Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор и разработка маршрута





После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными похода­ми по родному краю. Для начала можно воспользоваться спе­циальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или менее систематически выпускают подобную литературу. В качестве примера можно указать книгу «Туристское Подмосковье», которую подготови­ли мастера спорта Б. Мясоедов и Т. Пахомова (М., Физкуль­тура и спорт, 1972) См. список литературы на с. 203—201.

Хороший перечень литературы опубли­кован в «Книжном обозрении» № 26 за 22 июня 1979 г.

Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендован­ные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.

По мере того как руководитель и ребята будут накапливать опыт, у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов, затем они посте­пенно переходят к самостоятельному составлению маршрутов. Большую помощь в этом деле оказывают станции юных тури­стов, Дома пионеров, клубы туристов, где можно получить лите­ратуру, консультации и, главное, картографический материал.

После нескольких многодневных походов по родному краю можно переходить к походам по другим районам страны. Под­готовка такого маршрута — дело более сложное.

Знакомство с предполагаемым районом путешествия начи­нается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристской. Помимо упомянутых выше путеводителей, рассчи­танных на путешествия по родному краю, наши издательства выпускают довольно много всевозможных книг, справочников, альманахов, сборников, туристских карт и маршрутных схем с подробными комментариями. Систематически публикует соот­ветствующие материалы ежемесячный журнал «Турист». Изда­тельство «Физкультура и спорт» выпустило серию книг «По родным просторам». Ряд книг этой серии посвящен путешествиям по труднодоступным районам страны, но некоторые, как, например, «Водные маршруты Украины» (М., 1968), «На бай­дарках по Подмосковью» (М., 1967), «Мещерский край» (М., 1970), «Туристские маршруты Башкирии» (М., 1972), могут быть рекомендованы юным туристам. Многие из таких книг перечислены в уже упомянутом «Книжном обозрении». Другие можно найти в районных и городских библиотеках или в клубах туристов и станциях юных туристов.

Помимо специальной туристской литературы, много полез­ных сведений можно найти в справочной литературе общего назначения. Таковы железнодорожные путеводители Москва — Крым, Москва—Владивосток, Москва—Ленинград—Мур­манск и др.; путеводители по водным путям: по Волге, Волго-Балту, Оке. Имеются путеводители по автомагистралям, на­пример Москва — Ялта или Москва — Брест. Издательство «Искусство» выпустило две серии книг, посвященных описанию исторических и архитектурных памятников разных районов страны. Сообразно внешнему оформлению этих серий одна по­лучила в обиходе название «белой», а другая — «желтой серии». Книги, как белой серии, так и желтой с благодарностью ис­пользуются туристами. Ну а литературы, выпущенной област­ными и республиканскими изданиями, имеется очень много.

Не должны туристы пренебрегать и узкоспециальной, в пер­вую очередь географической, литературой. Правда, эта лите­ратура отличается трудным для юных туристов языком, но зато она подчас содержит много данных, которых больше ни­где не найти. Для использования такой литературы нужна оп­ределенная географическая культура. Найдя, например, в ли­тературе указание, что годовое количество осадков составляет 380 мм, юный турист в большинстве случаев не понимает, мно­го это или мало. Ну, что ж, лишний раз бывает не вредно за­глянуть в справочник, энциклопедию или учебник, обратиться с вопросом к учителю в школе.

Иногда полезно также обратиться в научно-исследователь­ские институты, краеведческие, и другие музеи. Найти в этих организациях людей, которые бывали в интересующих вас краях и готовы дать самую подробную консультацию, не так уж сложно.

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешест­вия начинают постепенно вырисовываться несколько возмож­ных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Марш­рут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных пе­реходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дне­вок, если надо, проведения исследовательских работ и экскур­сий, места, где будет пополняться запас продуктов, разраба­тываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно изме­ренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.

Очень полезно бывает на этом этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы сель­ских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие орга­низации, где работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в по­следние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на бланке учреждения, проводящего поход (школы, Дома пио­неров и т. д.), и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько орга­низаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.

После того как все это проделано, на отдельном листе со­ставляется график движения примерно по такой схеме:

 

День пути Дата Маршрут Километраж Примечание

 

Полезно также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой кар­ту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в походе надо по карте, а так как ни в Доме пионеров, ни на детской туристско-экскурсионной станции, ни в клубе туристов вам карту с собой не дадут; надо будет тщательно скопировать ее на кальку. Копировать надо достаточно широкую полосу — хотя бы по 15 км в обе сто­роны от намеченного пути, а не только узкую ленточку мар­шрута.

График движения не всегда стоит детализировать с точ­ностью до дня. Вполне возможно включение в него участков, на прохождение которых запланировано 2—3 дня. И вообще соблюдение графика не должно становиться самоцелью в по­ходе. Это лишь предварительный план, в который по ходу путешествия всегда вносятся какие-то коррективы. Главное — ­выполнить цель похода. То же самое можно сказать и про на­меченные дневки. Дневки надо устраивать, тогда, когда возни­кает в них необходимость, а не ради соблюдения графика дви­жения. Чаще всего потребность в первой дневке возникает после 2—3 дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а участники похода не вошли в форму. Когда назначить дневку — после двух, трех или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состояния группы. Вот почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в график, а просто резервируют несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предус­матриваются как резерв времени на случай непредвиденных задержек. Вообще, если позволяет время, дневки можно де­лать каждые 3—4 дня.

После того как проект похода разработан полностью, надо его утвердить и получить маршрутный документ.

Порядок утверждения и выдачи маршрутной документации периодически пересматривается и уточняется. Поэтому, прежде всего, читателю следует поинтересоваться, не изменилась ли та инструкция, которой руководствовался автор, готовя книгу. Ко времени сдачи в печать настоящей книги порядок оформления определялся «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися об­щеобразовательных школ», утвержденной приказом по Мини­стерству просвещения СССР № 38 от 12 апреля 1974 г. Там вся процедура оформления изложена очень подробно, ею и надлежит руководствоваться в своей работе. Ниже приводят­ся лишь некоторые основные моменты ее для предварительной ориентировки.

Прежде всего, все материалы похода (схема маршрута, гра­фик движения, список участников с визами врача или меди­цинскими справками, списки личного и общественного снаря­жения, продовольственный рацион и смета) утверждаются администрацией учреждения, проводящего данный турпоход: если поход организован школьной секцией туризма — директором школы, если кружком при Доме пионеров— директором Дома пионеров и т. д. Для многодневных путешествий все эти ма­териалы, к которым добавляется приказ директора школы (Дома пионеров) о проведении данного похода и назначении руководителя похода и его заместителя, представляются в РОНО или ГоРОНО.

Удобной формой оформления таких материалов являются так называемые заявочные книжки. В них предусмотрены все необходимые разделы и графы, которые остается только за­полнить и заверить печатью. Обычно заявочную книжку мож­но получить на станции юных туристов, в маршрутной комис­сии, в туристском клубе, словом, в любой организации, свя­занной с организацией самодеятельного туризма.

Разрешение на выход группы на маршрут РОНО (или ГоРОНО) дает после согласования с соответствующим комитетом ВЛКСМ и утверждения похода в маршрутной комиссии. Эта комиссия проверит, насколько удачно составлен план похода, даст необходимые рекомендации, если надо, внесет какие-то уточнения. Кроме этого, на маршрутной комиссии будут опре­делены контрольные пункты и сроки.

Что это такое? В туризме принято, чтобы всякая группа, отправившаяся в сколько-нибудь продолжительное путешест­вие, периодически сообщала о себе с маршрута. Для этого при утверждении похода определяются пункты, откуда группа даст о себе знать, и сроки, в которые это надо сделать. Они-то и носят название контрольных пунктов и контрольных сроков. Обычно группа сообщает о себе телеграммой при выходе на маршрут, один-два раза в продолжение похода и, наконец, по завершении похода. Группа, вовремя не известившая о се­бе, считается терпящей бедствие: принимаются незамедлитель­ные меры по отысканию ее и оказанию помощи. У взрослых туристов своевременная отправка таких извещений — святое дело. Они хорошо понимают, что значит вызвать на себя по­исковые и спасательные работы, не вызванные обстановкой. К туристам, не давшим знать о себе по небрежности, прини­маются самые строгие меры: их дисквалифицируют, на них воз­лагают стоимость напрасно проведенных поисков и т. д. Ува­жительное отношение к соблюдению контрольных сроков не­обходимо воспитывать с первых шагов на туристской тропе. Пусть юные туристы, как правило, путешествуют по достаточ­но населенным районам, где нет сколько-нибудь опасных есте­ственных препятствий. Тем не менее, отсутствие предусмотрен­ных сообщений с маршрута вызывает лишние волнения у ро­дителей и организаторов похода. Руководителям групп и са­мим юным туристам следует помнить об этом и неукоснитель­но соблюдать контрольные сроки.

В завершение процедуры оформления группа получаетнаруки путевой документ. Обычно путевым документом турист­ской группы, как для взрослых, так и для ребят является маршрутная книжка. В нее вносятся сведения о маршруте и об участниках группы, указываются контрольные пункты и сроки. В ней же делаются отметки о прохождении маршрута. Эти отметки можно сделать в любом местном учреждении —­ на почте, в школе и т. д. Важно только, чтобы они были за­верены печатями. По окончании похода маршрутная книжка служит документом, подтверждающим, что участники похода действительно совершили данное путешествие. На непродол­жительные походы (до трех дней) или походы, оказывающиеся ниже I категории сложности, выдается упрощенный вариант маршрутной книжки — маршрутный лист. Помните, что другие документы (экспедиционное удостоверение, экскурсионная пу­тевка, командировочное удостоверение руководителя группы и его заместителя) не заменяют маршрутной книжки или маршрутного листа.

Несколько слов об этих и других документах, которые мо­гут тоже понадобиться группе.

Если в походе предусматривается выполнение какого-либо задания научного или краеведческого характера, тотакаягруппа, помимо маршрутных документов, получает еще экспедиционное удостоверение. Организация, поручившая такое задание юным туристам, выдает им соответствующую справку на своем бланке, а на основе этого станции юных туристов, Дома пионеров и т. д. оформляют экспедиционное удостове­рение. Это удостоверение является документом, подтверждаю­щим право группы проводить опросы населения, различные из­мерения на местности, словом, любые работы, предусмотрен­ные заданием, обращаться к разным учреждениям за содейст­вием или, напротив, с протестами, если вдруг обнаруживаются какие-то непорядки, вроде несоблюдения правил охраны при­роды, и т. п. Нередко выполнение полученного задания требует не одного, а ряда походов и требует целого сезона (а то и нескольких; вспомним упоминавшуюся в разделе «Цель похо­да» туристскую секцию, планомерно изучавшую верховья при­токов Клязьмы). Тогда на всю эту работу выдается одно экс­педиционное удостоверение, маршрутные же документы оформляются на каждый определенный маршрут.

Если поход планируется таким образом, чтобы соединить его с экскурсионной поездкой, то на эту последнюю группа по­лучает путевку. Например, после похода по Карелии предпо­лагается провести неделю в Ленинграде, чтобы осмотреть го­род и его окрестности. Или после похода на байдарках по притокам Оки группа намеревается, отправив байдарки по же­лезной дороге в Москву, еще дней десять колесить по Влади­мирской области, посетить Муром, Владимир, Суздаль, Боголюбове и другие старинные русские города. В таких случаях группа берет на эту часть путешествия специальную путевку как на самодеятельную экскурсию. Не пренебрегайте путевыми документами. Помимо того, что маршрутные листы и марш­рутные книжки по окончании похода оказываются необходимы­ми для оформления туристских значков и разрядов, практика показывает, что, имея эти документы на руках, всегда легче получить билеты, устроиться на ночлег, договориться об экс­курсии.

 

Date: 2015-12-11; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию