Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия возникновения рыночной системы: критерии, парадигма рынка





Клеткой, элементарной частицей рыночной системы, из которой она строится, является обмен. Используя системную методологию можно сказать, что как только обмен «замыкается на себя» – хозяйственные единицы, взаимодействуя друг с другом, существуют за счет обмена – следовательно стадия возникновения системы завершена. «Замыкание на себя обмена» означает возникновение рынка.

Таким образом, рынок – это обмен, замкнутый «на себя», вызы­вающий свободное колебание спроса, предложения и цен, ориентирую­щий производство на удовлетворение общественных потребностей. Он возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку обмен принимает регулярный характер на основе колебания спроса, предло­жения и цен, а в основе его лежит товарное производство.

Рынок представляет собой либо место, либо сферу, где покупатели и продавцы находятся в контакте, в результате которого устанавливается цена на товар.

Таким образом, парадигма рынка определяется следующими чертами:

· свобода продавца и покупателя, вольных обмениваться товарами по своему усмотрению, вызывающие колебание спроса, предложения, цен;

отсутствие монополии, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя;

ориентация на потребности потребителя.

 

Появление и утверждение рынка можно квалифицировать как момент, завершающий этап возникновения рыночной системы и вступление ее в период становления. Если появление спорадического обмена есть отрицание предыдущей формы движения материи – натурального хозяйства, то возникновение рынка – это не просто отрыв от старого и провыв к новому. С него, с рынка, и начинается становление нового бытия – отрицание старой формы движения материи. При этом заметим, что натуральное хозяйство все еще является средой, хотя и постоянно суживающейся, в которой возникает новая рыночная система. Последняя есть разновидность систем, и представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и институциональных форм их функционирования.

Хозяйствующий субъект не существует, а тем более не функционирует в вакууме. Для хозяйственных действий необходима специфическая среда, которую и образуют институты. Еще А. Смит отмечал, что «без моральных сантиментов (читай «институтов» – И. Н.), таких как справедливость и собственность, общество дегенерирует в «сцену кровопролития и беспорядка». Таким образом, для существования и развития рыночной системы нужны не только субъекты рынка в чистом виде – продавцы и покупатели, но и институты.

Мотивационную основу для принятия решений и их осуществления хозяйствующими субъектами составляет частная собственность и право. Это, пожалуй, самые важные институты. Человек должен быть свободен экономически, чтобы принимать решения и нести за них ответственность. А такую свободу дает частная собственность. Но чтобы не было столкновения между носителями частной собственности, чтобы их взаимодействия не превратились «в сцену кровопролития и беспорядка» необходимо право, т. е. правила поведения, рамки этого поведения.

Интеграционную и информационную основу рыночной системы представляет свободное колебание спроса, предложения и цен. Что это означает? Интеграцию, «стягивание» системы в единое целое обеспечивает спрос, предложение. Ибо, субъекту рыночного хозяйства, чтобы существовать как субъекту данной системы, необходимо продавать или покупать. Таким образом, система как бы взаимоувязывается. Сигналами субъектам в этой системе являются цены, показывающие, что выгодно производить, а что необходимо прекратить производить. На основе этого и функционируют продавцы и покупатели в системе.

Организационную основу представляет товарное производство в этой экономической системе. Ибо, чтобы продать, необходимо иметь излишки, которые выносятся на продажу. А излишки будут иметь место только при разделении труда, обеспечивающем рост производительности труда, формирование производства как товарного.

Таким образом, условиями возникновения рынка являются:

· общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

множественность обособленных товаропроизводителей – собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;

регулярность обмена.

Мотивационную основу для принятия решений и их осуществления хозяйствующими субъектами составляет частная собственность и право; интеграционную и информационную – свободное колебание спроса, предложения и цен; организационную – товарное производство.

Условиями возникновения рынка – «замкнутости на себя» – являются:


· общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

множественность обособленных товаропроизводителей – собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;

регулярность обмена.

Итак, появление и утверждение рынка можно квалифицировать как момент, завершающий этап возникновения системы, и как момент вступления в этап становления. Если появление спорадического обмена есть начальный момент отрицания предыдущей формы движения эконо­мической материи – натурального хозяйства, то возникновение рынка – это уже не просто отрыв от старого и прорыв к новому; c него (рынка), начинается становление нового бытия, т. е. отрицание старой формы движения экономической материи завершается. При этом заметим, что натуральное хозяйство все еще является окружающей средой возникшей новой системы, хотя и постепенно суживающей.

Рыночная система возникла, образовав совершенно новую струк­туру элементов – хозяйственных субъектов, их связи. В стадии возникновения рыночная система еще не развита, и функциональные структурные связи ее ограничены только связью «продавец – покупа­тель». При этом следует отметить, что на данной стадии связь «продавец – покупатель» еще не разорвана. Производитель, как пра­вило, выступает как продавец, а покупатель – как потребитель. В отдельных случаях в акт обмена вклиниваются уже посредники, опто­вики, разносчики, т. е. лица, с которых начинается усложнение свя­зей и «втягивание» в рыночную экономику.

Логика возникновения рынка и его прогресса такова: разделение труда порождает обмен и его развитие; элементы системы (продавцы и покупатели) замыкаются «на себя», что означает начало становле­ния рыночной системы и возникновение нового механизма координирующего экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Таким образом, общим критерием для всех рыночных систем, поз­воляющим им выделится из окружающей среды, является рынок, порож­даемый обменом, который в свою очередь обусловлен разделением труда. Это общее – рынок, «вырастая» из «единицы» системы-об­мена, означает становление особой системы, выделяющейся из мира систем.

 







Date: 2015-11-15; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию