Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотив романтического двоемирия«Ангел»: По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Сюжет стихотворения основан на философском мотиве, восходящем к Платону: мотив припоминания. Душа принадлежит сразу двум пространствам: вечному, потустороннему, райскому и в то же время земному, наполненному тоской и страданиями. Мир делится на бесконечный и конечный, душа – посредник между двумя мирами, она стремится связать два мира в самой себе. Об этом писал Жуковский («Невыразимое»), немецкие романтики, но у Лермонтова можно наблюдать нарастание дихотомии [ разделение на две части ], разъединенности двух миров. Противоречие между бесконечными и телесными мирами решается в лирике Лермонтова очень нетрадиционно. У него звучит мотив томления души в конечном мире (+мотив звуков), но в то же время высказано весьма скептическое отношение к загробному миру. См. стихотворения с названием «Смерть». Сама перспектива вечности и бессмертия лирического героя не очень его привлекает: несмотря на райское пространство, гармонию, там нет и ощущения жизни, там господствует полная отрешенность и созерцательность, кроме того, с утратой телесности происходит обезличивание героя. Эта райская идеальность не прельщает лирического героя. Земное несовершенство лирическому герою дороже райского блаженства. В таком ракурсе предстает строй раздумий о назначении человека, о смысле его жизни в лирике Лермонтова. «Земля и небо» Как землю нам больше небес не любить? О надеждах и муках былых вспоминать Страшна в настоящем бывает душе Что во власти у нас, то приятнее нам,
У Лермонтова традиционная романтическая антитеза осмысливается очень нетрадиционно. Эти два мира не столько противопоставлены, сколько сопоставлены своей относительностью: как относительны несчастья человека на земле, так и относительно его загробное блаженство. Лирический герой не стремится раствориться в мире бесплотных духов, он постоянно колеблется между двумя мирами, он готов воскреснуть, но при этом сохраняя человеческую индивидуальность; он хочет вернуться, но не бесплотным духом, а живым страдающим человеком. По такому же принципу построен и знаменитый «Парус» Белеет парус одинокой Играют волны, ветер свищет, Под ним струя светлей лазури,
В этом стихотворении представлены колебания между двумя мирами, происходит совмещение антитезы покоя и мятежа, покой и буря оказываются понятиями синонимическими.
Стихотворение «Я жить хочу! хочу печали…» Я жить хочу! хочу печали
Жить – значит, не убегать от страданий, а идти им навстречу. NB! Ср. с «Элегией» Пушкина 1830 г. Безумных лет угасшее веселье Но не хочу, о други, умирать;
Таким образом, по Лермонтову, романтический идеал должен быть выстрадан, куплен ценою мук. Если же он дается даром, то он обесценивается в глазах лирического героя. В борьбе со страданиями лирический герой самоутверждается как личность, и ему этот процесс важнее результата. Поэтому позиция Лермонтова – позиция неуспокоенности, вечного движения. Его лирический герой не бежит от несовершенства мира, а идет им навстречу, чтобы доказать мужество борения со злом. Противоречивое состояние лирического «я» – на примере главной лирической маски первого периода творчества – демона.
|