Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость изменений в системе подготовки преподавателя в условиях применения Web-технологий





Финансовый университет при Правительстве РФ

Ключевые слова: Средства ИКТ, Web-технологии, Web-ресурс, информационная коммуникационная образовательная среда.

Аннотация: Одним из приоритетных направлений в системе подготовки преподавателей является использование дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий (разработка и переконструирование образовательного Web-ресурса, создание и использование коллективных Web-ресурсов (Web 2.0, технология Wiki), самообразование).

Keywords: ICT tools, Web technology, Web resource, information and communication educational environment.

Abstract: One of the priority directions in the training of teachers is the use of didactic possibilities of ICT and Web technologies (development and preconstruction educational Web resource creation and use of a collective Web resources (Web 2.0, Wiki technology), self-education).

 

Разработка и внедрение образовательных Web-ресурсов с помощью средств ИКТ и Web-технологий в учебную деятельность является достаточно трудоемким и сложным процессом. Подавляющее большинство электронных образовательных ресурсов разработаны на основе простого переложения предметного содержания того или иного курса на цифровую основу, что приводит к неэффективному использованию дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий, которые обладают возможностями активизации познавательных и творческих способностей, индивидуализации, дифференциации и визуализации учебного процесса и т.д.

Решение данной проблемы может быть найдено в рамках внедрения в процесс подготовки преподавателя изучения дидактических возможностей Web-технологий и формирования умений пользоваться ими. Анализ современного состояния проблемы внедрения Web-технологий в образование, показал, что, несмотря на кажущуюся простоту использования и распространенность технических средств, дидактические возможности Web-технологий как технологий обучения, используются недостаточно. Исследования показывают, что разработка средств учебного, методического и справочного обеспечения высшего образования и формирования на их основе информационно-коммуникационной образовательной среды преимущественно идет на эмпирической основе, без опоры на теоретические модели личности и готовности специалиста к профессиональной деятельности. Слабая концептуальная разработанность дидактических возможностей Web-технологий все более входит в противоречие с объективными потребностями практики привести в движение и реализовать их обучающий и развивающий потенциал. Среди основных причин, затрудняющих процесс формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности на основе использования дидактических возможностей Web-технологий, по мнению исследователей, можно выделить:

1. Отсутствие стройной и завершенной теоретической базы построения систем обучения на основе дидактических возможностей Web-технологий. Недостаточную проработанность методических и организационных аспектов использования дидактических возможностей Web-технологий в учебном процессе, использование при их построении в основном эмпирического подхода.

2. Отсутствие теоретически обоснованной системы непрерывной информационной и методической подготовки специалистов.

3. Опору в процессе подготовки не на модель готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, а на содержание учебных планов и программ.

4. Тенденцию к усилению теоретической подготовки в ущерб практической и сведение теоретической подготовки к накоплению информационного фонда.

5. Недостаточное использование в процессе обучения специальных дисциплин изучающих дидактические возможности Web-технологий и связанных с ними понятий.

6. Психологическую и методическую неподготовленность большинства преподавателей высшей школы к использованию дидактических возможностей Web-технологий в качестве средств технологий обучения, обусловленную, в свою очередь, рядом причин, среди которых – естественное сопротивление человека инновациям, отсутствие навыков применения современных информационных и коммуникационных технологий, слабое представление о возможностях их использования в педагогическом процессе.

Анализ ФГОС ВПО в области педагогического образования, учебных и образовательных программ в ракурсе функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды, основанной на использовании дидактических возможностей современных информационных технологий (Web-технологий, средств ИКТ), позволил выявить ряд основных упущений в вопросе подготовки преподавателя информатики к применению дидактического потенциала Web-технологий, в том числе и для самостоятельного повышения квалификации.

Первое из них связано с неполнотой, а в каких-то случаях и полным отсутствием использования Web-технологий для разработки образовательных Web-ресурсов. Электронный образовательный ресурс, «стихийно» используемый в качестве средства обучения, как правило, не способствует достижению требуемых образовательных результатов. Связано это с тем, что преподаватель, используя не авторский образовательный ресурс, должен его сначала найти (в Web-пространстве), оценить педагогическую эффективность ресурса, адаптировать (проще создать заново, чем исправлять созданное). Не обладая компетенциями в области Web-технологий, эффективно использовать дидактические возможности образовательного Web-ресурса невозможно.

Во-вторых, эффективное использование дидактических возможностей Web-технологий, средств ИКТ возможно только в специально создаваемой информационно-коммуникационной образовательной среде, а не в существующей системе на основе применения традиционных форм, средств и методов обучения. Необходимо создать информационно-коммуникационную образовательную среду с современными дидактическими принципами функционирования всех ее компонентов для реализации специфических дидактических возможностей Web-технологий и средств ИКТ. Приведем один из примеров реализации преимуществ такой среды – проверка до начала занятия результатов освоения теории и (или) практики предыдущего занятия с помощью заранее созданного контрольно-оценочного образовательного Web-ресурса, расположенного в ИКОС (обучающиеся регистрируются в информационно-коммуникационной образовательной среде по идентификационному номеру, каждому случайным образом генерируется и выдается определённый перечень вопросов). По результатам такого рода контроля у преподавателя складывается общая картина освоенности той или иной темы до начала занятия.

Третье, все более остро обозначается проблема непрерывного обновления знаний и технологий, повышения квалификации в своей профессиональной деятельности и явно недостаточной подготовкой к профессиональному самообразованию с использованием знаний в области дидактических возможностей Web-технологий, Web-сервисов, Интернет-сервисов и навыков работы в ИКОС.

Модель деятельности современного преподавателя информатики, в которой будут устранены вышеназванные упущения, сможет соответствовать непрерывно изменяющимся требованиям к качеству профессиональной деятельности преподавателя и способствовать достижению современных образовательных результатов обучающимися.

 

Список литературы:

1. Ниматулаев, М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации: дис. … д-ра. пед. наук / М.М. Ниматулаев. – М., 2013. – 404 с.

2. Ниматулаев, М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации: автореферат дис. … д-ра. пед. наук / М.М. Ниматулаев. – М., 2013. – 47 с.

Date: 2015-12-10; view: 212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию