Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение развития психики в антропогенезе (палеопсихология)
Данная область сравнительно-психологических исследований в настоящее время находится в начальной стадии своего становления. Истоки ее локализуются в трех направлениях: в сравнительной психологии, антропологии и этнографии. В психологии обращение к становлению сознания человека в антропогенезе базируется на интерпретации данных антропологии и изучения психики аборигенных племен, находящихся на стадиях культуры, которые оцениваются как исторически начальные в развитии человеческой культуры, цивилизации и самого сознания. Разумеется, эти племена прошли столь же долгий путь преобразований, что все остальное человечество. Большой проблемой является оценка уровня их культурного развития и сформированности сознания. Исследования уровня развития психических процессов и структуры сознания представителей этих племен говорят о том, что различие есть именно в уровне сформированности сознания и его включения в регуляцию взаимодействия субъектов с миром. Все, что касается развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и т.д.), а также сенсомоторного интеллекта, не только не хуже, а нередко и лучше сформировано у аборигенных народностей по сравнению с «цивилизованной» частью человечества. Различие есть в осознании себя и сущностных, объективных закономерностей мира. Л.Леви-Брюль, объясняя особенности «примитивного» сознания, говорил о «коллективных» представлениях, в которых слиты образ объекта и эмоционально-моторные элементы переживания опыта, связанного с восприятием данного объекта. Развитие сознания, как показывают исследования психологов, социологов, философов, является эволюцией совокупного сознания человечества, и каждый субъект получает модель подобного строения и содержания сознания в уже готовом виде, которую он присваивает в онтогенезе в процессе активного взаимодействия с этой моделью, привнося в нее свою долю преобразования. Не менее важные сведения для изучения становления сознания в антропогенезе содержатся в исследованиях двух направлений, которые сформировались в рамках антропологии в середине и во второй половине XX в.: в палеоневрологии и палеоконститу-ционологии. Палеоневрология изучает строение мозга вымерших предков человека по особенностям эндокранов (внутренней поверхности черепной коробки). Основательница этой науки — известный отечественный ученый В.И.Кочеткова — разработала методы реконструкции структуры и функциональных систем го-ловного мозга, которые позволяют представить нейропсихологи-ческие возможности мозга предков человека и его функционирования. Палеоконституционология занимается изучением конституции ископаемых предков современного человека, что позволяет не только уточнить происхождение расовых типов, пролить свет на генетические механизмы образования конституциональных типов, но и вносит вклад в представления о психических особенностях вымерших гоминид, а также самих механизмах «соединения» различных факторов строения и функционирования организма человека в определенное типическое сочетание, которое и дает в итоге тип конституции. Обобщая представления ученых, занимающихся проблемами антропогенеза сознания, можно сказать, что интерпретация содержания и уровня развития сознания на разных эволюционных стадиях его становления, должна основываться на сравнительном изучении продуктов деятельности субъектов и особенностях строения и функционирования их головного мозга, представляющих пять вариантов развития: современные понгиды; вымершие ранние гоминиды (в том числе и ранние этапы развития современного подвида человека); аборигенные племена, находящиеся на разных стадиях развития сознания; ребенок на разных онтогенетических стадиях развития сознания; люди с разными формами нарушений психики. Классические исследования такого плана были сделаны Л.С. Выготским, Л. Леви-Брюлем и К. Леви-Строссом; Э. Тайлором и другими. В дальнейшем в отечественной психологии этими проблемами занимались А.Н. Леонтьев; А.А. Леонтьев; С.Л. Новоселова; В.С.Мухина и другие. В антропологии и этнографии большой интерес представляют исследования рисунков и других видов искусства ритуалов и культов, одежды и жилищ по материалам палеонтологии в сравнении с современными аборигенными племенами экваториальной Африки, Азии, Океании и Америки, а также североазиатскими и североамериканскими аборигенами. Например, изучение примитивных орнаментов привело ученых к выводу о том, что они представляют собой «проматематические» представления: орнаменты состоят из двух элементов, которые чередуются в определенных ритмах, кратных пяти, десяти и семи. Пять и десять соответствуют пальцам на руках, а семь — четверть лунного цикла, который в древних культурах использовался для исчисления основных фаз человеческой жизни. Не менее интересны сопоставления рисунков, способы изготовления и применения орудий, мифологические и тотемические представления и т.п. Большой интерес представляют сравнительные исследования вербальных продуктов деятельности (мифология, устное народное творчество, развитие речи ребенка, этнические особенности языка и, несомненно, овладение искусственными средствами коммуникации у понгид). В целом, видимо, палеопсихология становится необыкновенно перспективной и интересной областью, в которой существует огромное поле проблем и фактического материала, а кроме того, возможностей экспериментального моделирования и применения психологических способов анализа (особенно это касается продуктов деятельности как невербальных, так и вербальных) как на палеонтологическом и историческом материале, так и на современном (различные культуры, онтогенез ребенка, психическая патология, высшие обезьяны).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ: 1. В каких областях психологии предпринимается сравнение психики человека и других животных? 2. Какие требования предъявляются к целостному анализу развития психики в эволюции и происхождении психики человека? 3. Перечислите основные отличия психики животных и человека.
Date: 2015-11-15; view: 2670; Нарушение авторских прав |