Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные свойства и виды восприятия





Мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познава­тельного психического процесса.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира в форме отдельных предметов.

Целостность.

Структурность Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, схему с главными и второстепенными признаками, ко­торая формируется в течение некоторого времени.

Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия.

Апперцепцией называется зависимость восприятия от общего содержания психической жизни. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Осмысленность. воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу.

Активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия,

 

Фигура и фон в восприятии

В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, высту­пают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие — словно отходят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринима­ются менее ясно. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприя­тия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступаю­щие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть зрительного поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот. Например, взгляните на рисунок (вазы).

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов.

Для подтверждения наших слов давайте особым образом трансформируем ри­сунок 8.3. В результате на первый план для большинства наблюдателей выступают профили человеческих лиц, а ваза становится практиче­ски незаметна. Это связано с тем, что, во-первых, вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменя­ли соотношения цветов; в-третьих, мы частично изменили феноменологическое поле нашего восприятия, изменив очертания вазы.

Взаимоотношение целого и части в восприятии

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Например, приведем слово, в котором отдельные буквы пропущены:

«..ек..и. ест.о»

Вряд ли вам сразу удастся узнать это слово, потому что в нем пропущены буквы, являющиеся опознавательными признаками. Теперь попробуем прочитать это слово при условии, что в нем будут отсутствовать несущественные детали, а опознавательные признаки будут присутствовать:

«эле...ич... во»

Воспринимая целое, мы не замечаем иногда отсутствия в нем некоторых его частей или, наоборот, наличия того, что в действительности к нему не должно относиться. Не замечаем мы иногда и искажения отдельных частей предмета. Например, общеизвестно, что при чтении мы иногда не замечаем опечаток в тексте: пропусков букв, лишних букв, замены одной буквы другой. Объясняется это тем, что при высоком уровне навыка чтения каждое слово воспринимается как целое, и это влияет на восприятие его отдельных частей, делает их восприятие менее отчетливым.


Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит от предшествующего опыта и установки. Если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного.

Это можно проиллюстрировать и другим примером. Так, на рис. представлен «Портрет молодой женщины»; Однако секрет этого рисунка кроется в том, что он относится к категории так называемых неоднозначных изображений. (показать варианты картинки) Сказав «Портрет молодой женщины» сформировали установку.

Таким образом, восприятие целого и части действительно зависит от многих факторов. Причем особенности восприятия отдельных частей и целого весьма существенно влияют на характер и содержание воспринимаемого объекта или явления.

 

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. По основной модальности: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое.

По форме существования материи: пространства, движения, времени.

стробоскопический эффект, 0,06 с.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.







Date: 2015-12-10; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию