Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование зоопсихологических знаний в деятельности человека





14.2.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ПРОМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

В настоящее время зоопсихология имеет реальное прикладное значение. Следует отметить, что в этой области нет смысла жестко разделять этологическое, физиологическое и зоопсихологическое направления. Такое разделение делается в науке, где выделяется конкретный предмет и конструируется методология его исследования, но не в практике, где должен быть синтез всех знаний и способов, необходимых для эффективного решения практических задач.

Теоретической основой прикладной зоопсихологии является изучение видотипичных особенностей психики животных, особенностей их адаптации к новым условиям и в первую очередь к условиям антропогенной среды. Эта среда отличается от естественной, к которой происходило приспособление психики и поведения этих животных в эволюции, по трем основным параметрам.

1. Созданные человеком условия жизни животных не всегда совпадают с естественными. Они могут отличаться по многим качествам. Сами объекты не такие, как в природе, что может в той или иной мере затруднять жизнедеятельность животных. Соотношение жизненного пространства и количества особей могут существенно отличаться от необходимого для животных, что ведет к увеличению стрессовых воздействий, изменению взаимоотношений в группе, между родителями и детенышами и т.п. Особенности питания, а также дневные и сезонные ритмы могут быть изменены.

2. Темпы изменений в антропогенной среде не сравнимы с таковыми в естественной среде. Человек привносит в среду различные изменения, руководствуясь своими знаниями и последовательностью их освоения, новыми достижениями в данной области. Животные далеко не всегда могут адаптироваться к темпу этих изменений. Это касается условий содержания, кормления и т.п. Каждый раз животное стоит перед необходимостью психической адаптации, что само по себе требует большого количества психических и физических ресурсов.

3. Изменены динамика и содержание деятельности по удовлетворению потребностей. Это один из существеннейших факторов, влияющих на психику животных. В условиях содержания в неволе и использования в хозяйственной деятельности человека животных изменяется динамика деятельности по удовлетворению потребностей. Часто отсутствует необходимость самосохранения, постройки убежищ, самостоятельного добывания корма. Это создает вакуум активности, сенсорной стимуляции, уровня эмоционального насыщения. Кроме того, во многом изменяется содержание деятельности по удовлетворению потребностей: сами корма становятся другими, их не надо обрабатывать и т.п., нередко изменяются половое поведение и уход за потомством. В целом у большинства сельскохозяйственных животных наблюдаются негативные эффекты домистикации: уменьшается объем головного мозга, существенно упрощается поведение. У тех животных, с которыми человек разделяет деятельность, наблюдается другой эффект; одни стороны психики у них явно усиливаются и усложняются, а другие могут деградировать.

Все это в большей степени касается тех животных, которые непосредственно живут в условиях, созданных человеком, и в меньшей степени тех, кто остается в естественной среде. Однако даже последние частично подвергаются действию указанных факторов, существенно изменяющих их жизнедеятельность. Например, при освоении новых пространств, прокладывании дорог и линий коммуникаций человек нарушает естественные пути миграций, маршруты передвижений по территории, условия мест гнездования и т. п.

Приложение зоопсихологических знаний в хозяйственной деятельности человека имеет несколько направлений. Можно условно определить цель данной области взаимодействия человека с животными так: животное для человека.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В данном случае имеется в виду применение зоопсихологических знаний при содержании одомашненных животных. В настоящее время, как уже указывалось в соответствующих разделах введения данного учебного пособия, используются знания о сенсорно-перцептивных и мотивационных процессах у животных, особенностях их общения друг с другом и с человеком, структуре групп, материнско-детского взаимодействия и т.п. Эти знания позволяют улучшать жизнедеятельность (и продуктивность) домашнего скота и птицы. Особенностью этого направления является то, что человек активно изменяет среду обитания и условия содержания животных с целью увеличения их продуктивности и облегчения труда человека. Это означает активное изменение физических и психических особенностей самих животных в определенном направлении (искусственный отбор), предполагающем увеличение их массы, количества приплода, сокращение времени ухода за потомством, уменьшение агрессивности, напряженности половых потребностей и т. п. Благополучие самого животного не является самостоятельной целью.

 

Разведение промысловых видов животных в неволе: звероводство,







Date: 2015-11-15; view: 474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию