Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения
Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2,12).
Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.
Таблица 2.11
Этиология (причины)
| Дизартрия III степени (легкая)
| Дизартрия II степени (средней тяжести)
| Дизартрия 1 степени (тяжелая)
| Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины
| Одностороннее поражение моры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.)
| При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга
| Неврологический статус
| 1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх.
2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка.
3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения
| 1. Недостаточность кинетического праксиса.
2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи.
3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов.
4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностика
| 1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений.
2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных
| Речевой статус
| Нарушаются темп, плавность речи.
| Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность.
| Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.
| Произношение замедленное.
| Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны.
| Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч= ТЬШ.
| Какуминальные согласные: Ш, Ж,Р – отсутствуют уют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, Д, Н.
| Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч, Ц).
| Щелевые звуки заменяются на смычные: С = Г, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются.
| Часто страдает Л, ЛЬ
| Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной
| Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных
|
Таблица 2.12
Черепно-мозговые нервы
| Дизартрия III степени, легкая
| Дизартрия» степени, средняя
| Дизартрия I степени, тяжелая
| III, IV, VI пары ч.м.н. - глазодвигательный, блоковый, отводящий
| Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина - парез
| Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина - парез
| Наблюдается двустороннее сходящееся косоглазие. Зрачковая реакция недостаточная.
Явный птоз. Причины - паралич.
| V пapa ч.м.н. - тройничный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры
| Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет
| Акт жевания и глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться
| Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу
| VII пара ч.м.н. - лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи
| Отмечается сглаженность носогубных складок, реже одной. Произвольные движения смазаны. Артикуляция вялая
| Артикуляция чрезмерно вялая. Носогубные складки отсутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще слева). Легкая асимметрия лица
| Лицевая мускулатура практически неподвижна. Лицо маскообразное. Стойкая асимметрия лица, губ, парез круговой мышцы, в результате рот в покое приоткрыт
| IX пара ч.м.н. - языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, корень языка частично - голосовые связки, надгортанник
| Точные движения языка затруднены,
Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая
| Голосоподача жесткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония.
Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы.
| Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина - неравномерность смыкания голосовых связок.
Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия
| XII пара ч.м.н. - подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка
| Язык по средней линии симметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость
Цианичность языка
| Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен.
Отмечается девиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка - призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму звуков
| Язык массивный, толстый, колообразный; подвижность затруднена, ребенок «еле ворочает языком», «говорит, будто каша во рту».
Возможна атрофия языка, стойкая асимметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делают речь невозможной
|
Date: 2015-12-11; view: 334; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|