Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 4. Пространственные характеристики России

Тема 1. Вводная лекция

Семинар 1. Организационное занятие

Вопросы на 1 семинаре:

  1. Требования к студентам, список литературы к семинарам и коллоквиуму, условия аттестации на экзамене
  2. История как наука. Ее специфика. Может ли история быть объективной? Зачем нужна история?

 

Семинар 2. История в современном российском национальном самосознании

  1. Нужна ли государству и обществу единая концепция исторического образования? Сколько учебников по истории должно быть в школе?
  2. «Места памяти» и их идеологические оценки в России в 1990-е гг. и в начале XXI в.
  3. Трагическое прошлое и способы его оценки и восприятия в России и за рубежом: сравнительный анализ отношения к своей истории в России, Германии, Латинской Америке (другие примеры).
  4. Чем, на Ваш взгляд, объясняется устойчивость ностальгии по советскому периоду в российском обществе и политическом дискурсе?

Семинар 3. Российская государственность

Вопросы:

  1. Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена?
  2. Русь и Византия. Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок.
  3. Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика
  4. И.А. Ильин о сущности русской идеи
  5. Россия и Европа: притяжение и отталкивание (на основе книги Данилевского или других авторов)
  6. Идеологические концепты государства дореволюционной России в процессе создания и эволюции советского строя: преемственность или отрицание?

Семинар 4. Пространственные характеристики России.

Вопросы:

  1. Понятие «империя» и многообразие его трактовок. Континентальные и морские империи.
  2. Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании (других империй – на выбор семинариста). «Внутренний колониализм».
  3. СССР как «империя»: сохранился ли имперский характер государства в советский период? Является ли современная Россия империей?
  4. «Неудобные» регионы современной России: в чем их специфика, будущее этих регионов в составе России? (анализ одного-двух примеров на выбор семинариста – Кавказ, Сибирь, Крым, Дальний Восток, «крайний север», Калининград и т.п.)
  5. Понятие «центр» - «периферия» в современной России и их границы.

 

Семинар 5 (история)

Вопросы:

  1. Соотношение светской и церковной власти в Древней и Средневековой Руси.
  2. Сущность российского самодержавия. Когда оно возникло? В чем его отличия от западноевропейских монархий?
  3. Этапы становления и развития представительной власти в России: вече, Земский собор, Государственная Дума. (на основе анализа конкретного примера – на выбор семинариста)
  4. Советская власть: теория и практика. Ленинская идея Советов и ее реализация.
  5. Понятие правового государства. Отношение к праву в СССР: основные этапы развития законодательства и отношения к нему от Ленина до Горбачева.

Семинар 6 (современность)

Вопросы:

  1. Понятие "демократического транзита". Применимость современных теорий демократического транзита к российской трансформации.
  2. Принципиальные изменения в российском конституционном праве в 1990-2000-е гг.: дрейф в сторону авторитаризма?
  3. Россия как федерация: de jure и de facto. Правовой и фактический статус субъектов федерации.
  4. Особенности формирования и деятельности вооруженных сил современной России. Военные реформы в России
  5. Политическая элита современной России и бюрократия: состав и характерные черты.

 

Семинар 7 (история)

Вопросы:

  1. Крестьянские движения XVII – XVIII вв.: бунт или революция? Сравнительный анализ
  2. Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное.
  3. Феномен российской интеллигенции, ее роль в оппозиции российской власти
  4. Политические партии в России в начале ХХ в.: сравнительный анализ программных лозунгов и деятельности двух-трех партий на выбор.
  5. Почему большевики смогли взять и удержать власть?
  6. Диссидентское движение в СССР: основные направления, лидеры и результаты деятельности. (Можно рассмотреть на примерах А.Д. Сахарова, А. Солженицына и др.)

Семинар 8 (современность)

Вопросы:

  1. Сравнительный анализ политических программ двух-трех современных российских политических партий (целевая аудитория (электорат) партии, образ желаемого будущего России (политическая, социально-экономическая модели), место России в международных процессах.)
  2. Внесистемная оппозиция в России (на примере крайне правых, НБП и др.): цели, методы деятельности, роль в современной России
  3. «Цветные» революции в бывших республиках ССР, «арабская весна»: может ли ситуация в России развиваться по схожему сценарию?

Семинар 9 (история)

Вопросы:

  1. Право собственности в Российской империи, его характерные черты и особенности трансформации
  2. Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз. Сравнительный анализ.
  3. В чем причины кризиса советской экономики в 1980-е гг.? Системный кризис, падение цен на нефть, нерентабельность производства, экстенсивный характер развития? Причины субъективные и объективные.
  4. Можно ли было реформировать советскую экономику?
  5. Как характеризуют существовавшие в конце 80-х - начале 90-х программы реформ Г.Явлинский и А.Чубайс? Каковы отличия в подходах и восприятии?

Семинар 10 (современность)

Вопросы:

  1. Особенности "шоковой терапии" и приватизации в России.
  2. Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики
  3. Понятие «модернизация». Что подразумевается под "европейской модернизацией" России? Какие исторические формы этот процесс приобретал? Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией?
  4. Становление и трансформации российской олигархии: основные этапы и особенности
  5. Общенациональные «мегапроекты» современной России и проблема коррупции (анализ на конкретном примере (-ах): Сколково, мост во Владивостоке, олимпиада в Сочи и др.)

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Факультета иностранных языков 4 и 5 курсов

Date: 2015-11-15; view: 175; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию