую домашнюю работу. На Черниговщине в «великие» ПРАЗДНИКИ не мели хату; повсюду в ПРАЗДНИК остерегались одалживать что - либо из дома. У болгар Пиринского края накануне крупных ПРАЗДНИКОВ запрещались супружеские сношения.

Будучи христианским по составу ПРАЗДНИКОВ, народный календарь сохраняет дохристианское мифологическое понимание ПРАЗДНИК. Названия праздников нередко включают эпитеты, не имеющие ничего общего с христианским содержанием. ПРАЗДНИКИ (и дни) могут быть «святыми, светлыми, чистыми, благими», с одной стороны, и «злыми, потными, вредными, некрещеными, страшными, тяжелыми, кривыми, пустыми, напрасными, никакими»

Для обозначений ПРАЗДНИКОВ широко используются цвета: дни бывают белыми, красными, черными, зелеными, пестрыми; символы, связанные с растениями: ср. Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница и т.п.; бывают также дни,

В толковании и оценке ПРАЗДНИКОВ также проступает языческая основа народного календаря. Даже крупные церковные ПРАЗДНИКИ могут в народном восприятии утрачивать свое содержание, исконный смысл. Так, к Благовещению у восточных и южных славян приурочены языческие по своему характеру обряды встречи весны и обряды очистительного характера, совершаемые с целью защиты от змей, насекомых, сорняков и т. п. «Благая весть» понимается как весть о наступлении весны, пробуждении земли от зимнего сна. Обрядность и фольклор праздника Рождества, хотя его христианский смысл, безусловно, не утрачен, включают элементы, совершенно чуждые этому смыслу,— элементы, связанные с культом предков.

Карнава́л (от итал. carnevale — карнавал, из лат. carnem levāre — убрать мясо) — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Аналогичен славянской Масленице. Распространен в католических странах и восходит к языческим обычаям Римской империи. По времени обычно предшествует Великому посту, откуда и происходит название. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городскиекупеческие корпорации. Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции —виноделов. Самый знаменитый карнавал в мире проводится в Рио-де-Жанейро. На этот праздник в Бразилию съезжаются туристы со всего мира.

 


23. Мифы о курении. История курения.
Миф о курении 1. Самое вредное в сигарете — это никотин
Миф о курении 2. Сигары и трубки курить безопаснее, поскольку ими не затягиваются
Миф о курении 3. Курение успокаивает нервы и спасает от стрессов
Миф о курении 4. Облегченные сигареты не так вредны, как обычные
Миф о курении 5. Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру
Миф о курении 6. Курение способствует концентрации внимания
Миф о курении 7. Бросить курить, постепенно уменьшая дозу никотина, невозможно

 

Первое документальное упоминание курения датируется учёными приблизительно X веком до нашей эры - это найденные в древних храмах Центральной Америки изображения людей, вдыхающих дым тлеющих растений. Т абак получил особенную популярность: его жевали, заваривали, настаивали и поджигали… и вот тут были ограничения. Культ язычества - культ огня и солнца самый популярное явление того времени. Вулканы, так же были объектами поклонения, в этой связи. И подобный культ позволял курить табак только приближённым к Богам (шаманам, вождям). Курение служило исключительно атрибутом ритуальных действий, помогающих освободить сознание шамана и достигнуть особого состояния духа. В этот период произошла градация способов курения: в Северной Америке появились и стали очень популярными трубки, тогда как в Южной Америке больший успех имели скрученные из цельных табачных листьев сигары. Табак приобретал популярность очень быстро, не смотря на то, что инквизиция уже успела бросить на него свой строгий взгляд. Его жевали, курили, нюхали, прикладывали к больным местам, дарили монархам и расплачивались им на рынках…
В середине XVI в. табак «Шагает» по Западной Европе и Турции, где великолепно себя чувствует и дает огромные урожаи. В XVII в. он открывает двери в Японию, Китай и другие страны Азии. К концу XVIII в. весь мир был табакотизирован на 100%

Нюханье табака так же стало популярным. Табак считался лекарством от разных болезней. Его не только нюхали, но также жевали и курили. Но были и ярые его противники.

Сто с небольшим лет спустя после открытия Америки табак уже выращивала вся Европа. Благодаря расширению международной торговли, табак проник в Сибирь и в остававшиеся до этого незнакомыми с табаком страны Азии. Одной из причин столь молниеносного распространения курения табака стало глубокое убеждение людей в его целебных свойствах.

24.Современные суеверия. Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил.

В современном мире, таком циничном и реалистичном, как ни странно есть место для суеверий. Суеверия – это способ сложить свои беды на кого-то. Будь это черная кошка, перебежашая дорогу, женщина с пустым ведром или разбившееся зеркало

По мнению некоторых психологов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях.

Следуя теории А. Маслоу, можно сказать, что суеверия как стереотипные, привычные способы решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом перед неизвестностью и неопределенностью и таким образом способствуют его адаптации к статичным и повторяющимся явлениям. При этом суеверия препятствуют преобразованию и развитию окружающего мира, креативности и изобретательности. Суеверия как аффективное явление мешают реализации познавательных и творческих возможностей индивида, одновременно обеспечивая ему безопасность, защиту, привычность; творческое мышление освобождает человека от тревоги перед неизвестным, от влияния прошлого, обычаев и условностей.

Практически все, что относится к суевериям, не поддается объяснению. Не потому, что это так загадочно и неопознано, а просто потому, что «так надо» и «так принято». Кем? Когда? И почему? Никому не понятно. Человек слышит очередное «нельзя» в виде «нельзя отказывать беременным в просьбах», «черная кошка приносит несчастье», «не сиди на столе», «не ешь с ножа» и получает заранее продуманную кем-то программу его же собственных действий. Но ведь психологический феномен заключается именно в том, что ожидания реализации пророчества во многом определяют характер действий личности и восприятие реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. То есть то, чего мы ждем или опасаемся рано или поздно произойдет.

 

25.Структура и семиотика гаданий. Гадания - один из самых популярных жанров фольклора.Гадание - это комплекс обрядовых действий, совершаемых с целью выяснения неизвестных фактов будущего, настоящего или прошлого. Структура гадания складывается из трех основных компонентов: 1) совершение обрядового действия – 2) получение информации – 3) расшифровка информации, – а в традиционных народных гаданиях, рассматриваемых как «форма контактов с потусторонним прорицателем», может присутствовать еще и четвертый компонент: прекращение контакта с нечистой силой.

Гадания относятся к темам, которые не могут быть объяснены с научной точки зрения. По этой причине, гадания причисляют также к так называемым "псевдонаукам". Гадания описывают возможность прогнозировать на базе реальных фактов и с использованием различных вспомогательных средств события будущего.

Обращения в будущее и потребность в этом имеют историю не в одно тысячелетие. Методы и возможности, которые можно для этого использовать, за последние 10.000 лет претерпели значительные изменения. В начальной стадии гаданий существовали, например, чтение по костям, чтение по руке или чтение по дыму и огню. В наше же время в большей мере используют раскладывание карт, маятник, кристаллический шар или даже гадание на кофейной гуще. При этом раскладывание карт твердо занимает первое место по популярности среди методов гадания.

Что касается раскладки карт, то существует множество методов, используемых на практике для проведения гадания. Кто не слышал такого названия, как таро или, например, скат. Оба вида колод разительно отличаются друг от друга. Карты для ската - это игральные карты, которые используют для гаданий более традиционным способом, чем таро. А вот картами таро играть нельзя – эти карты существуют исключительно для гадания.

Каждая карта в колоде имеет свое собственное значение. Это значение затем может переноситься на определенную ситуацию, в результате чего делается определенный прогноз на будущее. Кроме всего прочего, гадание ставит перед собой цель помочь жаждущим совета там, где он сам никак не может себе помочь. Нередко гадание и его методы воспринимаются с большим скепсисом.

 

26. Мифология семьи. Петр и Февронья Муромские, семейная пара, которую нам преподносят как пример любви и верности, на самом деле были те еще кадры. Февронья угрозами загоняла кавалера под венец, а он, бедняга, бегал от нее, как заяц. Одобрено предложение о введении нового государственного праздника в честь Муромских князя Петра и княгини Февроньи – День семьи, любви и верности. Семья является наивысшим фактором в формировании человека. Она или раскроет все заложенные в нем способности или же изуродует его, сделав ни к чему не пригодным. Общество, пренебрегающее семьей, терпит непоправимый ущерб, и, если это происходит в течение продолжительного времени, то рано или поздно, такое общество вообще прекратит свое существование, как это уже не раз случалось со многими древними цивилизациями.

Date: 2015-11-13; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию