Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности несовершеннолетних

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, органы внутренних дел.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и пути их решения в предупреждении преступности несовершеннолетних органами внутренних дел.

Keywords: crime, minors, police.

Abstract: The article deals with the problems and solutions in the prevention of juvenile crime by the police.

Предупреждение преступности несовершеннолетних в связи с усилением целого ряда негативных тенденций в экономической, социально-политической, правовой, культурной, семейно-бытовой и других сферах жизни нашего общества стало наиболее актуальной и острой в последнее время. Чтобы правильно обозначить и решить эту проблему необходимо рассмотреть ее с точки зрения государственной политики.

Для решения данной проблемы необходимо прежде всего повысить уровень жизни населения: чтобы все могли пользоваться благами современной культуры общества. Роль семьи в стране должна быть более значимой и важной. Надо не только пропагандировать семейные ценности, но и закрепить на правовом уровне статус семьи, защиту семьи. Необходимо не только разрабатывать различные программы на государственном уровне, стимулирующие к созданию семьи, но и внедрять их. Особое внимание следует уделять системе образования и воспитания детей и подростков в учебных заведениях. их времяпрепровождению в свободное от учебы и работы время: разработать на государственном уровне программы по обеспечению несовершеннолетних полезным досугом, пропагандировать здоровый образ жизни. Необходимо предотвратить насилие негативного информационного материала через средства массовой информации, который отрицательным образом оказывает влияние на формирование психики и отношения к жизни подростков.

Чтобы решить эти проблемы необходимо создать комплекс мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в именно:

- создать условия для снижения безнадзорности несовершеннолетних;

- сократить число правонарушений со стороны несовершеннолетних;

- создать сеть учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснастить эти учреждения всем необходимым оборудованием и техникой;

- разработать и провести научные исследования по проблемам совершенствования методов профилактической работы с подростками-правонарушителями и их экспериментальная апробация;

- организовать переподготовку специалистов по работе с социально-неблагополучными семьями, безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями.

Для решения этих задач необходимо знать основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. В предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

- ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

- воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

- непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

- воздействие на группы с антиобщественной направленностью, пособные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.

В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии; когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается в своевременной постановке “диагноза”, наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития­­.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

- тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;

- определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;

- выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

- выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

- изучать личности этих подростков;

- определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

- исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;

- осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

- периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:

- подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);

- несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;

- вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;

- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:

- освобожденных из воспитательных колоний.

Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и по горизонтали, а также со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.

Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих э его психической неполноценности.

Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса - создание психолого-педагогических центров. Таким образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и право­вых знаний, организаторских способностей, настойчивости. “Успешность этой работы будет достигнута тогда, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление н разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы”.5 Как и любой вид деятельности,­ предупреждение преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В литературе в­ числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы­.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Главное - своевременность. Это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.

Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Это - довольно сложный и противоречивый процесс. В связи с этим Б.С.Утевский писал: “Колония, тюрьма - самое неблагоприятное место для воспитательной работы... Принуждение - не самый лучший метод воспитания... Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного, закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не встанет новый человек”. Однако необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.

Таким образом, можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.

Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

 

Список литературы:

1. Гаврилов С.Т. Правовая статистика: учебно-метод рекомендации / С.Т. Гаврилов, Л.Н. Виноградова, И.В. Белоусов. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008. - 35 c.

2. Криминология: учебное пособие / О.Н. Богуш Г. И., Ведерникова, М.Н. Голоднюк и др.; под ред.Н.Ф.Кузнецова. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 496 c.

3. Лелеков В.А. Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 311 c.

4. Середин А.А. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного процесса: монография / А.А. Середин. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2010. - 148 c.

5. Ювенальная юстиция: учебное пособие / С.Т. Гаврилов, С.А. Буданов. - Воронеж: АНОО ВПО ВЭПИ, 2013. - 128 c.


<== предыдущая | следующая ==>
Конституционно-правовые аспекты права обвиняемого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в обеспечении судебной защиты прав и свобод человека | В публичной сфере современного российского общества

Date: 2015-12-10; view: 1336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию