Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 4. Пространственные характеристики России
Тема 1. Вводная лекция
Семинар 1. Организационное занятие
Вопросы на 1 семинаре:
- Требования к студентам, список литературы к семинарам и коллоквиуму, условия аттестации на экзамене
- История как наука. Ее специфика. Может ли история быть объективной? Зачем нужна история?
Семинар 2. История в современном российском национальном самосознании
- Нужна ли государству и обществу единая концепция исторического образования? Сколько учебников по истории должно быть в школе?
- «Места памяти» и их идеологические оценки в России в 1990-е гг. и в начале XXI в.
- Трагическое прошлое и способы его оценки и восприятия в России и за рубежом: сравнительный анализ отношения к своей истории в России, Германии, Латинской Америке (другие примеры).
- Чем, на Ваш взгляд, объясняется устойчивость ностальгии по советскому периоду в российском обществе и политическом дискурсе?
Семинар 3. Российская государственность
Вопросы:
- Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена?
- Русь и Византия. Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок.
- Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика
- И.А. Ильин о сущности русской идеи
- Россия и Европа: притяжение и отталкивание (на основе книги Данилевского или других авторов)
- Идеологические концепты государства дореволюционной России в процессе создания и эволюции советского строя: преемственность или отрицание?
Семинар 4. Пространственные характеристики России.
Вопросы:
- Понятие «империя» и многообразие его трактовок. Континентальные и морские империи.
- Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании (других империй – на выбор семинариста). «Внутренний колониализм».
- СССР как «империя»: сохранился ли имперский характер государства в советский период? Является ли современная Россия империей?
- «Неудобные» регионы современной России: в чем их специфика, будущее этих регионов в составе России? (анализ одного-двух примеров на выбор семинариста – Кавказ, Сибирь, Крым, Дальний Восток, «крайний север», Калининград и т.п.)
- Понятие «центр» - «периферия» в современной России и их границы.
Семинар 5 (история)
Вопросы:
- Соотношение светской и церковной власти в Древней и Средневековой Руси.
- Сущность российского самодержавия. Когда оно возникло? В чем его отличия от западноевропейских монархий?
- Этапы становления и развития представительной власти в России: вече, Земский собор, Государственная Дума. (на основе анализа конкретного примера – на выбор семинариста)
- Советская власть: теория и практика. Ленинская идея Советов и ее реализация.
- Понятие правового государства. Отношение к праву в СССР: основные этапы развития законодательства и отношения к нему от Ленина до Горбачева.
Семинар 6 (современность)
Вопросы:
- Понятие "демократического транзита". Применимость современных теорий демократического транзита к российской трансформации.
- Принципиальные изменения в российском конституционном праве в 1990-2000-е гг.: дрейф в сторону авторитаризма?
- Россия как федерация: de jure и de facto. Правовой и фактический статус субъектов федерации.
- Особенности формирования и деятельности вооруженных сил современной России. Военные реформы в России
- Политическая элита современной России и бюрократия: состав и характерные черты.
Семинар 7 (история)
Вопросы:
- Крестьянские движения XVII – XVIII вв.: бунт или революция? Сравнительный анализ
- Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное.
- Феномен российской интеллигенции, ее роль в оппозиции российской власти
- Политические партии в России в начале ХХ в.: сравнительный анализ программных лозунгов и деятельности двух-трех партий на выбор.
- Почему большевики смогли взять и удержать власть?
- Диссидентское движение в СССР: основные направления, лидеры и результаты деятельности. (Можно рассмотреть на примерах А.Д. Сахарова, А. Солженицына и др.)
Семинар 8 (современность)
Вопросы:
- Сравнительный анализ политических программ двух-трех современных российских политических партий (целевая аудитория (электорат) партии, образ желаемого будущего России (политическая, социально-экономическая модели), место России в международных процессах.)
- Внесистемная оппозиция в России (на примере крайне правых, НБП и др.): цели, методы деятельности, роль в современной России
- «Цветные» революции в бывших республиках ССР, «арабская весна»: может ли ситуация в России развиваться по схожему сценарию?
Семинар 9 (история)
Вопросы:
- Право собственности в Российской империи, его характерные черты и особенности трансформации
- Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз. Сравнительный анализ.
- В чем причины кризиса советской экономики в 1980-е гг.? Системный кризис, падение цен на нефть, нерентабельность производства, экстенсивный характер развития? Причины субъективные и объективные.
- Можно ли было реформировать советскую экономику?
- Как характеризуют существовавшие в конце 80-х - начале 90-х программы реформ Г.Явлинский и А.Чубайс? Каковы отличия в подходах и восприятии?
Семинар 10 (современность)
Вопросы:
- Особенности "шоковой терапии" и приватизации в России.
- Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики
- Понятие «модернизация». Что подразумевается под "европейской модернизацией" России? Какие исторические формы этот процесс приобретал? Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией?
- Становление и трансформации российской олигархии: основные этапы и особенности
- Общенациональные «мегапроекты» современной России и проблема коррупции (анализ на конкретном примере (-ах): Сколково, мост во Владивостоке, олимпиада в Сочи и др.)
|