Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация восприятия
В основе классификации восприятий лежат различия в работе органов чувств, участвующих в процессах восприятия. Обычно восприятие осуществляется рядом взаимодействующих органов чувств. Так, осязательное восприятие создается работой двух органов чувств: тактильным и кинестезическим. Различные восприятия комбинируются при осуществлении человеком какой-либо деятельности и возникают сложные виды восприятия. Например: Чтение текста включает работу зрительных, кинестезических, слуховых восприятий Другой тип классификации восприятий опирается на формы существования материи: пространство, время, движение. Отсюда выделяются восприятие времени, пространства и движения. Типология классификации восприятия зависит от оснований (выделяемый классификационный признак), на которых они строятся. 1. Осязательное восприятие имеет две формы: простое и сложное. Осязательная чувствительность, возникающая в процессах осязательного восприятия, имеет неоднородное строение. К ней относятся наиболее простые формы поверхностной чувствительности (прикосновение, давление) и наиболее сложные формы осязательной чувствительности (локализации прикосновения, направления натяжения кожи, вкусовая чувствительность). К сложным формам относят также глубокую чувствительность, позволяющую опознать, в каком положении находится пассивно согнутая рука. Сложные формы осязательного восприятия позволяют определить форму и целостность предмета. В этом случае используются действия, позволяющие установить сразу предмет или его отдельные свойства. 2. Восприятие зрительное. Человек воспринимает посредством зрения сразу целый образ предмета, симультанно, в отличие от осязательного, который осуществляется сукцессивно, развернуто, последовательно. Зрение располагает аппаратом, который обеспечивает симультанное восприятие сложных форм предмета. Эта особенность зрительного восприятия вызвала к жизни теорию восприятия (гештальт-психология и ассоциативная психология), в соответствии с которой зрительное восприятие рассматривалось как относительно пассивная рецепторная система, в которой образ внешних форм предметов: 1) отпечатывается на сетчатке глаза, а затем без всяких изменений 2) передается сначала в подкорковые зрительные образования (внешнее, наружное коленчатое тело), а затем в затылочные отделы коры головного мозга. Но эта теория не могла объяснить подвижность, изменчивость зрительного образа, целостность его. Строение сетчатки и зрительной коры обеспечивает восприятие целостных геометрических форм или структур. Закон восприятия этими структурами объектов были исследованы и описаны немецкими психофизиологами И.Мюллером, Г.Гельмгольцем и Вертхаймером. Эти исследования показали, что зрительное восприятие является целостным, структурно организованным процессом. Были определены и описаны ряд законов, которым подчиняется зрительное восприятие формы: • Закон четкости структуры: наше восприятие выделяет четкие геометрические фигуры (маскировка военной техники). • Закон дополнения до структурного целого (амплификация): четкие, но • Закон оптико-геометрических иллюзий. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают также слуховые, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие. Основой другого типа классификации восприятий являются свойств материи. Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятия формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности, направления, в котором они находятся, а также положение тела самого человека с характерной для него системой координат. Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершается в процессе двигательной деятельности организма и представляет собой особое высшее проявление деятельности обобщения в пространственном поле восприятия. В основе различных форм пространственного восприятия лежит деятельность комплекса органов чувств, определяющих это восприятие. Восприятие формы предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного, кинестезического органа восприятия. При восприятии формы выделяется наиболее информативный признак - контур. Контур служит разделительной гранью двух реальностей — фигуры и фона. Зрительная система способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и следовать по этой границе. Это продвижение осуществляется посредством глаз, которые вторично выделяют контур и выступают необходимым условием создания образа, формы предмета. Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному. Величина предмета определяется его расположением от глаза наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объема и фона. Восприятие величины предмета определяется величиной изображения предмета на сетчатке глаза и удаленностью его от глаза наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. Аккомодация — изменение преломляющей способности хрусталика изменять свою кривизну. Конвергенция - сведение зрительных осей на фиксируемом предмете. Аккомодация и конвергенция действуют на очень небольших расстояниях (аккомодация - 5-6 м, конвергенция - до 450 м). Восприятие глубины и удаленности предметов человека в пространстве может быть на расстоянии до 2,5 км. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярном зрении некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Это симметрично расположенные точки - корреспондирующие точки. Воздействие на эти точки позволяет воспринимать один объект в поле зрения. Если точки, различно удаленные от центра сетчатки, не совпадают - они называются диспарантными точками. Они создают один из двух эффектов: 1) появление двойственных изображений или 2) впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта по сравнению с фиксированным. Тогда возникает впечатление объемности или стереоскопичности. Восприятие направления определяется местом изображения объекта на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости поверхности Земли т представляет собой исходное положение для определения направления, в котором человек распознает окружающие его предметы. Восприятие направления звука осуществляется в бинокулярном (бинарном) слушании. Восприятие предметов Простые и хорошо известные предметы воспринимаются сразу. При восприятии сложных предметов или целых ситуаций необходим процесс выделения опознавательных признаков, а затем и обобщение их. Чем сложнее предъявляемое изображение или предмет, тем более развернутый характер носит процесс предварительной ориентировки, тем более процесс восприятия приближается к последовательному процессу опознания. Г.Гельмгольц заметил, что в процессе восприятия рецепторы должны производить поисковые движения. И.М.Сеченов указывал, что глаз рассматривающий предмет, производит ощупывающие движения, как и рука (гаптическое действие). На этом Н.Н.Ланге построил свою моторную теорию внимания. Глаз при рассматривании объектов совершает микро и макродвижения, всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки. Восприятие объектов определяется целым рядом факторов: 1. Задача, которая ставится перед субъектом и практическая деятельность, которая им выполняется. 2. Сюжетное осмысление ситуации, в которую воспринимаемый объект включен. Иллюзия: две Т-образные линии, одинаковые по размеру создают иллюзию: вертикальная для городских жителей кажется длиннее. 3. Значение отдельных признаков для воспринимающего (например, звук чужого и своего летящего самолета во время войны). Шаги своего 4. Прежний опыт человека при предметном восприятии соответствующих изображений. (Апперцепция - зависимость восприятия от установки). 5. Индивидуальные различия в восприятии (Опыт А.Бине с описанием сигареты). 6. Осмысленность восприятия: Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожида-. ние неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает. Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.
Date: 2015-12-10; view: 420; Нарушение авторских прав |