Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание целей и метода исследования





 

Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является тест "Подростки о родителях" (АDOR). Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.

Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие подростков родителями - эмоциональное отвержение их; директивность со стороны родителей - психологическая автономия их; последовательность - непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам РОZ - позитивный интерес, DIR - директивность, НОS - враждебность, АUТ - автономность и NED - непоследовательность.

Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Полный текст опросника и инструкции к нему содержится в Приложении.

В результате обработки первичных результатов диагностики воспринимаемый подростком стиль отношения к нему со стороны родителей описывается 5 основными результатами:

Автономность со стороны родителей (PAUT)

Директивность со стороны родителей (PDIR)

Враждебность со стороны родителей (PHOS)

Непоследовательность со стороны родителей (PNED)

Позитивный интерес со стороны матери (PРОZ)

Критерием выраженности определенного стиля взаимоотношений является результат в 3 балла, результат ниже 3-х баллов означает недостаточную выраженность данного стиля, результат выше 3-х баллов - чрезмерную выраженность данного стиля отношений.

Представляет интерес и показатели отношения DIR/POZ и POZ/НОZ со стороны родителей. Первый показатель отражает степень контроля за поведением подростка со стороны родителей и соответственно, степень самостоятельности и осознаваемой свободы подростков. Второй показатель отражает степень эмоционального принятия подростка родителями и. соответственно, уровень его психологического комфорта и чувства безопасности в семье.

Под принятием (позитивным интересом) понимается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка.

Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях - враждебность.

Директивность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так и в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции.

Под автономностью родителей понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения.

Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и, наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его.

Таким образом, АDOR как психодиагностический метод дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения и воспитания.

В нашем случае данные, полученные с помощью опросника АDOR, могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями в том виде, как видят ее подростки. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями.

Результаты исследования детско-родительских отношений

Всего в исследовании приняли участие 28 подростков обоего пола в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-ых классов школы №3 г. Бреста. Из всех результатов была составлена репрезентативная выборка, отражающая общую картину по всему полученному массиву данных. Выборка насчитывала 20 подростков обоего пола (10 мальчиков и 10 девочек).

Обработка результатов осуществлялся методом выбора из 50 вопросов тех, которые определяют степень автономности, непосредственности, директивности, враждебности и позитивного интереса родителей по отношению к подросткам. Сводная таблица разновидностей родительских отношений и соответствующим им номерам вопросов опросника приведена в таблице 2.

В каждом бланке была подсчитана сумма обведенных кружком значений, соответствующих определенной разновидности отношений родителей к детям. Суммы значений для каждого бланка ответов приведены в таблице 3.

По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки о родителях" оказались следующими:

родитель ребенок взаимодействие семья

Таблица 1

  Название фактора Среднее значение
1. Автономность (PAUT) 1.20
2. Непоследовательность (PNED) 1.10
3. Директивность (PDIR) 1.01
4. Враждебность (PHOS) 0.53
5. Позитивный интерес (PPOZ) 1.35

 

Как видно из приведенных результатов, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.

Такие результаты характеризуют общую картину восприятия подростками своих взаимоотношений с родителями следующим образом.

Позитивный интерес родителей в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения родителей и подростков в семьях варьируют от излишней заботы до безразличия. Этим объясняется непоследовательность воспитательной тактики родителей: в "благополучные" периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля, степень интереса как к личности со стороны родителей невысокая. В "неблагополучные" периоды все изменяется - вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают "исправить" положение: возрастает контроль, строгость.

Средние значения показателей отношения DIR/AUT и POZ/HOS соответственно следующие:


Таблица 2

  Показатель Среднее значение
1. PDIR/PAUT 0.84
2. PPOZ/PHOS 2.55

 

Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности со стороны родителей. На это указывают как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения PDIR/PAUT: они демонстрируют преобладание автономности над контролем.

Соотношение показателей враждебности и позитивного интереса со стороны родителей приближается к трем, что говорит о том, что с точки зрения подростков родители положительно относятся к своим детям, имеют выраженный искренний, безоценочный интерес к ним.

Значительное преобладание позитивного интереса к детям над враждебностью означает, что, несмотря на значительную занятость родителей, дети не остаются без их внимания, заботятся об успешности и результатах своих детей, предполагая, что высокая результативность в учебе и соответствие их требованиям обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь.

Из всей обследуемой нами выборки 15% подростков оценивают отношение со стороны своих родителей как частично враждебное: (показатели и PHOS, и PHOZ выше 1 балла). С другой стороны подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие недостаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS ниже 1 балла) насчитывается 15%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие достаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS выше 2,5 балла) - 50%.

Самую меньшую разницу средних значений имеют показатели автономности и непоследовательности (PAUT - PNED=0,1). Это объясняется тем, что непоследовательность отношений родителей к детям является причиной автономного отношения. Родители не знают особенностей своих детей и пытаются пробовать различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую директивность и эмоциональное отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем большую непоследовательность их поступков и отношений они отмечают.

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность.

Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:

1. Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях.

2. Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира.

3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

Результаты теста позволяют сделать вывод о малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.


Date: 2015-12-10; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию