Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение





Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева), подготовленным с учетом новейших до­стижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Содержание первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно все­сторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что поз­волило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного об­разования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России.

Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошколь­ного образования. Новые социально-экономические условия функционирова­ния дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения бо­лее прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, по­вышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учрежде­ний за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образо­вания потребовалась и существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Не секрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявший­ся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах.

У педагогов возникают трудности в организации образовательного про­цесса; материалы одних разделов программы углубленно изучаются в ущерб другим; наблюдаются избыточное содержание дошкольного образо­вания и информационная перегрузка детей.


В этих условиях коллектив ученых под руководством доктора педагоги­ческих наук, профессора Т. С. Комаровой осуществил доработку «Програм­мы воспитания и обучения в детском саду», дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием и сохранив при этом конкретность и ясность изложения.

С позиций творческой педагогики учеными пересмотрен ряд принци­пов, лежащих в основе традиционной программы (обязательность усвоения знаний, проведения фронтальных занятий и др.), скорректированы отдель­ные ее положения с учетом ориентиров и требований к обновлению содер­жания дошкольного образования в России*.

В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного вос­питания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании само­ценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечива­ющая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку в программе за­фиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечелове­ческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и пред­метный центризм в обучении.

Наряду с этим авторы-составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образова­ния, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов дет­ской творческой деятельности.

Доработанный документ сохранил свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспи­тание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуля-торных). При этом составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рам­ках данного варианта программы выступает как важнейший результат ус­пешности воспитания и обучения детей.


С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой со­временную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ре­бенка от рождения до 7 лет.

* См.: Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Методические рекомендации.— М., 1991. (Одобрены Министерством образования Российской Федерации.)


Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в об­разовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционально­го воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приоб­щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содер­жание программы трансформировано и обогащено необходимой развиваю­щей средой.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель­ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), воз­можность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет преемственность с первоначальным вари­антом программы в обеспечении традиционных сторон дошкольного вос­питания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудо­вого. Наряду с этим новый вариант программы представляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельно­сти: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности развития малы­шей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном все­стороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отноше­ния ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, доб­рыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятель­ности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельнос­ти; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяю­щая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;


L


 

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной шко­лы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании об­разования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном уч­реждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культу­ры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ре­бенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образова­тельных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счаст­ливым детство каждого ребенка.







Date: 2015-11-15; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию