Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картотеки будущего





Нет, речь идет не о предсказаниях и не о прогнозировании, а о тех картотеках, которые создадите (надеюсь, в самом ближайшем будущем) Вы сами.

Статья о картотеках почти закончена. Уже ясно, что ведение личной картотеки - один из важных элементов творческого труда. Мы рассмотрели технику отбора информации, оформления карточек и ведения картотеки, попытались наметить путь от личной картотеки к законченному исследованию: через создание и развитие классификации, подготовку тематических сводных картотек. Кто-то из Вас, возможно, уже начал или продолжил сбор информации в свою картотеку, привлек к этой работе своих детей или воспитанников. Однако, для полного успеха всего этого может оказаться не достаточно. ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ КАРТОТЕКИ - КАЧЕСТВО ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.

Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин выделяют три яруса тем:

  • темы узкотехнические, узконаучные, узкохудожественные, например, изобретение ракет;
  • темы общетехнические, общенаучные, общехудожественные, например, развитие космонавтики;
  • темы, затрагивающие цивилизацию в целом (социально-технические, социально-научные, социально-художественные и пр.), например, проектирование космической цивилизации или цивилизации с телевидением.

С исследовательской точки зрения эффективнее всего работать с темами третьего яруса - на уровне общечеловеческих проблем. Здесь самый большой простор для развития тем, наименьшая вероятность "застрять" на мелкотемье или оказаться в ситуации острой конкуренции с другими исследованиями. В качестве примера мне хотелось представить хотя бы одну проблему общечеловеческого уровня. Речь пойдет о проблеме создания "черного ящика" на случай всемирной катастрофы ("Как стать еретиком", Карелия, 1991, стр. 166-168.):

"В крупных современных самолетах встроен так называемый "черный ящик". Он предназначен для записи режимов полета. В случае аварии легко выяснить ее причины, анализ записи позволяет будущие полеты сделать безопаснее.

Наша Земля не менее уязвима, чем любой другой "общественный вид транспорта". Значит, Земле необходим свой "черный ящик". Он должен зафиксировать истинные причины возможной трагедии, сохранить запись в целости нужное время и передать ее будущим поколениям: опыт, особенно столь отрицательный и глобальный, бесценен.

Решение проблемы во многом зависит от масштабов вероятной катастрофы. Возможны несколько вариантов:

а) В результате катастрофы исчезнет половина населения Земли. Связь между городами сохранится.

б) На Земле останется несколько десятков тысяч человек. Связи практически не будет никакой. Люди возвратятся к примитивным ремеслам.

в) Разумная жизнь вовсе исчезнет с лица Земли. Лет через 100-150 возникнут условия, приемлемые для жизни человека.

г) С Земли исчезнет всякая жизнь. Время восстановления условий - миллиард лет.

Давайте остановимся на самом трудном - последнем варианте. Если удастся придумать что-то для преодоления обостренного конфликта, в более мягких условиях задача тем более будет решена.

Итак, условия проблемы. Через 100-150 лет произойдет исчезновение всякой жизни с Земли. Возможное время восстановления - миллиард лет. КАК ПЕРЕДАТЬ "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" НА ТАКУЮ ВРЕМЕННУЮ ДИСТАНЦИЮ? ЧТО В НЕГО ЗАПИСАТЬ?

Скорее всего, "ящик" должен состоять из двух частей: "оперативной" (о причинах аварии) и "стационарной" (о накопленной культуре, знаниях на Земле).

Чем хороша проблема? Тема для первооткрывателя, абсолютно свободная от конкуренции. Тема максимально благородная. Супермасштабная - совершенно очевидно уже сейчас, что эта тема на всю жизнь, причем не на одну. Тема имеет социальный и технический аспекты, т.е. подходит для человека с любой специальностью."

Предложенная тема действительно трудная, но вполне доступная. Главное сделать первый шаг - начать сбор информационного фонда. Можно, например, начать с картотеки "черных ящиков" - с самолетов разного типа, океанских лайнеров или других систем. Любопытно выяснить характер фиксируемой информации, основные проблемы и противоречия "черных ящиков", сделать прогноз их развития. Может оказаться, например, что "Черный ящик цивилизации" - логическое продолжение развития обычных "черных ящиков". Попутно можно предложить новые идеи и решения в этой области.

Очень важный вопрос: что именно передавать потомкам или пришельцам о погибшей цивилизации. Для ответа на него может оказаться другая картотека - о КЛЮЧЕВЫХ НАХОДКАХ (памятников), с помощью которых удалось раскрыть тайны погибших цивилизаций.

Приведу только один пример. Для изучения погибшей цивилизации майя очень важно было расшифровать письменность этого народа. Сделать это удалось, главным образом, с помощью двух документов:

  • рукописи "Сообщение о делах в Юкатане" времен завоевания испанцами индейцев майя, где, в частности, приводился сокращенный алфавит майя с его "ОЗВУЧИВАНИЕМ" ИСПАНСКИМИ буквами;
  • записям древних мифов (книги Чилам Балам), сделанных в ХVI веке ЛАТИНСКИМИ БУКВАМИ и отражающих язык майя времен начала нашей эры.

К этому, безусловно, необходимо добавить дошедшие до нас современные (живые) языки майя и испанцев, а также сведения об испанском языке ХVI века.

Любопытно отметить, что "черные ящик" цивилизации майя дошел до нас в виде бисистемы: в первую очередь это сами города древних майя с храмами, надписями на них, картинками, рисунками, а также ключ к их объяснению - алфавит, о котором мы только что упоминали.

При самом трудном варианте (с Земли исчезает всякая жизнь) живой язык, естественно, не сохранится. Так, например, произошло с шумерскими текстами: их удалось полностью расшифровать, но никто не знает как звучал этот язык. Необходимо совмещение предмета или действия (показанных в различных ситуациях) с его письменным и звуковым (речевым) изображением. Что-то вроде телевизионных комиксов для изучения иностранных языков.

Пример "черного ящика" цивилизации древних майя наводит на интересную мысль. Дело в том, что рукопись "Сообщение о делах в Юкатане" - основной, наиболее полный и точный документ о древней цивилизации - была составлена епископом-испанцем Диего де Ланда. Именно под его руководством тщательнейшим образом было уничтожено почти все письменно и другое культурное наследие майя (за эту свою деятельность Ланда и получил звание епископа). Рукопись Ланды - своеобразный отчет перед начальством о проделанной "работе" по истреблению ереси. Возникает любопытная гипотеза: причина, приводящая к катастрофе (например, испанцы в лице Диего де Ланды) САМА создает "черный ящик" (знаменитую рукопись епископа). Второй документ-ключ к разгадке текстов майя - "Книги Чилам Балам", написанные на латинице - имеют примерно такой же характер происхождения, как и рукопись Ланды. Испанцы запрещали майя пользоваться родной письменностью и те стали записывать древние тексты на дозволенной латинице. Все та же ситуация: испанцы, своими запретами, САМИ вынудили майя создать документ о своей культуре, понятный для потомков. Еще один пример, о котором мы уже вспоминали: извержение Везувия уничтожило Помпеи, но оно же и сохранило для нас этот город, засыпав его толстым слоем пепла.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМА!!!
Итак, сила, приводящая к катастрофе, САМА создает "черный ящик" в момент катастрофы. Что это - гипотеза, идеальный вариант решения проблемы или закономерность образования "черных ящиков" цивилизаций? Ответить на этот вопрос поможет картотека КЛЮЧЕВЫХ НАХОДОК к разгадке культуры погибших цивилизаций. Может оказаться полезной и "картотека картотек", позволяющая изучить закономерности образования и развития информационных фондов цивилизации.
Возможно, что с помощью одной только разрушающей цивилизацию силы не удастся найти абсолютно надежно механизма создания в нужный момент "черного ящика". Тогда возникает новая задача: как сделать, чтобы "черный ящик" был полезен и необходим при нормальном течении жизни без катастроф. Это позволило бы сделать весь проект создания "черного ящика" цивилизации гораздо дешевле, повысило бы вероятность его реализации, обеспечило бы надежность его функционирования в до катастрофический период.

Как и всякая сверхпроблема, проект "Черный ящик" дает целый спектр проблем, задач и тем для исследования. Представлю еще одну из них, но прежде - карточка из моей картотеки:

КАРТОЧКА 25. "Кто спасется в катастрофе".

"С момента вступления в ядерная эпоху перед сверхдержавами постоянно стоит дилемма - чье выживание обеспечить в первую очередь в случае крупномасштабного конфликта: населения страны или высших эшелонов власти? В самом начале своего восьмилетнего пребывания у власти президент Рейган, отбросив предрассудки "холодной войны" с ее ориентацией на гражданскую оборону, заявил, что в ядерной войне можно победить, но лишь в том случае, если будет обеспечено выживание высших гражданских и военных руководителей. Процедура эвакуации предусмотрена для представителей высших эшелонов власти, выживание которых считается необходимым для "обеспечения непрерывности государственной власти" - всего для более 1000 человек."
"Комсомольская правда", 26.08.1989.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМА!!!
Аналогичные программы имеются не только в США, но и в других странах. В результате реализации подобных проектов вполне возможна ситуация, при которой после катастрофы на Земле останутся только "высшие эшелоны власти". Те ли это люди, которые должны остаться и продолжить разумную жизнь на Земле? Они умеют руководить государствами, которых не будет. Смогут ли эти люди выжить сами, без своих подчиненных? Если современная цивилизация способна обеспечить выживание только очень небольшой части человечества, то какие люди должны при этом выжить? Какой социальный механизм должен обеспечить этот отбор? Чем должны быть заняты люди во время вынужденной "отсидки", пока не восстановились приемлемые условия на Земле?
Трудно удержаться и не упомянуть еще одну исследовательскую тему, связанную с проектом "Черный ящик". Речь идет о создании ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Некоторые контуры к этой теории можно было бы обозначить уже сейчас...

Проблема "Ноева ковчега" на случай ядерного "потопа" имеет любопытное продолжение, но мы и так уже слишком увлеклись этой темой. Нам же было важно лишь убедиться: картотека - универсальный ключ к разработке даже таких сверхпроблем. Возможно, Вас не увлекла перспектива проектирования "Черного ящика". Есть и другие, не менее интересные и захватывающие темы для исследований.

До встречи, многоуважаемый читатель и коллега, на страницах написанных Вами (не без помощи картотеки) книг и статей!

 

Date: 2015-11-15; view: 260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию