Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неизвестный тип

  • 1914 — Как немецкий генерал подписал договор с дьяволом
  • 1915 — Житель необитаемого острова

 

История создания анимационного фильма «Рейнеке- Лис»

 

Из всех анимационных произведений Старевича мой выбор пал на полнометражную ленту «Рейнеке- Лис» (1930). В этом мультфильме, на мой взгляд, найболее ярко раскрывается талант мастера. Это одна из немногих работ Старевича, но именно в ней собраны весь опыт и навыки за всю его анимационную карьеру. Именно здесь воедино он выступает в роли аниматора, художника- постановщика, оператора, режиссёра и сценариста. Во всех предыдущих работах, всё-таки, он выступал в большей или меньшей степени в качестве одного из них. Это работа отличается большой выразительностью, неподдельными пышностью и величием. В тот период было трудно было найти аналоги этой ленте или хотя бы похожего деятеля- их почти не было, что делает эту работу этим ещё более выдающейся. Стоит отметить, что этот мультфильм вышел ранее легендарных «Белоснежки и семи гномов» Уолта Диснея и первых производственных кукольных анимационных фильмов в мире в целом. Вообще, почти невозможно сыскать подобного явления в кинематографе во время жизни мастера, после и, тем более, до его появления в этой отрасли. Неслучайно эта лента приобрела бешенную популярность и ей было присвоено множество почётных наград. Cоздание данного мультфильма приходится на период иммиграции, когда Старевич жил вместе со своей семьёй во Франции. Этот период в его жизни считается этапом расцвета его творчества, славы, признания.

Его приходится на появление и самое начальное становление кинематографа в мире. Это произошло столетие назад- время, весьма отдалённое от нас. До нас большаяч часть этого наследия не дошла из-за времени, недолговечности материалов или из- за того, что были утеряны, но ещё больше вследствие тяжёлого бремени войн и революций. Поэтому киноматериалов и источников, свидельствующих сохранилось мало. Особо остро эта проблема стоит и с творчеством Владислава Старевича, особенно в связи с тем, что подробностей о его жизни деятельности имеем в наличии очень мало. Это связано не столько с большим интервалом непростого времени, сколько с тем, что он не любил особо рассказывать о себе и, тем более, своих проектах. Попасть в его рабочее пространство тогда приравнивалось к чуду, неземной удаче. Особенно его рабочий кабинет был для всех просто мистикой, тайной не от мира всего, учитывая то, какими в то время люди были суеверными и только начали массово осваивать технологии. А попадали, в основном, к этому «магу, овладевшему людскими душами» или люди, зашедшие по какому-то делу случайно, либо его его давние знакомые. И даже для них, это было попаданием в волшебный мир... Огромная коллекция кукол и фигурок, стоящих на многочисленных полках и почти по всему полу оставляли неизгладимое впечатление на посетителей дома. Этот опыт многие из них оставляли в заметках газет и своих дневниках. Но больше всех на эту тему написал Александр Куприн в своих очерках. «...Они валяются на столике, некоторые, составившие себе почетную, славную репутацию, мирно отдыхают в стеклянных витринах. На вид это причудливые куколки в вершок и менее ростом и притом совершенно, окончательно неодушевленные. Есть там лягушки, аисты, мухи, стрекозы, птицы, муравьи, феи, сильфиды, гномы, эльфы; водяные пучеглазые человечки, рыцари в шлемах и латах и страшные боевые кони; и еще великое множество сказочных персонажей...».

Куклы Старевича были на проволочной основе с подвижными руками, ногами, шеей, а также фалангами пальцев. Вероятно, они были облеплены пластилином, резиной. В анимационном фильме «Рейнеке- Лис» впервые лица персонажей приобретают подвижную мимику, живую,хорошо проработанную по тем временам артикуляцию. Так можно проследить развитие творчества мастера- как изначально его актёрами в основном были только насекомые, затем появились детские куклы, а со временем появляются новые животные. Изменилась и сама анимация. Как известно, в техники кукольной анимации применима только покадровая съёмка, невозможно создание ключевых фаз, как в традиционной анимации. Поэтому в stop motion крайне важное значение играет пластика персонажа, его экспрессия, движения. Поэтому в этой работе движения персонажей становятся более плавными и естественными. Этот эффект достигается при помощи перемещения кукол на считанные миллиметры, использование патики движения и различных хитрых уловок как например падение и удерживание неустойчивой позы при помощи лесок. Вот что пишет Юлиан Поплавский, которому удалось стать очевидцем работы в процессе: «...На маленькой сцене, на фоне очаровательного лесного пейзажа стоит сказочный Рейнеке-Лис - полузверь, получеловек - и ведет хитрый разговор с вороной, которой где-то Бог послал кусочек сыру. Рядом высится затейливый замок Лиса - из старых пней, с башнями, бойницами, лазейками и зубчатыми стенами...».

Мультфильм основан на различных версиях средневековых сказок о лисе, средневековой сатирической эпопее «Роман о Лисе», а также адаптацию этой сказки в версии Иоганна Гёте, элемент которой больше всего доминирует в сценарии. Были убраны все сцены жестокости и добавлены некоторые свои авторские вариации. В живом разговоре о своих проектах Старевич как- то сказал: «...Теперь я кручу большой фильм "Рейнеке-Лис", в две тысячи метров, по собственному сценарию, сделанному мною по различным источникам народного эпоса средних веков -- независимо от поэмы Гете, - в котором эпопея Лиса развертывается на фоне рыцарской эпохи карточных королей, заточенных в башни принцесс, менестрелей, монахов, шутов, турниров и прочего антуража далекого прошлого...». Идею мультфильма Старевич продумывал и планировал в течение десяти лет, а на саму реализацию ему потребовалось примерно 1, 5 года.

Герои мультфильма полны искуссной актёрской игрой, а за счёт изготовленных несколько десятков лицевых масок с различными гримасами для каждого персонажа они становятся максимально эмоциональными, живыми и это их уже больше роднит с современной кукольной анимацией, а также трёхмерной компьютерной графикой став, тем самым, связующим звеном между периодом до кино и его последующим развитием. Над созданием костюмов ему помогали его жена и дочери Ирина и Жанна. «...Все эти призраки увлекательной сказки "Рейнеке-Лис" движутся на экране, плачут, смеются, танцуют, грозят, хитрят, как живые мимы, и иногда даже как будто говорят под звуки тихой, завуалированной музыки...».

Первоначально мультфильм вышел немыи на экраны в 1930 году, но затем вышел в прокат в немецкой озвученной вариации в апреле 1937 года, а уже потом только во Франции озвученным в 1939 году, а вышел на широкие экраны в 1941 году.

 

 

Анализ анимационного фильма «Рейнеке- Лис»

 

Основу сценария мультфильма принято считать средневековые эпопеи и адаптацию сказки по И. В. Гёте. Но эта сказка берёт свои истоки не из Средневековья, а из античных басен Эзопа о больном льве и ряда других сказок восточного происхождения.

Действие начинается с того как обезьянка запускает фильм, приветствует своего зрителя. Она открывает большую книгу и знакомит нас с основными действующими лицами мультфильма. С последних страниц вылезает Рейнеке- Лис на утреннюю лесную полянку. В версии озвучки выходит так, что обезьяна выступает рассказчиком всего анимационного фильма. Первая сценка отображает знакомую нам всем басню Крылова про лису и ворону. Здесь ворон поддаётся лести лиса, что роняет из- за рта сыр. Ворон у Старевича весьма необычный: его лапки выступают в роли ножек. Крылья же у него весьма условны: они свисают как широкие рукава на миниатюрных «ручках» птицы. Вторая сценка также будет знакомой нашему зрителю. Здесь лис сидит рыбачит у прорубя, потом для этой же цели туда является Волк. Он пытается поесть рыбы за счёт лиса, но лис предлагает в ответ порыбачить ему самому засунув хвост в воду. Вода начинает быстро превращаться в лёд, который выглядит тут предельно реалистично, этот эффект также успешно достигнуть за счёт умелого применения и чёрно- белых снимков. Потом лис зовёт и ведёт охотников к примёрзшему Волку. Интересно как сделал аниматор бегущих и скользящих по льду персонажей, особенно учитывая технологии того периода. Охотники и лесники приходят и избивают его, у того летят из глаз снежинки. Но и после этой сцены, проделки Лиса над Волком не заканчиваются.

Начинается сцена с видом на замок. Мы видим целую гору бумаг с жалобами на выходки Лиса. Все пострадавшие явились сюда ко льву Ноблю, царю зверей, чтобы рассказать о своих бедах и несчастьях. Царь Нобль подобен кесарю, облачённого в парадные металлические латы, он восседает на своём троне в замке вместе со своей женой- королевой. Первым с жалобой к нему подходит Изергим- волк, говоря, что Рейнеке украл мясо из его погреба. На защиту лиса выступает его племянник- барсук, рассказывая, как нечестно поступил по отношению к нему волк, когда тот съел почти всю отобранную ими вместе с воза рыбу, оставив лису лишь жалкие остатки, хотя Рейнеке буквально рисковал своей жизнью, ложась на пути у воза. Далее в разговор вступает леопард и начинает рассказывать произошедший случай с церковным хором, в котором поют зайчики. И вот один зайчик начинает петь, а потом лис его внезапно схватил за шею. «Заяц мог бы стать трапезой»- заключает леопард. И снова за своего кузена заступается барсук. Он говорит, что, на самом деле, лис тогда стал монаха, чтобы очиститься от грехов и как тогда непистойно в соборе себя вёл заяц Лямпе и лис пытался объяснить ему неправильность его поступков. Заяц, спрятавшись, разрывает бумагу с жалобой. А в то время лев издаёт указ о том, что больше нельзя есть друг друга, только овощи и фрукты во имя любви.

Затемнение. Начинается сцена с серенадой кота «Мяу», исполнящий её на стенах замка. В ней он признаётся в своей любви. Её слышит у себя во дворце королева, она тронута до глубины души этой серенадой. Возможно, это первый в мире мультфильм, в котором присутствуют сценки- вставки с песнями. Позднее этот элемент станет визитной карточкой диснеевских мультфильмов, но там песни будут больше выступать как часть сюжета.

Затемнение. Показаны кадры с указом короля. Заайчиха искренне радуется этому и обкладывает этот указ цветами. Она благодарит указ. И снова затемнение. На этот раз мы видим кадр с цветами у водопада и стрекозой. Сложно даже представить, что это было сделано 85 лет назад только одним человеком! Всё это настолько сделано досконально точно и схоже, что даже будет сложно отличить от настоящих вещей. Не менее поразительны и лягушки, держащиеся по несколько штук на каждой тростинке и каждая по- своему двигается. Есть и реалистичная птица. Все вокруг- мыши, лягушки, соловьи радуются указу. Лис видит этот указ и понимает, что не сможет быть вегетарианцем.

В новой сцене волк находит лиса, угодившего на дно колодца. Тот решил его спасти, сам залевшись в ведро колодца и в итоге сам оказывается на дне колодца. И снова, как и в первый раз Рейнеке кидает волка. Изергима- волка видят в колодце люди, достают и его, а потом избивают.

Сцена в замке. Петух приносит на носилках труп своей жены- курицы. Выясняется, что лис явился во двор семьи петуха, показывает новый указ курице и предлагает станцевать с ней. В нужный момент он схватил её. Собаки, охранявшие двор, побежали за вором. Но теперь уже петух вдовец. Барсук пытается оправдать лиса, но лев даже не собирается его слушать и приказывает посадить в темницу. Нобль посылает медведя за лисом.

Медведь подходит к дому лиса. Лисята замечают его и говорят отцу, что он явился явно не по добру. Лис ложится и притворяется больным. Медведь показывает ему приказ привезти, на что лис расскзывает потаённом месте с мёдом. Он приводит медведя к бревну, говорит, что в зарубке есть мёд. Медведь покупается на это и застревает в бревне. Снова лис зовёт людей и подводит к медведю. Люди избивают медведя.

Медведь, изувеченный является во дворец и говорит о неодолимости лиса. Царь направляет к нему кота.

Когда кот пришёл, лис рассказывает ему о месте полном мышей. Лис приводит кота в сарай, где уготовлена ловушка. Кот попадает в верёвку. На его крик приходят хозяева и избивают кота.

Еле живой кот добирается до льва. Разъярённый лев решает выпустить барсука из тюрьмы. Он призывает его привезти кузена во дворец. Но если лис не прийдёт до завтрашнего дня, то барсук будет наказан.

Лис не уверен в благожелательных намерениях льва и поэтому захотел принять решение на утро. Ему ночью снится кошмар, основа которого взята из конца адаптированной сказки Гёте. Лис решается явится к королю. В замке ему заявляют, что собираются его повесить.

Перед казнью лис просит исповедаться. Он рассказывает о месте, где захоронен клад. Царь- лев интересуется этим и отпускает на свободу Рейнеке, чтобы тот указал на захоронение сокровищ. Освобождённый лис рассказывает о заговоре против льва, который планировали совершить волк, кот и медведь. Их сажают в тюрьму. Ведутся поисковые работы клада. Отрыв сундук, лев не находит в нем ничего, кроме записки. Разъярённый лев планирует собрать поход и штурмовать замок лиса. Узники освобождаются из тюрьмы.

И тут начинается один из самых сложных, интересных, динамичных эпизодов в мультфильме. Начинается батальная сцена. Большая армия шагает атаковать замок. Она сложна своей большой композицией, многофигурностью. Далее в сцене, где лис и его семья отбиваются атак очень интересны и сложны сцены с ловушками и приспособлении. Чего только стоит драматургия и чёткая продуманность этих сцен, не говоря о том, как каждая деталь была точно выполнена, а также то, что эти механизмы в работе выглядели естественно и работали исправно. Совмещение стен, досок и длинных верёвок, на которых могли висеть персонажи. Реалистично выглядят в действии и орудия. Чего только стоят летящие и вонзающиеся в стену стрелы. Всё это происходит на фоне реалистичной природы, созданой по технологиям, схожим при создании диорамы. В кульминации лисёнок отбирает у петуха трубу, по которой тот должен был подать сигнал об отступлении и трубит в неё. Армия разбегается. Петуха признали предателем. В конце мультфильма царь- лев делает лиса своим министром.

На мой взгляд, основной идеей сказки было показать даже не сколько пороки общества, где выживает самый хитрый и увёртливый, сколько показать всю сложность и неоднозначность любого характера. Хорошо сделанная, классическая драматургия не приемлет трактовку персонажа окончательно положительно или отрицательного- везде есть свои градации, неоднозначности. Даже у протагониста, как и антагониста бывают свои трудности и невзгоды, также терпят несправедливость и имеют такие же чувства и переживания.

 

 

Заключение

 

Когда речь идет о творчестве Старевича, часто употребляется слова «первый» и «впервые». Это он впервые использовал графическую мультипликацию в игровом кино, именно он разработал приемы съемки движущейся камерой, он первым применял трюковые и комбинированные съемки. Удивительно, но фильмы Старевича и сейчас смотрятся с интересом, они не кажутся ни устаревшими, ни наивными, а многие его идеи и приемы и сейчас, в век цифровых технологий вызывают у зрителей восторг и удивление.

Владислав Старевич умер в Париже в 1965 году, в последние годы его известность пошла на убыль, он снимал рекламные ролики и делал кукол на продажу. Секреты многих его трюков и фокусов умерли вместе с ним, никто не знает, из чего создавал он лица для своих кукол, способные в мгновение ока менять выражение.

Всем известна поговорка «Россия – родина слонов». Увы, действительности эта поговорка не соответствует. Но нам и так есть чем гордиться. Например, Россия – родина кукольной анимации (или, по английски - stop motion animation).

Одним из создателей этого кинематографического жанра стал Владислав Старевич.

 

 

Список используемой литературы

 

Печатные издания

 

1. Анатолий Вершховский Ожившая сказка "Русское время", 1 января 1926 года, Париж

2. Александр Куприн У художников. В.А.Старевич "Русское время", 24 марта 1926 года, Париж

3. Александр Куприн Добрый волшебник "Русское время", 24 июня 1928 года, Париж

4. Юлиан Поплавский Час волшебства. В студии В.Старевича "Театр и жизнь", 1929, N 16, Париж

5. Николай Изволов. Владислав Старевич // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2.


<== предыдущая | следующая ==>
Министерство культуры Российской Федерации | Байл Zm A Z m m

Date: 2015-12-10; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию