Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство культуры Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет экранных искусств

 

Кафедра искусствознания

Творческая работа на тему:

«Жизнь и творчество Владислава Старевича»

Выполнила:

Бабенко Ю. Ю.

студентка 454 гр.

Работу проверила:

Хлыстунова С. В.

 

Санкт-Петербург

2015 г

Содержание

 

Почему я пишу о Старевиче

Творческая биография Владислава Старевича

История создания анимационного фильма «Рейнеке-Лис»

Анализ анимационного фильма «Рейнеке- Лис»

Заключение

Список используемой литературы

 

Почему я пишу о Старевиче

 

С раннего детства я страстно увлекаюсь анимационными фильмами и, наверное, с тех давних пор эта любовь несколько не угасла. Я люблю смотреть и изучать мультипликацию самых разных направлений и студий: будь то традиционная советская или диснеевская, американская трёхмерная анимация. В каждом из этих направлений можно вполне найти и увидеть свои достойные образцы. Но относительно недавно я открыла для себя удивительный мир кукольной анимации Владислава Старевича. Первый раз, наверное, я увидела как показывали немного про эти очаровательные работы по телевизору пару- тройку лет назад и относительно недавно- год назад- в энциклопедии кино. И первый, и второй я открывала эту сказочную анимацию заново. Возможно, первое, что я заметила сразу- это удивительно проработанные и вместе с тем невероятно красиво сделанные кукольные персонажи. Это меня искренне порадовало, потому, что сегодня, несмотря на наш век передовых технологий далеко не всегда можно повстречать такое поразительное изобразительное решение и так исключительно искуссно созданных персонажей. Поразительно то, что всё это было сделано только одним человеком- Владиславом Старевичем, режиссёром, аниматором, художником- постановщиком иоператором в одном лице. Человек, которому было суждено стать пионером в области кукольной мультипликации.

Из всго эмоего широкого круга интересов в анимации самое скромное место занимает кукольная, она же объёмная. Нет, я не могу утверждать, что меня ничего не привлекает из этой области, просто я для себя находила мало интересных и стоящих работ. Но Старевич явился для меня редким и приятным исключением. Его куклы, я считаю, могут и сегодня вполне конкурировать с современной кукольной и трёхмерной компьютерной анимацией- вся прелесть в его работах в том, что в ней прослеживается свой уникальный, выработанный стиль, лишённый какой- либо штампованности, в чём и может во многом послужить хорошим примером для современной анимационной индустрии. В кукольных работах Старевича чувствуется вложенные труды и смелые поиски.

Однако в этом удивительном явлении невероятного успеха, таком как анимация Старевича есть и своя обратная сторона славы. Многие люди поражаются красотой и оригинальностью его работ, но при этом многие задаются вопросом, почему до этого им не удавлось этого увидеть раньше, в детстве, только через узкоспециализированные источники или в редких тематических программах в СМИ. Я считаю, что это совсем не заслужно в отношении автора, совершивший такой воистину колоссальный прорыв не только в отечественном, но и кинематографе мирового масштаба. Если посудить, то этот человек сделал то, к чему тогда не пришли другое, а именно овладение трёхмерным пространством и когда в этом объёме картинки стали шевелиться. И этот факт нельзя отрицать. Но, к несчастью, у него не оказалось при жизни и после последователей, тех, кто бы мог продвинуть и развить это направление. Поэтому почти сразу же после смерти автора, уходит в небытие и его детище, его стилевые разработки и искания- так совершенно несправедливо исчезают с экранов и забываются картины Старевича, советская же и западные мультипликационные школы пошли несколько иным путём и стали разрабатывать свои собственные методы и приёмы. Я считаю, что мы должны помнить о своём богатом наследии, потому что особенно в последнее времяв нашем обществе сложилось зачастую необоснованное, негативное мнение о том, что в нашей стране не было или было крайне мало ярких представителей в науке и искусстве, чьи подходы изменили представление в науке и мире. А ведь во многом наследие Старевича способно дать фору нынешнешним искусству и кинематографу, показать как возможно выйти из кризисных моментов, развивать анимацию дальше. Ведь кинематограф, на мой взгляд, как и изобразительное искусство нуждается в наполненности и содержательности, не будь её, останется лишь яркая мишура, которой большинство людей просто не затронет и поэтому для них это не будет иметь никакого значения. Искусство должно нести прекрасное, иметь какие-то свои ценности.

На мой взгляд, кукольные работы Старевича представляют собой некий синтез художественных традиций России и Запада и возможно он был в равной мере очень популярен как у нас, так и за рубежом. Но во многом он отталкивался и от художественных решений и представлений, существовавших в тот период. Сразу стоит подчеркнуть тот факт, что именно из представлений, потому что реализовать и донести это смог именно Владислав Старевич, до этого мир ещё не видел ничего подобного. И неслучайно его мультфильмы любимыми у детей царской семьи, которые они пересматривали не один раз. Помимо самих кукол, не менее достойными являются и декорации, композиция, декоративные элементы, которые ему помогала делать его семья. Всё это очень гармонично смотрится, несмотря на то, что тогда была только чёрно-белая камера, а также отсутствовал первоначально звук в работах. Поэтому нужно было уметь максимально выразить происхдящее при помощи выразительных средств и действием, но почти без текста и полным отсутствием слов как озвучки, с чем автор очень хорошо справлялся.

Свою карьеру он начал, причём не безуспешно, в России, как аниматор, так и как режиссёр. Во время Революции он перебрался в Ялту, а после установления власти советов, сначала иммигрирует в Италию, а затем- во Францию, где и смог закрепиться и работал, жил до конца жизни. Именно на этот период приходится большинство его самых известных анимационных лент. К концу жизни он стал всё больше пропадать с виду публики, стал куда менее популярным и умер в полной бедности. Но конца жизни он переживал и болел своим творчеством, постоянно работал над ним, несмотря не на какие внешние обстоятельства.

Творческая биография

 

Владислав Александрович Старевич родился 8 августа 1882 года в Москве. В 1886 году умирает его мать, поэтому вскоре 8 1901 на воспитание его забирает его бабушка в Литву в Ковно (нынешний Каунас), а в 1889 году его забирает к себе тётя.

Но его истинным увлечением ещё с детства стали фотография и энтомология- раздел зоологии, занимающейся изучением насекомых. Мальчик исследовал их виды, коллекционировал дома, не один раз препарировал их, чтобы досконально познать их анатомию. Уже тогда он начал сам создавать модельки с насекомыми, в чём смог достичь высокой степени мастерства.

Уже по окончанию гимназии у него была большая колекция собственных фотографий. Также в это время он работает в журнале «Оса», для которого создаёт ряд карикатур. В период работы в краеведческом музее в Ковно, директор разрешает ему взять имеющиеся киноаппараты в музее и он начинает снимать фильмы.

Затем он служит чиновником. Работу эту он считает откровенно скучной, нудной и не видит смысла работать там. Несмотря на финансовые трудности, он бросает свою должность и решает поехать в Москву, чтобы заниматься любимым делом целиком и полностью. Ханжонков даёт ему добро, но при условии, что сохраняет права на собственность за собой. Поэтому справедливо будет отметить, что Старевич начинает свою карьеру в качестве режиссера кино и оператора.

Старевич захотел снять ленту о сражающихся жуках- оленях за обладание самки. Но в тот период, чтобы получить чёткие, понятные кадры, необходимо было освещение, при котором жуки отказывались что- либо выполнять. Поэтому Владиславу Старевичу оставалось только препарировать их, разобрать по частям, вставить в лапки тонкие проволочки и попробовать самому искусственно зашевелить своих подопечных. Для этого ему пришлось снимать кадр за кадром, закрепив камеру в определённом положении для достижения нужного эффекта, чтобы изображение было чётким и понятным для зрителя. Так, в ходе технических экспериментов, изначально направленный для решения проблемы съёмки фильм, почти случайно на свет рождается одна из первых мультипликационных лент в мире- “Lucanus Cervus”. Она не уцелела, но по тем временам вещь уникальная и получившая широкий резонанс.

Уже в 1912 году выходит анимационная лента «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», которая сразу же достигла невероятной популярности не только в России, но и в мире. В картине уже есть полноценный сюжет, в котором есть законченная драматургия. История любви и ревности, эта история весёлая и лёгкая, но в ней есть трагическая концовка, заканчивающаяся гибелью всех главных персонажей. Фильм первоначально является пародией на тему рыцарских истории и сражений, которая в то время была очень распространена.

Когда картина вышла в свет, большинство людей, даже среди интеллигенции, отказывались верить в то, что это могло быть создано в технике stop motion. Многие тогда обвиняли его в колдовстве, обмане публики. Также в газетах можно было встретить нижеприведённые изречения, которые современному человеку покажутся крайне абсурдными, как, например в лондонской газете “Evening News”: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения...».

Затем появляются такие мультфильмы как «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913) и многие другие, сыскавшие не меньшую славу в мире.

Анимационный фильм «Стрекоза и муравей» (1913) основан на одноимённой басне Крылова, но вместо стрекозы тут выступает кузнечик со скрипкой. Картина носит сама по себе тагический оттенок: с самого начала она удерживает своих зрителей в напряжённом саспенсе. В кульминации муравей не пощадил кузнечика, а в концовке показана его гибель в сугробах снега. Не менее интересна и лента «Рождество у обитателей леса» (1913). Здесь вместо зверюшек пока что присутствуют только насекомые, а в роли Деда Мороза выступает ватная кула тех времён и кукла-девочка как девочка, которая спит возле своеобразной ёлочки- всё это характерная черта раннего творчества мастера. Тогда он ещё не создавал каких-то иных кукол. Поэтому это особенно кажется необычным, когда видишь водящих хоровод вокруг ёлки жуков среди снегов, но анимация уже тогда была весьма отменной.

В то же время Старевич работает также в качестве режиссёра игрового кино и оператора. В основном, его работы были основаны на готовых произведениях. Большинство из них были по повестям Гоголя. В 1912 году выходит его фильм «Страшная месть», в 1913 году- «Ночь перед Рождеством», которая оказалась более удачной. В работах над фильмах в качестве режиссёра, он также часто выступал и как художникам по спецэффектом. Так, в последнем фильме, например, можно увидеть резкое уменьшение в размерах чёртах, что также вызвало не меньший трепет у зрителей того периода. Также им была экранизирована комедия Петра Чардынина «Домик в Коломне» (1913), но уже в качестве оператора. Был также снято ещё несколько фильмов, которые не сохранились до сегодняшних дней.

Во времена Первой мировой войны ему было поручено снимать агитационные фильмы в поддержку воюющих сил страны. Так сложилось, что во время Революции, Старевич прибывал в Крыму, поэтому он решает остаться там до поры, до времени вместе с Ханжонковым и его компанией. Здесь он снимает несколько кинолент, такие как «Майская ночь», «Вий». почти не один из них не уцелел.

Так как Старевичу с новой властью всё сложнее было заработать на жизнь и он стал идеологически непригодным, он был вынужден иммигрировать из страны. Вначале уехал в Италию, но там не смог закрепиться, поэтому перезжает во Францию со всей своей семьёй.

«...В.А.Старевич терпеливо работает с ними в своей студии, с кадрика на кадрик видоизменяя их положение. Когда же -- через много месяцев -- пьеса готова и ее показывают на экране, то с удивлением видишь, как разрешилось вдруг колдовство, тяготевшее над уснувшими героями г.Старевича, и как они, внезапно пробудившись, зажили той таинственной чудной сказочной жизнью, которую мы в раннем детском возрасте так близко, так ярко знали, чувствовали у Перро и Андерсена и у Мамина-Сибиряка...»

Благодаря своей мировой известности здесь ему удаётся найти работу и получать регулярный заработок. Именно во Франции приходится период его найбольшей славы и большинства всемирно известных анимационных фильмов. «Любовь в белом и чёрном» (1923), «Крыса сельская и крыса городская» (1927), «Маленький парад» (1928)...А анимационные работы «Как лягушки выпросили себе короля» (1923) и «Песнь соловья» (1923) были награждены золотой медалью Розенфельда. Первый из них показывает в сатирической манере выборы того периода, вторая, скорее, больше направлена была выработать и показать изобразительные поиски, красоту анимации, чем сюжет. Кроме того, это была одна из первых его цветных анимационных лент. Вот что по этому повуду писал в своих очерках Александр Куприн: «Перед нами серебряно-бело-серый экран не более метра в длину, немного короче в ширину. Сзади нас в стене вырезано квадратное малое отверстие, за ним что-то таинственное шипит. Закрываются портьеры. Минутная темнота. Вдруг экран озаряется точно внутренним светом, растаивает, и на его бывшем месте начинается причудливая жизнь.»

«Первая картина, которую нам показывают, -- "Голос соловья". Она получила Большую золотую медаль в Америке, на кинематографической выставке. Ее уже одна американская фирма взяла в аренду на два года...».

Или можно было встретить такие статьи на тему этой картины: «По поводу этого фильма крупная филадельфийская газета "Рекорд" пишет следующее: "Голос соловья" не обыденная картина...». «...К ее постановке приложено много поэтического художества, редко встречающегося в студиях, где производятся картины, служащие нашими ежедневными развлечениями...». «...Картина взывает одинаково к взрослым и детям". Весьма, на мой взгляд, веская и притом краткая характеристика творчества Владислава Старевича.

Но, пожалуй, вехой его творчества явился объёмный мультфильм «Рейнеке- Лис» (1930). Этот анимационный фильм также был удостоен золотой медалью Розенфельда, но, помимо этого, заслужил ещё семь престижных наград. Одной из последних работ стала «Щенок-талисман» (1934). Она выделяется интересной проработкой персонажей, они отличаются ещё большей образностью и необычным сюжетом.

После войны Старевич продолжал работать над своими творческими проектами. Вскоре он переезжает из Парижа в маленький городок Фонтен-Де- Буа со своей семьёй. К концу жизни он сатал не таким популярным. Ему также предлагали создать большую анимационную студию- корпорцию, но Старевич наотрез отказывается- уж больно был силён в нем дух самостоятельности, самодеятельности и независимости. У Старевича наступили кризисные времена, он был вынужден продать часть чвоих работ.

Как известно, у Старевича было и не появилось последователей. Но я считаю, что совсем не случайно у него их не было - уж больно завершённую, лаконичную форму имели его анимационные работы- у него было собственное уникальное представление в создании персонажей, сумел подобрать им свою индивидуальность, изобразительные средства. У героев присутстствовал свой мультипликационный стиль, но при этом каждые предметы были узнаваемы и понятны и какой-то степени содержали реалистические черты. Всё это, опять же, было в такой завершённй форме, что невозможно было больше добавить в его творчество что- то иное извне, так как это бы смотрелось лишним и чуждым. Да, его направление, стиль остались такими же и неизменёнными со времён смерти мастера, но его наследие ни в коей мере нельзя умалять и отрицать, оно уже достойно своего существования хотя бы своими поисками и найденными техниками в искусстве анимации.

Полная фильмография Александра Старевича:


<== предыдущая | следующая ==>
Лабораторно-инструментальные исследования, проводимые при производственном контроле (самоконтроле) на объектах здравоохранения | Неизвестный тип

Date: 2015-12-10; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию