Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема № 21 Ранняя проза А.П. Чехова
Жанровая динамика ранней прозы Чехова: подпись к рисунку, «мелочишка» (календари, дневники, библиография, мысли, объявления, задачи и пр.), сценки, рассказ («серьезный этюд»), повесть. Анализ произведений: «Жалобная книга», «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Хирургия», «Хамелеон», «Счастье», «Горе», «Тоска», «Спать хочется», «Драма на охоте». Парадоксальность как основа чеховских сюжетов. Своеобразие «открытых финалов». Анекдот как «ядро» жанровых трансформаций чеховской прозы. Композиционные приемы Чехова («ступенчатое движение», контрастность и пр.). Поэтика названий. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888). Принципы объединения произведений в сборники. Основные темы. Литература 1. Балухатый С.Д. Ранний Чехов // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 84-160.
Художественные искания писателя в конце 80-х годов. Стилевое и жанровое разнообразие созданных в «переломном» 1888 году произведений: «аллегорический» («Без заглавия», «Пари»), «натуралистический» («Спать хочется») рассказ, повесть, сочетающая лирическое и эпическое начала («Степь») и т.д. Новая эстетическая позиция («Огни»). Своеобразие авторской позиции в произведении. Различные подходы к интерпретации «Огней». Повесть А.П. Чехова «Степь» в современном литературоведении: варианты интерпретаций. «Степь» как «лирическая эпопея», «повесть о русской земле» (М. Громов). «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х годов. Образ степи как модель пространственного построения чеховских сюжетов («Шампанское», «Огни»). Оппозиция «человек и мир» в произведениях со «степным» сюжетом. Философский сюжет «Степи» как «констатация несостоятельности любых человеческих представлений о мире», с одной стороны, и лирическое утверждение неустранимой «потребности в разрешении разлада между человеком и миром», с другой стороны (Н. Разумова). Скептицизм и вера А.П. Чехова: рассказ «Припадок». Диалог А.П.Чехова и Д.С. Мережковского («Припадок» и «Смерть»). «Дуэль» и русская классическая романная традиция. Литература 1. Бердников Г.П. А.П. Чехов. М., 1984.
Пьеса «Иванов» как творческая «лаборатория» Чехова-драматурга. История создания произведения, ранние редакции пьесы. Новый в русской драматургии герой – «обыкновеннейший человек». Поэтика имени главного героя. Своеобразие конфликта пьесы. Ироническое пародирование и отрицание «традиционных» характеристик главного героя со стороны других персонажей, а также дискредитация внешнего действия, поступка героя как способа объективной оценки его. Основные аспекты комического в пьесе: комизм алогичности, сходства, повторения, необоснованных претензий (В.Катаев). «Иванов» как ироническая драма (С. Козлова). Иванов и две культурно-бытовые сферы жизни в пьесе. Эмоциональная тональность изображения интеллигентской, дворянской и полубуржуазной, мещанской среды. Способы создания напряженно-драматической и снижено-бытовой, фарсовой тональности в пьесе. Почему Вл. Немирович-Данченко назвал первый акт «Иванова» ноктюрном? Звуковой строй пьесы. Своеобразие художественного пространства и времени. Лейтмотивность как важная сюжетно-композиционная особенность пьесы. Своеобразие финала. Пьеса «Иванов» и западноевропейская «новая драма». Чехов и «театр абсурда» (механизм комических алогизмов). Литература 1. Зингерман Б.И. Уроки «Иванова» // Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 201-248.
Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П.Чехова 1890-х годов. Децентрализация системы персонажей и равнораспределенность конфликта «Чайки». Отсутствие фабульной целеустремленности как следствие процесса «романизации» драмы. Композиционный принцип парности (или дуэтности) как прием поэтики внешне ослабленного сценического действия. Структура «подводного», лирического сюжета, выводящего изображение за рамки семейно-бытовой драмы. Сюжетно-композиционные функции символов в пьесе. Центральный образ-символ чайки. Значение пространственных категорий для выражения драматической идеи (образы дома, сада, озера, эстрады). Художественный смысл приема «сцена на сцене». Своеобразие художественного времени в пьесе. Циклический характер «лирического сюжета». Чеховский принцип «концентрации впечатления» в финале пьесы. Жанровая природа «Чайки». Чехов и Художественный театр. Литература 1. Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове // Алперс Б. Искания новой сцены. М., 1985. С. 12-31, 159-205. Date: 2015-11-15; view: 760; Нарушение авторских прав |