Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация восприятия





В основе классификации восприятий лежат различия в работе органов чувств, участвующих в процессах восприятия. Обычно восприятие осуществля­ется рядом взаимодействующих органов чувств. Так, осязательное восприятие создается работой двух органов чувств: тактильным и кинестезическим. Раз­личные восприятия комбинируются при осуществлении человеком какой-либо деятельности и возникают сложные виды восприятия. Например: Чтение текста включает работу зрительных, кинестезических, слуховых восприятий

Другой тип классификации восприятий опирается на формы существова­ния материи: пространство, время, движение. Отсюда выделяются восприятие времени, пространства и движения.

Типология классификации восприятия зависит от оснований (выделяе­мый классификационный признак), на которых они строятся.

1. Осязательное восприятие имеет две формы: простое и сложное.

Осязательная чувствительность, возникающая в процессах осязательного восприятия, имеет неоднородное строение. К ней относятся наиболее про­стые формы поверхностной чувствительности (прикосновение, давление) и наиболее сложные формы осязательной чувствительности (локализации прикосновения, направления натяжения кожи, вкусовая чувствительность).

К сложным формам относят также глубокую чувствительность, позво­ляющую опознать, в каком положении находится пассивно согнутая рука. Сложные формы осязательного восприятия позволяют определить форму и целостность предмета. В этом случае используются действия, позволяющие установить сразу предмет или его отдельные свойства.

2. Восприятие зрительное. Человек воспринимает посредством зрения сразу целый образ предмета, симультанно, в отличие от осязательного, который осуществляется сукцессивно, развернуто, последовательно. Зрение распола­гает аппаратом, который обеспечивает симультанное восприятие сложных форм предмета.

Эта особенность зрительного восприятия вызвала к жизни теорию вос­приятия (гештальт-психология и ассоциативная психология), в соответствии с которой зрительное восприятие рассматривалось как относительно пассив­ная рецепторная система, в которой образ внешних форм предметов: 1) от­печатывается на сетчатке глаза, а затем без всяких изменений 2) передается сначала в подкорковые зрительные образования (внешнее, наружное колен­чатое тело), а затем в затылочные отделы коры головного мозга.

Но эта теория не могла объяснить подвижность, изменчивость зрительно­го образа, целостность его.

Строение сетчатки и зрительной коры обеспечивает восприятие целост­ных геометрических форм или структур. Закон восприятия этими структу­рами объектов были исследованы и описаны немецкими психофизиологами И.Мюллером, Г.Гельмгольцем и Вертхаймером.

Эти исследования показали, что зрительное восприятие является целост­ным, структурно организованным процессом. Были определены и описаны ряд законов, которым подчиняется зрительное восприятие формы:

• Закон четкости структуры: наше восприятие выделяет четкие геомет­рические фигуры (маскировка военной техники).

• Закон дополнения до структурного целого (амплификация): четкие, но
незаконченные фигуры всегда дополняются до четкого геометрического целого.

• Закон оптико-геометрических иллюзий.

В соответствии с тем, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль, различают также слуховые, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимо­действующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются свойств материи.

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятия формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности, направления, в котором они находятся, а также положение тела самого человека с характерной для него системой координат.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предме­тов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершается в процессе двигатель­ной деятельности организма и представляет собой особое высшее проявление деятельности обобщения в пространственном поле восприятия.

В основе различных форм пространственного восприятия лежит деятель­ность комплекса органов чувств, определяющих это восприятие.

Восприятие формы предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного, кинестезического органа восприятия. При восприятии формы вы­деляется наиболее информативный признак - контур. Контур служит раздели­тельной гранью двух реальностей — фигуры и фона.

Зрительная система способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и следовать по этой границе. Это продвижение осуществляется посредством глаз, которые вторично выделяют контур и выступают необходимым условием создания образа, формы предмета. Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: В ряде слу­чаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспри­нимаются эти фигуры по-разному.

Величина предмета определяется его расположением от глаза наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объема и фона.

Восприятие величины предмета определяется величиной изображения предмета на сетчатке глаза и удаленностью его от глаза наблюдателя. Приспо­собление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — изменение преломляющей способности хрусталика изме­нять свою кривизну. Конвергенция - сведение зрительных осей на фиксируе­мом предмете. Аккомодация и конвергенция действуют на очень небольших расстояниях (аккомодация - 5-6 м, конвергенция - до 450 м).

Восприятие глубины и удаленности предметов человека в пространстве может быть на расстоянии до 2,5 км. Восприятие глубины и удаленности пред­метов осуществляется благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярном зрении некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Это симметрично расположенные точки - кор­респондирующие точки. Воздействие на эти точки позволяет воспринимать один объект в поле зрения.

Если точки, различно удаленные от центра сетчатки, не совпадают - они называются диспарантными точками. Они создают один из двух эффектов: 1) появление двойственных изображений или 2) впечатление большей или мень­шей удаленности данного объекта по сравнению с фиксированным. Тогда воз­никает впечатление объемности или стереоскопичности.

Восприятие направления определяется местом изображения объекта на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости поверхности Земли т представляет собой исходное положение для определения направления, в котором человек распознает окружающие его предметы. Восприятие направления звука осуществляется в бинокулярном (би­нарном) слушании.

Восприятие предметов

Простые и хорошо известные предметы воспринимаются сразу. При вос­приятии сложных предметов или целых ситуаций необходим процесс выделе­ния опознавательных признаков, а затем и обобщение их.

Чем сложнее предъявляемое изображение или предмет, тем более развер­нутый характер носит процесс предварительной ориентировки, тем более про­цесс восприятия приближается к последовательному процессу опознания.

Г.Гельмгольц заметил, что в процессе восприятия рецепторы должны производить поисковые движения. И.М.Сеченов указывал, что глаз рассматри­вающий предмет, производит ощупывающие движения, как и рука (гаптическое действие). На этом Н.Н.Ланге построил свою моторную теорию внимания.

Глаз при рассматривании объектов совершает микро и макродвижения, всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки.

Восприятие объектов определяется целым рядом факторов:

1. Задача, которая ставится перед субъектом и практическая деятельность, которая им выполняется.

2. Сюжетное осмысление ситуации, в которую воспринимаемый объект включен. Иллюзия: две Т-образные линии, одинаковые по размеру создают иллюзию: вертикальная для городских жителей кажется длиннее.

3. Значение отдельных признаков для воспринимающего (например, звук чужого и своего летящего самолета во время войны). Шаги своего

4. Прежний опыт человека при предметном восприятии соответствующих изображений. (Апперцепция - зависимость восприятия от установки).

5. Индивидуальные различия в восприятии (Опыт А.Бине с описанием сига­реты).

6. Осмысленность восприятия:

Восприятие времени — это отра­жение длительности и последова­тельности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека события­ми, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, вре­мя тянется медленно. При воспо­минании событий прошлого, наобо­рот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминают­ся как длительные, не наполненные событиями — как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожида-. ние неприятных событий вызыва­ет восприятие быстро текущего вре­мени. При ожидании приятного ка­жется, что желанное долго не на­ступает.

Восприятие движений — это от­ражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей сре­де.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наиболь­шей мере известны зрительные ил­люзии. Иллюзии имеют самые раз­личные причины: практический опыт человека, особенности ана­лизаторов, изменение условий вос­приятия, дефекты органов чувств и пр.

 

Date: 2015-12-10; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию