Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения





Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2,12).

Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.

 

Таблица 2.11

Этиология (причины) Дизартрия III степени (легкая) Дизартрия II степени (средней тяжести) Дизартрия 1 степени (тяжелая)
Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины Одностороннее поражение моры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.) При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга
Неврологический статус 1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения 1. Недостаточность кинетического праксиса. 2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностика 1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных
Речевой статус Нарушаются темп, плавность речи. Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.
Произношение замедленное. Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны. Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч= ТЬШ.
Какуминальные согласные: Ш, Ж,Р – отсутствуют уют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, Д, Н. Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч, Ц).   Щелевые звуки заменяются на смычные: С = Г, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются.
Часто страдает Л, ЛЬ Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных

Таблица 2.12

Черепно-мозговые нервы Дизартрия III степени, легкая Дизартрия» степени, средняя Дизартрия I степени, тяжелая
III, IV, VI пары ч.м.н. - глазодвигательный, блоковый, отводящий Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина - парез Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина - парез Наблюдается двустороннее сходящееся косоглазие. Зрачковая реакция недостаточная. Явный птоз. Причины - паралич.
V пapa ч.м.н. - тройничный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет Акт жевания и глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу
VII пара ч.м.н. - лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи Отмечается сглаженность носогубных складок, реже одной. Произвольные движения смазаны. Артикуляция вялая Артикуляция чрезмерно вялая. Носогубные складки отсутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще слева). Легкая асимметрия лица Лицевая мускулатура практически неподвижна. Лицо маскообразное. Стойкая асимметрия лица, губ, парез круговой мышцы, в результате рот в покое приоткрыт
IX пара ч.м.н. - языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, корень языка частично - голосовые связки, надгортанник Точные движения языка затруднены, Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая Голосоподача жесткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония. Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы. Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина - неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия
XII пара ч.м.н. - подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка Язык по средней линии симметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость Цианичность языка Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен. Отмечается девиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка - призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму звуков Язык массивный, толстый, колообразный; подвижность затруднена, ребенок «еле ворочает языком», «говорит, будто каша во рту». Возможна атрофия языка, стойкая асимметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делают речь невозможной

 








Date: 2015-12-11; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию