Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика эмоциональной сферы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 125

«В МИРЕ ЧУВСТВ»

Тренинговая программа по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников, включает блиц-тренинг для педагогов.

 

 

Авторы программы:

Махнева С.Н. – педагог-психолог;

Варнавская Я.Ю. – воспитатель по ИЗОдеятельности

 

 

Тюмень, 2003г.


Тренинговая программа по коррекции

и развитию эмоциональной сферы дошкольников.

 

I. Теоретическое обоснование.

 

Общая характеристика эмоциональной сферы.

1. Эмоции и чувства.

 

«Люди, способные контролировать свои чувства, хорошо разбираются в том, что чувствуют другие, имеют преимущество перед остальными как в вопросах любви, так и в том, чтобы уловить неписанные законы, ведущие к успеху в общественной и политической жизни».

Американский психолог Дэниел Гоулмен.

 

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительным постоянством и устойчивостью, эмоции же возникают на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях.

Одной их главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Различные формы переживаний и чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Эмоциональные состояния не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них – амбивалентны, двойственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка.

Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего – эмоциональной впечатлительностью и устойчивостью. Есть эмоционально развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональной глухотой. Эмоциональная сфера изменяется, развивается на протяжении всей жизни.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в ходе реального взаимодействия ребенка с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность – эмоциональное воображение. Она представляет собой единство аффекта и интеллекта, которое Л.С.Выгодский считал характерным для человеческих чувств.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения. А.Н. Леонтьев считал это основной характеристикой перехода от преддошкольного к дошкольному возрасту.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими. У дошкольника появляются высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями улавливать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии со смыслом.

 

2. Классификация основных эмоций.

 

В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К. Изардом. Выделяют эмоции фундаментальные и производные. К первым относят:

1) интерес – волнение;

2) радость;

3) удивление;

4) горе – страдание;

5) гнев;

6) отвращение;

7) презрение;

8) страх;

9) стыд;

10) вину.

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций, возникает, например, такое комплексное состояние, как тревожность. Она может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение.

 

 

3. Влияние эмоций на психические процессы.

 

Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева то, что усиливает раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, с развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально. Психологической особенностью эмоциональной памяти является вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако, вытесненные в бессознательную сферу, мучительные переживания могут проявлять себя в сновидениях и оговорках (З.Фрейд).

Существует закономерность связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают.

С эмоциями связаны волевые процессы. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на создании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (досаду, обиду, разочарование). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно научить их не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, ибо невозможно представить себе такую деятельность без неудач, ошибок, срывов. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

М.Монтессори (ученый-антрополог, психолог, педагог) утверждала, что без эмоциональной зрелости интеллект мало значим. Ее педагогика была нацелена на создание условий для эмоционального созревания (сначала ощущения, чувства, эмоции – затем слова, мысли).

В настоящее время западный педагогический мир путем многолетних исследований показал, что среди детей, учившихся только на «отлично», и детей, которые учились средне, но имели устойчивое эмоциональное развитие, последние достигли гораздо больших успехов в жизни и работе.

Американский психолог Д.Гоулмен в своей книге «Почему эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей» пишет: «Вся система образования направлена на приобретения теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым».

Эмоционально развитый человек целеустремлен и упорен, способен обуздать свои желания ради достижения цели, овладеть своим настроением и сохранять ясность мысли, умеет сочувствовать другим и надеяться на лучшее.

 

 



<== предыдущая | следующая ==>
Глава 12: Возможные опасности | 

Date: 2015-11-15; view: 1630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию