Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицина в период разложения первобытного общества





Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.

В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:

1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало

возможность варить пищу и лечебные снадобья.

2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо

то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст-

рументы.

Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:

1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о

лечебных свойствах растений.

2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями,

используемыми для питания.

3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными,

оказания помощи при родах иуходу за ребенком и роженицей..

4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт

общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева-

телей.

Развивалась и народная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода (племени), казалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Расширение площади расселения требовало принятие мер по защите от холода. Строились жилища, в центре которых располагался очаг, на возвышенности, обычно рядом с источником проточной воды. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обряд погребения мертвых. Ранее существовал обычай оставлять труп умершего в жилище, что нередко приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.

При выборе места для жилища применяли специальные приемы выявления «здорового» участка: выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды, если на следующий день находили хлеб и воду неизмененными, место считалось подходящим. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.

При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Первобытный знахарь должен был быть хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он лучше знал своих соплеменников, традиции племени. В его обязанности входило хранение знаний и их передача по наследству. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающими функциями, в которые входило и врачевание. О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействия на силы природы. Знахарь часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых часто вызывают сомнения. Применяет в лечение гипноз, самовнушение создавая атмосферу страха. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми членами общины. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней и о мерах их предупреждения.

Заключение.

Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем:

1. Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств.

2. Совершенствование медицинского инструментария.

3. Применение хирургических методов лечения (ампутации, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация).

4. Выделение профессиональных врачевателей.

5. Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков.

6. Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.

 

1. Медицина – народная, традиционная, научная.

Существует оригинальная классификация современной медицины, разделенная на три большие группы: народную, традиционную и научную. Народная медицина – понятие достаточно широкое и исторически более древнее, или как еще говорят «народная медицина – ровесница человека на земле».Это понятие включает в себя общность средств и приемов народного врачевания накапливаемых в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества. Это явление универсальное, она существовала во все периоды истории человечества и у всех народностей. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение.Народнаямедицина не дошла до наших современников в первозданном виде, ведь на протяжении столетий ее оценка была неоднозначной от преклонения до забвения. Народная медицина вобрала в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а впоследствии и научной медицины.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. Появилось на Земле около 3 тысяч лет назад. В ее основе лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение в котором переплетаются как эмпирический опыт народного врачевания данного этноса, так и традиционный опыт врачевания. Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и государственности. В отличие от народного врачевания носителями традиционной медицины являются профессионалы – люди, осознанно формировавшие элементы системы. Здесь многовековой опыт хранился в кругу посвященных, передавался от учителя к ученику. Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

Научная медицина теснейшим образом связана научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются традиционными т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традиций. Научная медицина является интернациональной и в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов земного шара. Период развития научноймедицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней.

Союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами сообразными с природой и не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

 

Date: 2015-12-10; view: 1300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию